Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 1, 4, 7, 9 Закона Российской Федерации "О мировых судьях в Российской Федерации"
Практика организации мировой юстиции в субъектах Российской Федерации и анализ работы мировых судей в Российской Федерации показал, что включение мировых судей в единую судебную систему Российской Федерации, требует однообразного с федеральными судами подхода к формам создания и деятельности мировых судей.
Именно поэтому целесообразно передать организационное обеспечение деятельности этого института в веденье Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации.
Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
На сегодня нет единого подхода к данной проблеме, и в разных регионах она решается по-разному. Однако в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации полномочия по организации и руководству деятельности мировых судей возложены на территориальные управления Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, и это дает положительные результаты. Принимая во внимание, что такие полномочия передаются территориальным управлениям на основании договора, заключенного между ними и администрациями субъектов, а это вызывает соответствующие сложности, следует внести предложенные изменения в статью 1 Закона.
В действующем Законе "О мировых судьях в Российской Федерации" усложнена процедура формирования количества судебных участков и числа мировых судей в субъектах Российской Федерации. Она не предусматривает гибкой формы при необходимости перераспределения мировых участков, как между субъектами, так и внутри субъекта Российской Федерации и количества мировых судей в зависимости от нагрузки и иных важных обстоятельств.
В связи с этим предлагается:
Федеральным Законом регулировать (устанавливать) лишь общее число мировых судей и судебных участков в Российской Федерации. Их количество в субъекте Российской Федерации следует создавать, и упразднять Законами самого субъекта по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах установленного общего числа мировых судей и судебных участков. Такая форма позволит более эффективно и экономично использовать имеющийся корпус мировых судей.
В этих же целях, а также для обеспечения права граждан на гарантированную им судебную защиту в установленные законом сроки необходимо на период временного отсутствия мирового судьи исполнение его обязанностей возложить на мирового судью другого судебного участка либо на федерального или мирового судью находящихся в отставке, а также передачу судебных дел с одного судебного участка на другой. Поэтому предлагается внести соответствующие изменения и дополнения статьи 4 и 7 Закона.
Складывающаяся практика формирования аппарата мировых судей в субъектах Российской Федерации свидетельствует о том, что этот процесс требует корректировки.
Недостаточное число работников, обеспечивающих судопроизводство мировой юстиции, приводит к снижению ее результативности, а в некоторых местах просто к параличу.
Именно для обеспечения полноценной судебной процедуры, качественного и оперативного отправления правосудия мировыми судьями следует установить, что количество сотрудников аппарата мирового судьи и структура этого аппарата должны соответствовать уровню, определенному нормативами, установленными в единой судебной системе Российской Федерации и не могут быть ниже него (п. 1 ст. 9).
Реализация данного закона не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Депутат Государственной Думы |
Дорогин В.Ф. |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи
1, 4, 7, 9 Закона Российской Федерации "О Мировых судьях в Российской
Федерации"
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.