Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О монетах из драгоценных металлов"
Серьезной проблемой российской экономики, финансовой системы страны является ее зависимость от засилия доллара на внутреннем финансовом рынке. Долларизация экономики создает реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, порождает ее зависимость от мировой финансовой системы, которая, по мнению многих мировых экспертов, может скоро претерпеть критические изменения.
По данным компетентных органов, только у населения России находится 70-80 млрд. долларов США наличными. Немалые суммы валютных средств размешены на валютных счетах в банках России и зарубежных стран, а также составляют основу валютного резерва Центрального банка России.
Присутствие доллара, как параллельной денежной единицы на российском финансовом рынке означает, что фактически США взяли у России кредит на указанную выше сумму и не собираются его возвращать. Реальная обеспеченность доллара США не превышает, по экспертным оценкам, 4 - 5%. Созданная на планете долларовая пирамида может рухнуть в любой момент и подмять под собой экономики стран, в которых присутствует значительное количество долларов. Сами США защищены от крушения этой пирамиды; в соответствии с американской конституцией и законом о чрезвычайных ситуациях Президент при согласии Конгресса может создать новую денежную систему в течение 24 часов.
Угроза подобного развития событий уже осознана в Западной Европе, в связи с чем вводится в обращение своя европейская денежная единица "евро". При появлении в 2002 году "евро" в наличном обороте американский доллар будет, безусловно, вытеснен с европейских рынков, курс его, неизбежно, упадет и большую часть негативных последствий придется на Россию, имеющую на своей территории почти 1/3 рассредоточенных по миру наличных долларов США.
С учетом изложенного, принятие федерального закона "О монетах из драгоценных металлов" является, по видимому, единственным упреждающим средством защиты России от окончательного банкротства как государства.
Чеканка монет из драгоценных металлов при себестоимости в 1% от стоимости металла позволит постепенно не только вытеснить доллар, но и при продаже с наценкой в 2-5% к текущей мировой цене пополнить бюджет Российской Федерации. Валютные накопления за счет скупки долларов могут быть использованы на погашение внешнего долга и закупку золота за рубежом.
Текущая низкая цена на золото - не более, чем искусная игра. В частных руках у сильных мира сего около пятидесяти тысяч тонн золота в слитках и монетах, поэтому эти люди сделают все, чтобы оно вновь сильно подорожало и легло в основу новой мировой финансовой системы. Они сейчас по всему миру скупают ставшие нерентабельными шахты, рудники, разведанные месторождения золота.
Золотой запас во всех банках мира составляет около 32 тыс. тонн. Больше всего он у США - около 8500 тонн; таким образом, они лучше всех застраховались от грядущего развала своей долларовой системы.
Основным аргументом оппонентов введения нового российского "червонца" является ссылка, во-первых, на небольшой золотой запас России и, во-вторых, возможность перетока наших золотых монет за границу. Оба эти фактора можно обойти, если организовать чеканку монет из золота, закупаемого оптом за границей на той же Лондонской бирже, на основе предоплаты граждан. Такая операция вполне по силам Сбербанку России, имеющему самую большую сеть филиалов-отделений, связанных единой информационной системой.
Группа депутатов Госдумы поставила этот вопрос при принятии Бюджета на 1999 год, в связи с чем в постановлении Государственной Думы "О принятии в третьем чтении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" N 3593-II ГД от 29 января 1999 г., пункте 4, части 5 появилось поручение Правительству Российской Федерации:
"совместно с Центральным банком Российской Федерации в целях вовлечения в оборот денежных накоплений граждан Российской Федерации и развития золотодобывающей промышленности Российской Федерации рассмотреть вопрос о выпуске в обращение золотых монет (червонцев), обладающих статусом официальной денежной единицы (валюты) Российской Федерации."
В федеральном бюджете на 1999 год предусмотрено покрытие части дефицита продажей золота из госрезерва на сумму 7,0 млрд. рублей, чему соответствует около 30 тонн золота.
Если же золотая монета выпускается как полноценное платежное средство, то государство имеет право выпустить казначейские билеты (бумажные деньги, обеспеченные золотом) на сумму в 3 раза большую эмиссии металлом. Таким образом, для покрытия дефицита бюджета в 7 млрд. рублей достаточно реализовать всего 7 тонн золота монетами, а не 30 тонн слитками.
Поскольку поручение Государственной Думы не было выполнено, депутаты вынуждены внести свой законопроект о выпуске золотых монет как полноценного платежного средства, введение которого не требует дополнительных расходов федерального бюджета.
Если в начале века Россия сумела возродиться из военной разрухи во многом благодаря золотым монетам и казначейским билетам, обеспеченных золотом, то в настоящее время ситуация гораздо более благоприятная.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О монетах из драгоценных металлов"
Краткая историческая справка
Цели введения золотых монет и казначейских билетов, обеспеченных
золотом
Условия выпуска монет
Технические характеристики
Экономические показатели партии в 10 тонн
Затраты на изготовление монет
Доход за счет привлеченного золота
Доход за счет золота резервов ЦБР и Правительства РФ
Краткая историческая справка
Червонный золотой - нарицательное обиходное название всех крупных золотых монет до XVIII века.
Начиная с Ивана III (1462 - 1505 гг.) все русские правители, кроме Василия IV (1505 - 1583 гг.) и Бориса Годунова (1598 - 1605 гг.) чеканили Червонец. Со времени Петра I (1689 - 1725 гг.) Червонец чеканился с чистым весом 3,39 грамм при общем весе 3,47 грамм и выпускался также как полноценная ходячая монета.
В советское время в ходе реформы 1922 - 1924 гг. был выпущен золотой Червонец с чистым весом 7,74 грамма при общем весе 8,6 грамм. В 70-е годы были осуществлено несколько выпусков советского червонца с теми же техническими характеристиками.
Цели введения золотых монет и казначейских билетов, обеспеченных золотом
1. Защита сбережений граждан и валютных резервов государства. Увеличение количества золота у граждан, банков и золотого запаса страны.
2. Вытеснение наличных долларов США и другой иностранной валюты из денежного оборота в России благодаря законодательно установленной минимально возможной наценки на монеты из драгметаллов при их купле-продаже.
3. Использование валютных сбережений граждан России для роста спроса на драгметаллы и развития отечественной промышленности по их добыче.
4. Развитие контролируемого государством рынка золота. Сокращение и ликвидация нелегального рынка золота.
5. Укрепление национальной валюты (рубля) и увеличение дополнительных доходов федерального бюджета.
Условия выпуска монет
Для обеспечения государственной гарантии ликвидности монет Правительство Российской Федерации и Центральный банк России вводят официальные котировки на покупку и продажу:
Рубль из золота/Рубль;
Рубль из золота/Доллар США;
Рубль из золота/ЕВРО.
Для контроля и координации выпуска и обращения рублей из золота среди населения Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком России должны создать Межведомственную комиссию с соответствующими полномочиями.
Технические характеристики
Исходя из указанных выше характеристик с учетом современной ситуации, согласно которой чистота и масса металла в монете должна быть кратной тройской унции (31,1 грамма), предлагается установить чистый вес золота в 1 Червонце величиной 1/4 тройской унции или 7,775 грамма при пробе 99,9% с учетом стандартов чистоты металла на Лондонской бирже драгоценных металлов.
Для защиты монеты от подделок и визуального контроля на ее поверхность наносится голограмма (объемное лазерное изображение), разработанная Московским монетным двором, а для инструментального контроля учреждения Сбербанка России оснащаются недорогим оборудованием для проверки золотого содержания по комплексу параметров (удельного веса и др.) без нарушения целостности монет.
Экономические показатели партии в 10 тонн
1. Масса, объем - 10,0 тонн золота
2. Вес, масса монеты - 1/4 тройской унции = 7,775 грамма
3. Количество монет - 1.280.000 штук.
4. Химическая чистота металла - 999
5. Цена металла 287 долл. США / 31,1 гр. = 9,1 долл. США./ гр.
6. Цена 10 тонн металла - 91.000.000 долл.
США
7. Цена металла в монете - 71,09 долл. США
8. Премия над ценой металла при реализации - 3.185.000 долл. США
монет в розницу - 3,5 %
Затраты на изготовление монет
9. Приобретение золотых слитков - 0,5% = 455.000 долл. США
10. Чеканка - 1% = 910.000 долл. США
11. Организация обслуживания 0,5% = 455.000 долл. США
12. Итоговые затраты на выпуск = 1.820.000 долл. США
Доход за счет привлеченного золота
3.185.000 - 1.820.000 = 1.365.000 долл. США (43 млн.руб)
Доход за счет золота резервов Центрального банка России
и Правительства РФ
91.000.000 + 1.365.000 = 92.365.000 долл. США (2955 млн.руб)
Учитывая, что на руках у населения имеется 70 - 80 млрд. долларов, то при цене 10 долл/грамм этому соответствует 7000 - 8000 тонн золота. При удовлетворении этого спроса на 25% монетами и на 75% казначейскими билетами, обеспеченных золотом, потребуется 1750 - 2000 тонн золота. Очевидно, что внутреннее производство таких объемов невозможно и покрытие дефицита должно осуществляться за счет сбора средств граждан и организации закупок на международных биржах.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
в связи с принятием федерального закона "О монетах из драгоценных
металлов"
В связи с принятием федерального закона "О монетах из драгоценных металлов" требуется принятие:
1. Федерального закона "О внесении изменений в статью 28 Закона РФ "О Центральном банке РСФСР (Банке России)".
2. Инструкции о порядке выпуска и оборота монет из золота и казначейских билетов, обеспеченных золотом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.