Проект федерального закона N 141501-3
"О создании и применении космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 3)
Глава II. Особенности государственного регулирования (ст.ст. 4-11)
создания и применения космических средств
военного и двойного назначения
Глава III. Обеспечение выполнения положений настоящего (ст.ст. 12-14)
федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области создания и применения космических средств военного и двойного назначения в целях укрепления обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
космические средства военного назначения - космическая техника и вооружение, специально создаваемые и используемые для решения в космосе и из космоса задач в целях обороны и безопасности Российской Федерации;
космические средства двойного назначения - космические системы, комплексы и средства, предназначенные для использования в целях обороны и безопасности Российской Федерации, а также в научных и (или) социально-экономических целях и соответствующие требованиям, предъявляемым к космическим средствам военного назначения;
создание космических средств военного и двойного назначения в целях обороны и безопасности Российской Федерации (далее - создание космических средства военного и двойного назначения) - разработка, производство, экспериментальная отработка и летные испытания опытных образцов космических средств военного и двойного назначения и принятие их в эксплуатацию;
применение космических средств военного и двойного назначения в целях обороны и безопасности Российской Федерации (далее - применение космических средств военного и двойного назначения) - использование космических средств военного и двойного назначения по предназначению, включая подготовку, запуск, управление функционированием, поддержание указанных космических средств в установленном составе и состоянии и иную, связанную с этим деятельность.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области создания и применения космических средств военного и двойного назначения
Отношения в области создания и применения космических средств военного и двойного назначения в целях обороны и безопасности Российской Федерации (далее - создание и применение космических средств военного и двойного назначения) регулируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Военной доктриной Российской Федерации.
Статья 3. Цели и основные принципы создания и применения космических средств военного и двойного назначения
1. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права создание и применение космических средств военного и двойного назначения основывается на неотъемлемом праве Российской Федерации на индивидуальную и коллективную самооборону в случае применения вооруженной силы иностранным государством первым против территориальной целостности, политической независимости или суверенитета Российской Федерации или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, а также выполнения Российской Федерацией обязательств в области обеспечения обороны и безопасности перед иностранными государствами, с которыми заключены соответствующие международные договоры Российской Федерации.
2. Создание и применение космических средств военного и двойного назначения осуществляется в целях:
повышения эффективности действий Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации в мирное и военное время;
решения задач по предупреждению возможного применения вооруженной силы иностранным государством первым против территориальной целостности, политической независимости или суверенитета Российской Федерации или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, а также предупреждению других угроз национальным интересам Российской Федерации в космосе и из космоса;
контроля за выполнением международных договоров Российской Федерации по ограничению и сокращению вооружений, в том числе предотвращения распространения оружия массового поражения на космическое пространство;
сохранения и укрепления позиций Российской Федерации как одной из ведущих космических держав в геополитическом, экономическом и технологическом аспектах.
3. К основным принципам создания космических средств военного и двойного назначения относятся:
особый порядок разработки и производства космических средств военного назначения, а также приема их на вооружение, определяемый нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти по обороне;
особый порядок разработки и производства космических средств двойного назначения, а также приема их эксплуатацию, определяемый нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти по обороне и федерального органа исполнительной власти по космической деятельности;
обеспечение заданных государственным заказчиком уровней надежности и эффективности космических средств военного и двойного назначения, их устойчивости к различных факторов естественного и искусственного происхождения, ресурсоемкости, ремонтопригодности и возможностей по модернизации;
ориентация преимущественно на перспективные технологии, отечественную производственную и экспериментально-испытательную базу.
4. К основным принципам применения космических средств военного и двойного назначения относятся:
централизация планирования и единого управления применением космических средств военного и двойного назначения, осуществляемая федеральным органом исполнительной власти по обороне;
заблаговременное развертывание группировок космических аппаратов на орбитах и необходимой наземной космической инфраструктуры, постоянное поддержание их в установленном составе и состоянии;
преимущественно многоцелевое применение космических средств военного и двойного назначения в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации;
сохранение за Российской Федерацией права на адекватные ответные меры в случае угрозы ее государственным интересам в космосе;
обеспечение технической и технологической независимости создания и применения космических средств военного и двойного назначения от иностранных государств, а также достаточности сил, средств и ресурсов, необходимых для защиты государственных интересов;
максимальная интеграция космических средств военного и двойного назначения с системами вооружений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации;
исключение несанкционированного использования космических средств военного и двойного назначения.
Глава II. Особенности государственного регулирования создания и применения космических средств военного и двойного назначения
Статья 4. Особенности организации разработки, производства и принятия в эксплуатацию космических средств военного и двойного назначения
1. Космические средства военного и двойного назначения создаются в рамках государственного оборонного заказа на разработку, производство и поставки вооружения и военной техники в ходе выполнения научно-исследовательских, научно-экспериментальных и опытно-конструкторских работ, опытного и серийного производства.
Космические средства двойного назначения включаются в космический раздел федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники и в Федеральную космическую программу России.
Основные показатели космических средств военного и двойного назначения уточняются в государственном оборонном заказе на разработку, производство и поставки вооружения и военной техники на очередной год.
2. Разработка, производство и принятие в эксплуатацию космических средств двойного назначения для решения задач в интересах обороны и безопасности Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для космических средств военного назначения.
3. Перечень разрабатываемых, находящихся в производстве и использовании (эксплуатации) космических систем, комплексов и средств двойного назначения для решения задач в интересах обороны и безопасности Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации по предложениям федерального органа исполнительной власти по обороне по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности.
4. Перечень космических средств двойного назначения, включенных в космический раздел федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники, федеральный орган исполнительной власти по обороне согласовывает с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности, а перечень космических средств двойного назначения, включенных в Федеральную космическую программу России, федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности согласовывает с федеральным органом исполнительной власти по обороне.
5. При разработке, производстве и приеме в эксплуатацию космических средств двойного назначения государственными заказчиками, указанными в пункте 7 настоящей статьи, совместно с федеральным органом исполнительной власти по связи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должны проводиться мероприятия по международно-правовой защите орбитально-частотных позиций и частотных присвоений радиоэлектронным средствам.
6. Придание вновь разрабатываемым или принимаемым на вооружение (эксплуатацию) космическим средствам двойного назначения статуса двойного назначения осуществляется по предложению федерального органа исполнительной власти по обороне, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, при принятии решения на разработку или о принятии на вооружение (в эксплуатацию) данного космического средства.
7. Государственным заказчиком космических средств военного назначения, а также космических средств двойного назначения, включенных в космический раздел федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники является федеральный орган исполнительной власти по обороне.
Государственным заказчиком космических средств двойного назначения, включенных в Федеральную космическую программу России, является федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности.
8. Размещение государственного заказа на разработку, производство и поставки космических средств двойного назначения в рамках Федеральной космической программы России осуществляется федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне.
9. Федеральный орган исполнительной власти по обороне имеет приоритетное права при размещении заказа на поставки космических средств двойного назначения.
10. Оформление государственного заказа (договора) государственным заказчиком на разработку, производство и поставки космических средств военного и двойного назначения с головным исполнителем государственного оборонного заказа осуществляется в соответствии с Федеральными законами "О государственном оборонном заказе" и "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
11. Принятие в эксплуатацию космических средств военного назначения осуществляется по результатам государственных летных испытаний федеральным органом исполнительной власти по обороне.
12. Принятие в эксплуатацию космических средств двойного назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обороне совместно с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности в порядке, установленном для космических средств военного назначения.
13. Контроль качества и принятие в эксплуатацию космических средств двойного назначения осуществляется представителями федерального органа исполнительной власти по обороне в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Порядок и особенности подготовки, запуска и применения космических средств военного и двойного назначения
1. Применение космических средств военного назначения планируется, организуется и осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обороне. Применение космических средств двойного назначения планируется, организуется и осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обороне совместно с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности.
2. Подготовка и запуск космических средств двойного назначения в интересах федерального органа исполнительной власти по обороне при привлечении объектов, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти по космической деятельности, а также подготовка и запуск космических средств двойного назначения в научных и социально-экономических целях при привлечении объектов, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти по обороне, производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
3. Планирование применения космических средств двойного назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обороне совместно с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности с учетом согласованного Правительством Российской Федерации распределения ресурса указанных средств. При этом приоритет имеют задачи, решаемые в интересах обороны и безопасности Российской Федерации.
Прием информации с космических средств наблюдения двойного назначения, принятых на вооружение, осуществляется средствами федерального органа исполнительной власти по обороне.
Привлечение других средств приема информации с указанных космических средств и передача ее потребителям осуществляется по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по обороне.
Получение, передача и использование информации с космических средств наблюдения двойного назначения в научных и социально-экономических целях осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Для решения задач в интересах обороны и безопасности Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, могут привлекаться необходимые космические средства, а также объекты (элементы) наземной космической инфраструктуры социально-экономического назначения.
5. Применение космических средств двойного назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обороне по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности с учетом специфики указанных средств, взаимодействия участвующих в их использовании сторон и оказываемых потребительских услуг.
6. Космические средства военного назначения обладают приоритетом в применении по сравнению с космическими средствами, используемыми в научных и (или) социально-экономических целях, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
7. Применение космических средств военного и двойного назначения и соответствующей инфраструктуры в научных и социально-экономических целях, а также в интересах международного сотрудничества в случаях, не противоречащих оборонным целям Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обороне по планам и заявкам федерального органа исполнительной власти по космической деятельности, а также других, участвующих в космической деятельности федеральных органов исполнительной власти.
8. Использование космических средств военного и двойного назначения и соответствующей наземной космической инфраструктуры, а также порядок их использования в интересах иностранных государств определяется Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
9. Использование космических средств двойного назначения в научных и социально-экономических целях осуществляется федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по обороне, при этом информация о применении и техническом состоянии указанных средств в согласованном объеме передается в федеральный орган исполнительной власти по обороне.
10. Российская Федерация осуществляет военное сотрудничество с иностранными государствами в области применения космических средств военного и двойного назначения на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
11. Предоставление ресурса космических средств двойного назначения (результатов их применения) российским и иностранным потребителям осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы внешнеторговой деятельности, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, нераспространения ракетных технологий и экспортного контроля.
12. Уступка приобретенных потребителями прав пользования ресурсом космических средств двойного назначения (результатами их применения) другим лицам допускается только при согласии федерального органа исполнительной власти по обороне и федерального органа исполнительной власти по космической деятельности на основании заключенных в установленном порядке соглашений (договоров).
Уступка (передача) приобретенных потребителями прав на результаты интеллектуальной деятельности в области космических технологий, принадлежащих Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
13. Ответственность за мобилизационную готовность космических средств двойного назначения несут федеральный орган исполнительной власти по обороне и федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности.
Статья 6. Управление деятельностью по созданию и применению космических средств военного и двойного назначения
1. Для обеспечения непосредственного руководства и управления созданием и применением космических средств военного и двойного назначения в составе Вооруженных Сил Российской Федерации могут создаваться соответствующие воинские формирования на основе нормативных правовых актов Президента Российской Федерации. Структура, задачи и функции созданных воинских формирований определяются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти по обороне в пределах его компетенции.
Для выполнения отдельных задач по Федеральной космической программе и долгосрочным космическим программам Российской Федерации нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут создаваться временные воинские формирования.
2. Порядок подготовки, проведения и обеспечения запусков ракет-носителей с космическими аппаратами в целях обороны и безопасности Российской Федерации и управления ими в полете в мирное и военное время регламентируются руководящими документами федерального органа исполнительной власти по обороне.
3. Оперативное управление космическими средствами военного назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обороне.
Оперативное управление космическими средствами двойного назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обороне и федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Защита результатов интеллектуальной деятельности, полученных при разработке космических средств двойного назначения или результатов ранее выполненных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, используемых при разработке и производстве космических средств двойного назначения, а также распоряжение правами на указанные результаты в процессе экспорта продукции, международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, оказания на договорной основе услуг в области космической деятельности, осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Порядок финансирования создания космических средств военного и двойного назначения
1. Финансирование разработки, производства и использования космических средств военного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственного оборонного заказа за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти по обороне.
2. Финансирование разработки, производства и использования космических средств двойного назначения осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти по обороне, федеральному органу исполнительной власти по космической деятельности и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, а также за счет привлекаемых внебюджетных средств, в том числе средств потребителей услуг, предоставляемых с использованием указанных средств.
3. Общий объем финансирования определяется федеральным бюджетом на соответствующий год. Финансовые средства на создание космических средств военного и двойного назначения распределяются между исполнителями работ в соответствии с государственными контрактами.
4. В ходе создания космических средств двойного назначения могут привлекаться иные источники финансирования в рамках Федеральной космической программы.
5. В целях консолидации усилий и ресурсов для ускорения создания и повышения эффективности использования космических средств военного и двойного назначения федеральный орган исполнительной власти по обороне совместно с другими федеральными органами исполнительной власти может создавать внебюджетные фонды, а также дирекции для координации работ по особо важным космическим проектам и программам и привлекать иные внебюджетные источники финансирования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6. Денежные средства, полученные от распоряжения принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности (в части космической деятельности) направляются в федеральный орган исполнительной власти по обороне на осуществление создания и применения космических средств военного и двойного назначения.
7. Федеральный орган исполнительной власти по обороне и федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут использовать для финансирования разработки, производства и использования космических средств двойного назначения средства, поступающие от военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в области космической деятельности, международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, оказания на договорной основе услуг в области космической деятельности, а также средства, поступающие от других видов деятельности в данной области.
Статья 8. Лицензирование космической деятельности в целях обороны и безопасности Российской Федерации
Лицензирование космической деятельности в целях обороны и безопасности Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 9. Сертификация космических средств военного и двойного назначения и других средств, используемых в целях обороны и безопасности Российской Федерации
1. Космическая техника, оборудование и приборы, информационные и программные продукты, используемые при ее изготовлении, испытаниях и применении, системы обеспечения качества производства, объекты космической инфраструктуры, используемые в целях обороны и безопасности Российской Федерации, подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Сертификация космических средств военного и двойного назначения организуется государственным заказчиком данных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Порядок пользования земельными участками, выделяемыми для объектов космической инфраструктуры и используемых для космических средств военного и двойного назначения
1. Земельные участки, выделяемые для объектов космической инфраструктуры и используемые для космических средств военного и двойного назначения, с прилегающими к ним зонами отчуждения, а также земельные участки, выделяемые для обеспечения безопасности при падении отделяющихся частей ракет-носителей, находятся в федеральной собственности и используются федеральным органом исполнительной власти по обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Границы земельных участков полигонов посадки космических средств военного и двойного назначения определяются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Использование данных земельных участков осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
3. На территории полигонов, расположенных на территории иностранных государств, используемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации в интересах космических средств военного и двойного назначения, может устанавливаться особый режим безопасности функционирования объектов космической инфраструктуры, включая установление контролируемых и (или) закрытых запретных зон по границе территории полигонов, ограничения въезда (выезда) граждан и другие ограничения, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
4. При запуске ракет-носителей для вывода в космос космических средств военного и двойного назначения из акватории мирового океана в целях обеспечения безопасности судоходства и охраны интересов Российской Федерации Российской Федерацией могут устанавливаться запретные для плавания районы и временно опасные для плавания районы, в которых полностью запрещается или временно ограничивается плавание и постановка на якорь всех судов и военных кораблей, пролет, зависание и посадка (приводнение) летательных аппаратов и другая деятельность.
Решение об установлении запретных для плавания районов и временно опасных для плавания районов, об их открытии для плавания, а также правила для таких районов принимается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти по обороне.
Указанное решение Правительства Российской Федерации вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям". Границы запретных и опасных для плавания районов показываются на навигационных картах, издаваемых федеральным органом исполнительной власти по обороне.
Статья 11. Государственный экологический контроль при создании и применении космических средств военного и двойного назначения
1. Государственный экологический контроль при создании и применении космических средств военного и двойного назначения представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов, стандартов и правил Российской Федерации или применимых международных договоров Российской Федерации, касающихся защиты окружающей природной среды.
2. Государственный экологический контроль осуществляется федеральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды с участием других федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
3. При возникновении угрозы для безопасности населения и окружающей природной среды в процессе создания и применения космических средств военного и двойного назначения федеральный орган исполнительной власти по обороне и федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности незамедлительно информируют об этом соответствующие органы государственной власти, а также организации и граждан.
4. В случае, если в результате деятельности по созданию и применению космических средств военного и двойного назначения, последовала чрезвычайная ситуация, информация о принятых мерах федеральным органом исполнительной власти по обороне и федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности представляется в федеральный орган исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды, в федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также в органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
5. Расследование экологических правонарушений в целях возмещения вреда, нанесенного окружающей природной среде осуществляется федеральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности в пределах своих полномочий.
Глава III. Обеспечение выполнения положений настоящего федерального закона
Статья 12. Ответственность за нарушения настоящего федерального закона
Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, своими действиями нанесшие или наносящие ущерб Российской Федерации по созданию и (или) применению космических средств военного и (или) двойного назначения привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размеров нанесенного ущерба.
Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим федеральным законом.
Статья 14. Порядок вступления в силу настоящего федерального закона
Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.