Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О создании и применении космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации"
Настоящий законопроект разработан депутатами Государственной Думы в соответствии с рекомендациями парламентских слушаний на тему: "Об использовании космоса и космической индустрии в геополитических интересах России".
В рабочей группе при подготовке законопроекта на разных стадиях приняли участие специалисты федеральных органов исполнительной власти (Министерства обороны Российской Федерации, Российского авиационно-космического агентства, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и др.), научно-исследовательских и производственных структур, непосредственно участвующих в осуществлении космической деятельности (4 ЦНИИ Министерства обороны Российской Федерации, ЦИК им.Ю.А.Гагарина, ЦНИИМАШ, организации "Агат", Института США и Канады РАН и др.).
В ходе подготовки законопроекта были проведены консультации с представителями ведущих научно-производственных объединений, работающих в области военного космоса.
Необходимость разработки законопроекта "О создании и применении космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации" определяется тем, что в законодательстве Российской Федерации отсутствуют правовые нормы, регламентирующие разработку, создание и применение космических средств военного и двойного назначения в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
В статье 8 Закона Российской Федерации "О космической деятельности" имеется правовая норма, которая указывает, что создание и использование космических средств военного назначения регулируется законодательством Российской Федерации, т.е. подтверждается, что требуется специальный закон по регулированию этих вопросов.
Ведущие государства, имеющие космические средства военного и двойного назначения, имеют специальные законы, регламентирующие создание и применение космических средств в интересах обороны и безопасности своих государств.
Существующий Закон Российской Федерации "О космической деятельности" полностью посвящен правовым нормам в отношении разработки, создания, производства, лицензирования, сертификации космических средств, используемых в научных и социально-экономических целях, а также обеспечения их безопасности, расследования происшествий, поисковым и аварийно-спасательным работам, страхованию космической деятельности, космическим объектам, космической инфраструктуре и др.
Единственная статья, которая посвящена компетенции федерального органа исполнительной власти по обороне, где упоминаются космические средства военного назначения, является статья 7.
Поэтому предложение Российского авиационно-космического агентства о включении основных положений предлагаемого законопроекта в действующий Закон Российской Федерации "О космической деятельности" представляется неправомерным и противоречащим статье 8 Закона Российской Федерации "О космической деятельности".
В настоящее время правовые нормы по созданию и применению космических средств военного и двойного назначения регулируются подзаконными актами:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 года N 293-р "Положения о порядке финансирования, разработки и использования (в том числе в особый период) космических систем, комплексов и средств двойного (военного и гражданского) назначения";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 1998 года N 819-31 "Положения о порядке создания, серийного производства и эксплуатации ракетных и космических комплексов".
Вся концепция Закона Российской Федерации направлена на регламентирование правовых норм в отношении разработки, создания и применения космических средств в научных и социально-экономических целях. Слияние гражданского и военного космических направлений и, тем более, усиление военного направления в рамках одного закона в такой важной сфере, как космос, затруднит активно развивающееся международное сотрудничество в области космонавтики и может привести к срыву заключаемых договоров (контрактов) и обострить финансовое положение в космической отрасли.
Законопроект включает три главы (четырнадцать статей).
В законопроекте отражены правовые нормы правового регулирования, цели и принципы создания и применения космических средств военного и двойного назначения (статьи 2 и 3). Основу законопроекта составляет глава 2 об особенностях государственного регулирования создания и применения космических средств военного и двойного назначения, в которой определены правовые нормы особенностей организации разработки, производства и принятия в эксплуатацию (статья 4), порядка и особенностей подготовки, запуска и применения космических средств военного и двойного назначения (статья 5) и управление деятельностью (статья 6) по созданию и применению космическими средствами военного и двойного назначения.
Определены правовые нормы и в отношении лицензирования и сертификации космических средств военного и двойного назначения.
В законопроект включены правовые нормы об использовании космодромов, расположенных на территории иностранных государств (пункт 3 статьи 10) и о запуске ракет-носителей из акватории мирового океана (пункт 4 статьи 10). Впервые разработаны правовые нормы в отношении экологического контроля при создании и применении космических средств военного и двойного назначения (статья 11).
Принятие данного законопроекта потребует расходования средств из федерального бюджета, не потребует увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Принятие федерального закона потребует внесения изменений и дополнений в Федеральные законы "О космической деятельности", "Об обороне", "О государственном оборонном заказе", частично регламентирующих вопросы создания космических средств двойного назначения.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О создании и применении космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О создании и применении космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации" предусматривает финансирование из средств федерального бюджета для поддержания группировки космических аппаратов военного назначения на космической орбите.
Для выполнения функциональной принадлежности группировки космических аппаратов военного назначения требуется 30 - 40 аппаратов в готовности регулярной их замены на новые в случае неисправности отдельных аппаратов. Учитывая ежегодный выход из строя 10 - 15% от общего количества группировки космических аппаратов военного назначения, потребуется ежегодно производить и ежегодно заменять около 4 - 6 космических аппаратов. Кроме того, события в мире диктуют необходимость создания отдельной группировки космических аппаратов для ведения оперативной разведки в количестве 8 - 10 аппаратов.
Учитывая высокую капиталоемкость, длительный срок производства и не окупаемость космической техники в законопроекте предусмотрено финансирование за счет средств федерального бюджета.
Ежегодные расходы из средств федерального бюджета могут составить:
на создание группировки космических аппаратов военного назначения для ведения оперативной разведки 3 - 4 млрд. рублей;
на проведение фундаментальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях совершенствования космических средств военного и двойного назначения 0,5 - 0,8 млрд. рублей;
на замену вышедших из строя отдельных космических аппаратов группировки космических аппаратов военного назначения 1,8 - 2,2 млрд. рублей;
поддержание космической инфраструктуры для обеспечения создания, запуска и управления космическими аппаратами 2,4 - 3,6 млрд. рублей;
содержание космических войск Министерства Обороны Российской Федерации 1,8 - 2,0 млрд. рублей.
Таким образом, прямые расходы из средств федерального бюджета ежегодно могут составлять - 9,5 - 12,2 млрд.руб.
Принятие федерального закона не потребует выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств иностранных государств перед Российской Федерацией, изменения других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введения в действие или отмене, в связи с принятием федерального закона "О создании и применении космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О создании и применении космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации" потребуется внесения изменений и дополнений в:
Закон Российской Федерации "О космической деятельности";
Федеральный закон "Об обороне";
Федеральный закон "О государственном оборонном заказе".
Необходимость внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации заключается в том, что вышеперечисленные Законы частично регламентируют правовые нормы по созданию и применению космических средств, но только двойного назначения и поэтому требуют уточнения.
Например, в статье 7 Закона Российской Федерации "О космической деятельности" регламентируются полномочия Министерства Обороны Российской Федерации по созданию космических средств военного и двойного назначения, но никаких норм по созданию и применению в Законе нет. Поэтому из статьи 7 необходимо исключить полномочия Министерства Обороны Российской Федерации по созданию и применению космических средств военного назначения.
Статья 2 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" должна быть дополнена нормой, что в состав оборонного заказа включается "серийное производство и поставки космической техники военного производства".
Статья 6 Федерального закона "Об обороне", касающейся полномочий Правительства Российской Федерации в области обороны, требует дополнения о том, что Правительство Российской Федерации "осуществляет руководство по разработке, производству и приему в эксплуатацию космических средств военного и двойного назначения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.