Письмо Управления МНС по г. Москве от 29 августа 2001 г. N 03-12/39659
Вопрос: Главным контрольно-ревизионным управлением Правительства Москвы проверены объемы выполненных строительной организацией дорожно-ремонтных работ, осуществляемых по договорам с исполнительными органами государственной власти.
По результатам проверки установлено завышение стоимости строительных работ за счет неправильного применения сметных норм, расценок и пр. На основании актов данных проверок строительная организация обязана вернуть сумму завышения стоимости работ в бюджет.
В каком порядке строительной организации следует отразить данные операции в бухгалтерском и налоговом учете, в том числе при расчете строительной организации с субподрядчиками?
Ответ: Статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект или выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Подрядчик может привлекать для выполнения комплекса или вида работ другие организации - субподрядчиков, заключая с ними договоры субподряда. В этом случае ответственность перед заказчиком за выполнение всех работ в сроки, предусмотренные договором подряда, и с надлежащим качеством должен принять на себя подрядчик.
В этих условиях подрядчик будет выступать перед заказчиком в качестве генерального подрядчика, а перед субподрядчиками - в качестве заказчика.
Согласно ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Методическими указаниями по определению стоимости строительства продукции, утвержденными постановлением Госстроя России от 26.04.99 N 31, определено, что сметная стоимость строительства - сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами. Основой для формирования сметной стоимости строительства являются законодательно утвержденные сметные нормы, определяющие нормативное количество ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ.
Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях к сметным нормам применяются соответствующие коэффициенты.
Статьей 754 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах.
В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 02.03.2000 N 236-РМ "Об утверждении Положения о Главном контрольно-ревизионном управлении Правительства Москвы" Главное контрольно-ревизионное управление Правительства Москвы является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, подведомственным Правительству Москвы, осуществляющим контроль за деятельностью органов исполнительной власти города и субъектов хозяйствования в пределах установленной данным Положением компетенции.
В соответствии с п. 2 Положения одной из основных задач Главного контрольно-ревизионного управления Правительства Москвы является организация и осуществление контроля за сохранностью и использованием средств городского бюджета, в соответствии с которой Управление осуществляет контроль за применением экономически обоснованных цен и тарифов организациями независимо от их организационно-правовых форм, выполняющими заказы Правительства Москвы.
Для выполнения возложенных задач Управление имеет право:
- проводить проверки организаций независимо от их организационно-правовых форм, использующих в своей деятельности средства городского бюджета, территориальных государственных внебюджетных фондов в части использования этих средств;
- проводить проверки организаций независимо от организационно-правовых форм, состоящих в договорных отношениях с органами исполнительной власти Москвы, по соблюдению интересов города, а также с организациями, выполняющими заказы Правительства Москвы, в части использования средств, выделенных на их реализацию;
- требовать от руководителя проверяемой организации обязательного проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей, средств, расчетов, проведения контрольных обмеров выполненных работ.
Документальной проверкой устанавливаются, в том числе, завышения стоимости работ, вызванные:
- неправильным применением сметных норм и расценок, поправочных коэффициентов пересчета сметной стоимости в уровень текущих цен, размер лимитированных и прочих затрат, норм накладных расходов и других нормативов, формирующих договорную цену строительной продукции;
- включением в стоимость выполненных работ затрат, не относящихся к строительно-монтажным работам;
- включением в расчетные документы работ и затрат, фактически не выполненных или ранее уже оплаченных, и другие.
Списание завышенного объема работ отражается заказчиком и подрядчиком сторнировочными записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета, на которых были учтены первоначальные операции. Внесенные в данном случае исправления в бухгалтерском учете учитываются при налогообложении организаций.
Исходя из вышеизложенного, в случае выявления ревизорами Главного контрольно-ревизионного управления Правительства Москвы в ходе проверки завышения подрядчиком объема строительно-монтажных работ, финансируемых за счет средств городского бюджета, заказчик и подрядчик обязаны внести на основании взаимно согласованных изменений в договорах о выполнении строительно-монтажных работ исправления в соответствующие данные бухгалтерского учета, которые должны быть учтены при налогообложении прибыли обеих сторон договора строительного подряда. Этот порядок распространяется также на отношения подрядчика с его субподрядчиками.
Заместитель руководителя Управления |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 29 августа 2001 г. N 03-12/39659
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 19, 2001 г.