Распространяется ли действие пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ на частных нотариусов? В случае применения освобождения по операциям, указанным в пп. 17 п. 2 ст. 149, следует ли частным нотариусам представлять в налоговую инспекцию декларации по НДС за каждый налоговый период? Что является налогооблагаемой базой по налогу на добавленную стоимость для частных нотариусов, оказывающих услуги по ценам, превышающим установленные государственные тарифы, а также в случае применения пониженных тарифов или освобождения от уплаты тарифа для отдельных категорий граждан на основании Закона РФ "О государственной пошлине? Возможно ли применение освобождения от исполнения обязанности налогоплательщика по НДС согласно ст. 145 НК РФ с 1 января 2001 г. на основании данных с октября по декабрь 2000 г.?
В соответствии с пп. 17 п. 2 ст. 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами).
Согласно пп. 6.9 Методических рекомендаций по применению главы 21, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (в редакции приказа МНС России от 22.05.2001 N БГ-3-03/156) не образуется обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в связи с совершением нотариальных действий, за которые взимается государственными нотариальными конторами государственная пошлина, и частными нотариусами плата, соответствующая размеру государственной пошлины в соответствии со статьями 22 и 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 N 4462-1.
Вместе с тем в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине" и п. 7 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.96 N 42 по его применению под государственной пошлиной понимается установленный вышеназванным Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами, включая совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор, зачисляемый в доход местного бюджета по месту нахождения банка (его филиала), принявшего этот платеж. Уплата государственной пошлины за нотариальные действия производится также наличными деньгами по квитанции установленной формы.
Однако для нотариуса, занимающегося частной практикой, источником финансирования деятельности являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий, оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
При этом, ст. 22 Законодательства РФ о нотариате установлено, что за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом. Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса.
С учетом изложенного, при оказании нотариусами, занимающимися частной практикой, действий, по которым предусмотрена обязательная нотариальная форма и взимание платы по тарифу, соответствующему размерам государственной пошлины, данные услуги не подлежат налогообложению, то есть освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
Однако при оказании услуг, тариф по которым определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется в соответствии с п. 1 ст. 154 части второй Налогового кодекса, то есть как стоимость услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, без включения в них налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
При применении пониженных тарифов или освобождения от уплаты тарифа для отдельных категорий граждан, руководствуясь Законом РФ "О государственной пошлине", необходимо учитывать следующее.
Согласно п. 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации при реализации услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Таким образом, налоговой базой для исчисления налога на добавленную стоимость при оказании услуг по тарифам, установленным Законом РФ "О государственной пошлине", является фактическая цена реализации услуг.
Что касается порядка применения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога на добавленную стоимость, то согласно положениям ст. 145 части второй Налогового кодекса РФ данное освобождение предоставляется с 1 апреля 2001 г. на основании данных деятельности организации (индивидуального предпринимателя) за январь-март 2001 г.
Также следует учитывать, что согласно ст. 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
А.А. Глинкин,
заместитель руководителя Управления
государственный советник налоговой службы III ранга
20 июля 2001 г.
"Московский налоговый курьер", N 19, 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1