Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об инвестировании средств
для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской
Федерации"
Проект федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсий в Российской Федерации" устанавливает организационные и правовые основы инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий лицам, застрахованным в Пенсионном фонде Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондах и других финансовых организациях, уполномоченных законом осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
Предметом настоящего законопроекта являются правоотношения, возникающие с момента поступления страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и прекращающиеся исполнением Пенсионным фондом Российской Федерации, уполномоченными негосударственными пенсионными фондами обязанности по осуществлению выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законопроектом.
Правоотношения, выходящие за вышеуказанные рамки регулируются Налоговым и Бюджетным кодексами Российской Федерации, Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации", "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
1. Законопроектом установлены принципы, в соответствии с которыми должно осуществляться инвестирование средств пенсионных накоплений. В их числе:
обеспечение доходности, сохранности, ликвидности и диверсификации средств пенсионных накоплений;
обеспечение информационной открытости и понятности процесса инвестирования пенсионных накоплений для широких слоев населения;
обеспечение прозрачности и подконтрольности формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного и общественного контроля и надзора;
обеспечение профессионального управления инвестиционным процессом.
2. Законопроектом определен круг субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, в число которых входят застрахованные лица, Пенсионный фонд Российской Федерации, уполномоченные негосударственные пенсионные фонды и другие финансовые организации, управляющие компании, специализированный депозитарий.
3. Законопроектом предусматривается, что если иное не установлено федеральными законами, негосударственные пенсионные фонды и иные финансовые организации при осуществлении деятельности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений пользуются правами и несут обязанности, установленные законопроектом для Пенсионного фонда Российской Федерации.
4. Законопроектом устанавливается перечень активов, в которые разрешается размещение средств пенсионных накоплений:
государственные ценные бумаги Российской Федерации;
государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
облигации российских эмитентов, кроме государственных ценных бумаг и ценных бумаг субъектов Российской Федерации;
акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
эмиссионные ипотечные ценные бумаги, опционы на акции и форвардные и фьючерсные контракты;
денежные средства в банках;
иностранная валюта в банках.
В целях международной диверсификации активов пенсионные накопления могут быть размещены в:
государственные ценные бумаги иностранных государств;
облигации иностранных эмитентов;
акции иностранных эмитентов.
При этом международная часть активов должна размещаться отдельно от российской части через специально уполномоченную управляющую компанию, отобранную по результатам конкурса и являющуюся нерезидентом Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом устанавливается, что размещение средств пенсионных накоплений в вышеуказанные активы, за исключением банковских депозитов и государственных ценных бумаг Российской Федерации, осуществляется в соответствии со специальными законами, регулирующими данные отношения, и разрешается только после принятия соответствующего федерального закона.
Использование срочных сделок (покупка опционов на ценные бумаги, заключение фьючерсных и форвардных контрактов) допускается исключительно в целях страхования (хеджирования) рисков в порядке, предусмотренном отдельными федеральными законами с момента их вступления в силу.
5. Законопроектом установлен перечень активов, в которые не допускается размещение пенсионных накоплений.
6. Требования к составу объектов инвестирования средств пенсионных накоплений определяются в инвестиционной декларации, разрабатываемой управляющими компаниями самостоятельно (в соответствии с требованиями настоящего закона).
7. Законопроектом определяются основные требования к структуре инвестиционного портфеля.
Порядок определения структуры инвестиционного портфеля по каждому из классов допустимых активов устанавливается соответствующими федеральными законами, регулирующими размещение средств пенсионных накоплений в тот или иной класс активов. Как правило, если иное не предусмотрено соответствующими федеральными законами, структура инвестиционного портфеля по каждому классу активов формируется на основе объективных критериев, подлежащих количественной оценке.
При этом могут учитываться и качественные оценки эмитентов, в частности с применением рейтинговых оценок качества корпоративного управления, кредитоспособности, отраслевой принадлежности и качества управления производственными рисками.
Структура инвестиционного портфеля может быть определена в форме инвестиционного индекса, как одного из способов консервативного инвестирования средств пенсионных накоплений. Индексное инвестирование предполагает, что инвестиционный портфель воспроизводит конкретный рыночный индекс или корзину ценных бумаг с соответствующими весовыми коэффициентами, определенными на основе объективных критериев с помощью детальной, утвержденной методологии.
8. Законопроектом определен круг прав, обязанностей и ограничений для субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.
В частности, в порядке, установленном специальными федеральными законами, застрахованным лицам предоставляется право:
по прошествии не менее, чем 15 лет с начала накопления средств компенсировать за счет средств пенсионных накоплений фактически понесенные расходы, связанные с приобретением жилья и (или) оплатой неотложных медицинских расходов;
выбирать по своему усмотрению инвестиционный портфель, а также выбирать форму накопления между Пенсионным фондом Российской Федерации, уполномоченными негосударственными пенсионными фондами и иными финансовыми организациями, которым законом предоставляется право участвовать в отношениях по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.
Управляющие компании и специализированный депозитарий должны отбираться Правительством Российской Федерации по результатам конкурса. Организацию и проведение конкурсов осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации. Управляющие компании и специализированный депозитарий должны отвечать установленным требованиям по минимальному размеру собственного капитала, а также установленным требованиям к кредитной истории и добросовестности управления активами в предшествующее время, отсутствию неурегулированных санкций со стороны контрольных органов.
Управляющие компании и специализированный депозитарий, допущенные в установленном порядке к инвестированию средств пенсионных накоплений, должны осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами и правилами, кодексом профессиональной этики, разработанными на основе типового кодекса профессиональной этики, принятого Правительством Российской Федерации.
Кодекс профессиональной этики должен включать в себя свод правил и процедур, обязательных к соблюдению всеми сотрудниками соответствующих управляющих компаний и специализированного депозитария, а также дисциплинарных и иных санкций, применяемых к нарушителям за их неисполнение.
Требования кодекса профессиональной этики должны быть направлены на выявление и предотвращение конфликта интересов в процессе управления инвестированием средств пенсионных накоплений; предотвращение использования инсайдерской информации с целью извлечения материальной выгоды в результате покупки (продажи) ценных бумаг; предотвращение злоупотреблений при осуществлении правомочий голосования пакетами акций, принятыми в покрытие средств пенсионных накоплений; обеспечение защиты коммерческой тайны.
Управляющие компании и специализированный депозитарий должны иметь соответствующие лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Управляющие компании осуществляют деятельность по управлению средствами пенсионных накоплений в соответствии с договором об управлении, заключенным с Пенсионным фондом Российской Федерации. Форма типового договора об управлении утверждается Правительством Российской Федерации.
В процессе управления средствами пенсионных накоплений управляющие компании должны осуществлять следующие функции:
инвестировать средства пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц и нести за них ответственность;
обеспечивать надежность, ликвидность, доходность и диверсификацию при инвестировании средств пенсионных накоплений;
заключить договор со специализированным депозитарием. выбранным на основании конкурса, и осуществлять через него операции со средствами, переданными в управление;
осуществлять сделки в отношении средств, переданных в управление, на наиболее выгодных условиях, используя услуги независимых брокеров и дилеров;
регулярно рассчитывать стоимость чистых активов средств, переданных в управление в соответствии с нормативными правовыми актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;
осуществлять правомочия акционера в порядке, установленном соответствующим федеральным законом, исключительно в целях обеспечения законных прав и интересов застрахованных лиц;
в соответствии с утвержденным бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации и в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, перечислять средства в Пенсионный фонд Российской Федерации для выплаты накопительной части трудовой пенсии;
поддерживать достаточность собственных средств (капитала) относительно общей суммы активов, находящихся в управлении, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
осуществлять непрерывное страхование своей профессиональной ответственности в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет об инвестировании средств пенсионных накоплений, а также доходах от инвестирования в порядке и сроки, определенные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
В состав функций специализированного депозитария должны входить:
осуществление контроля за распоряжением средствами, переданными в управление управляющим компаниям, в интересах застрахованных лиц и обеспечение сохранности средств пенсионных накоплений;
хранение сертификатов ценных бумаг и (или) учет и переход прав на ценные бумаги, приобретенные в результате инвестирования средств пенсионных накоплений;
осуществление контроля за перечислением в Пенсионный фонд Российской Федерации средств на выплаты за счет средств пенсионных накоплений;
информирование управляющей компании, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг о каждом выявленном нарушении;
представление управляющей компании, Пенсионному фонду Российской Федерации, уполномоченному федеральному органу исполнительной власти отчетности о выполнении операций, видах и стоимости ценных бумаг, учитываемых специализированным депозитарием;
осуществление непрерывного страхования своей профессиональной ответственности;
поддержание собственных средств (капитала), рассчитанных в соответствии с требованиями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, относительно объема обслуживаемых активов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
Управляющая компания и специализированный депозитарий несут солидарную ответственность за убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязанностей. В случае наличия в действиях должностных лиц и (или) работников управляющей компании и специализированного депозитария признаков правонарушения (преступления), они несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами управляющей компании или специализированного депозитария.
9. Принимая во внимание, что средства пенсионных накоплений находятся в собственности Российской Федерации, законопроектом предусматриваются эффективные меры по обеспечению адекватного контроля и надзора за процессом формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Государственный контроль и надзор за деятельностью субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, созданным Правительством Российской Федерации, и специальным координационным органом Правительства Российской Федерации и другими федеральными органами в пределах их компетенции.
Решения Координационного органа Правительства Российской Федерации должны являться обязательными для уполномоченного федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию государственной политики в области инвестирования средств пенсионных накоплений.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти действует по поручениям Координационного органа Правительства Российской Федерации и осуществляет в пределах своей компетенции деятельность по регулированию, надзору и контролю в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не дублирует полномочий министерств и ведомств, отвечающих за надзор и регулирование деятельности отдельных профессиональных участников инвестиционного процесса.
Общественный контроль за процессом формирования и инвестирования пенсионных накоплений осуществляется Наблюдательным советом.
Наблюдательный совет формируется Президентом Российской Федерации из числа лиц, не являющихся государственными служащими, по представлению обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, общественных объединений и организаций.
Основной задачей Наблюдательного совета является обеспечение функции общественного контроля за надежностью и прозрачностью функционирования системы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, соблюдению законных прав и интересов застрахованных лиц.
Наблюдательный совет действует на основании Положения о Наблюдательном совете, утверждаемом Президентом Российской Федерации. Заседания Наблюдательного совета должны быть открытыми для освещения средствами массовой информации.
Экспертный совет является официальным независимым консультантом Координационного органа и Наблюдательного совета по вопросам формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Состав Экспертного совета формируется из числа российских и международных специалистов в области пенсионного обеспечения, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплении, актуарного и финансового моделирования и иных вопросов, входящих в компетенцию Координационного органа и Наблюдательного совета.
Персональный состав Экспертного совета утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Координационного органа Правительства Российской Федерации.
Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, управляющих компаний и специализированного депозитария в рамках процесса формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений подлежит обязательной ежегодной проверке независимым аудитором, отбираемым по результатам конкурса.
10. Законопроектом устанавливается порядок перечисления средств на финансирование выплат из средств пенсионных накоплений.
Перечисление средств производится управляющей компанией под контролем специализированного депозитария на основании запроса Пенсионного фонда Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.
11. Споры, вытекающие из отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции и арбитражными судами в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации с учетом некоторых особенностей.
12. Предусматривается, что положения законопроекта вступают в силу в порядке, установленном федеральным законом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об инвестировании средств
для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской
Федерации"
Законопроект "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", в случае его принятия, повлечет расходы на формирование накопительного резерва. Однако, укрепление финансовой базы пенсионной системы, относительно благоприятная демографическая ситуация в первые годы реформы, поэтапный перевод льготных пенсий в профессиональные пенсионные системы, дополнительные доходы Пенсионного фонда Российской Федерации за счет введения фиксированного платежа с самозанятого населения, а также использование профицита федерального бюджета в период с 2004 по 2010 годы позволяют поддержать соотношение средней пенсии и средней заработной платы на уровне, сложившемся в среднем за 1999 - 2001 годы.
Расчет представляется на основе прогноза показателей деятельности пенсионной системы на 2002 - 2025, проведенного Минэкономразвития России исходя из предположения о вступлении закона в силу с 1 января 2002 г.
Приложение: на 7 л.
Пояснения
к расчетам прогноза показателей пенсионной системы на 2002 - 2025 гг.
Прогноз основных показателей пенсионного обеспечения на 2002 - 2025 годы с учетом введения накопительного элемента в пенсионную систему с 1 января 2002 года строится на следующих допущениях.
Ставки отчислений на индивидуальные накопительные счета (для нижней ставки шкалы регрессии) составляют: для мужчин с 1952 по 1966 годы рождения и женщин с 1957 по 1966 годы рождения - 2%; для лиц 1967 года рождения и моложе - 3% в 2002 году; 3% в 2003 году; 4% в 2004 году; 5% в 2005 году; 6% в 2006 году и далее.
Коэффициент собираемости принят на уровне 96%; коэффициент льготности - 6%; административные расходы Пенсионного фонда Российской Федерации составляют 2%, расходы на доставку - 1,5%; мобилизация просроченной задолженности - 1%.
Предусматривается поэтапный перевод финансирования льготных пенсий в связи с особыми условиями труда в профессиональные пенсионные системы; введение фиксированного платежа с самозанятого населения; возможность использования профицита федерального бюджета.
В расчетах используется макроэкономический прогноз подготовленный Минэкономразвития России и Минфином России, соответствующий среднему варианту демографического прогноза НИИ статистики Госкомстата России. Согласно макроэкономическому прогнозу, за период с 2002 по 2020 год доля фонда оплаты труда (ФОТ) в ВВП увеличивается в 1,5 раза (с 20% до 30%). Таким образом, доходы Пенсионного фонда Российской Федерации за тот же период увеличиваются с 6% ВВП до 9% ВВП. Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий растут с 5% ВВП до 7% ВВП, без учета формирования накопительного резерва; и с 6% до 9% с учетом отвлечения средств на накопление.
При проведении расчетов принималось, что средняя ставка замещения (соотношение средней трудовой пенсии и средней заработной платы) по всей системе не должна быть ниже определенного приемлемого уровня, соответствующего средней расчетной ставке замещения за 1999-2001 годы, составляющей 32%. Описанная схема введения накопительного элемента также ориентирована на эту величину коэффициента замещения. Из представленных расчетов следует, что для поколения, возраст которого в 2002 году составляет менее 35 лет, необходимо отчислять не менее 6% в накопительную составляющую, чтобы поддержать впоследствии их ставку замещения на указанном уровне или выше. Предполагается, что инвестиционный доход в среднем составит 7% в год в реальном выражении. Также предполагается, что регрессивная шкала единого социального налога с 2004 года будет ежегодно индексироваться по росту заработной платы.
Предполагается, что численность самозанятого населения изменяется пропорционально численности наемных работников, а доля охвата самозанятого населения, уплачивающего фиксированный платеж, возрастает с 60% до 94% в течение первых семи лет. Величина фиксированного взноса с самозанятого населения в распределительную составляющую пенсионной системы (в 2002 году - 299,27 руб.) индексируется по росту заработной платы. В расчетах учтен дополнительный платеж в накопительную составляющую пенсионной системы для самозанятого населения. В зависимости от возраста эти отчисления составят:
- мужчины (женщины) 1951 (1956) года рождения и старше - вся величина взноса учитывается в распределительной системе;
- мужчины (женщины) с 1952 по 1966 (с 1957 по 1966) годы рождения - 1/9 взноса в распределительную систему идет на накопление;
- лица 1967 года рождения и моложе - 1/3 взноса в распределительную систему идет на накопление.
В связи с относительно благоприятной демографической ситуацией в 2002 - 2012 годы, а также за счет перевода части льготных пенсий в профессиональные пенсионные системы, дополнительных доходов Пенсионного фонда Российской Федерации от введения фиксированного платежа с самозанятого населения и использования профицита федерального бюджета появляется возможность формирования переходящего пенсионного резерва, ожидаемый инвестиционный доход для которого закладывается в размере 3% в реальном выражении.
Резерв будет использован для поддержания стабильной ставки замещения во время переходного периода, когда выплаты из накопительной системы будут еще сравнительно невелики, поскольку в период с 2002 по 2012 год накопительные пенсии будут выплачиваться лишь лицам, чьи накопительные взносы уплачивались по ставке 2%.
Резерв, сформированный за счет указанных средств, будет израсходован к 2025 году. Поэтому, в более отдаленной перспективе могут потребоваться дополнительные источники финансирования, такие как механизм передачи государственных пакетов акций в резервы Пенсионного фонда Российской Федерации, разрешение добровольных дополнительных целевых платежей работающих детей в пользу родителей-пенсионеров и другие.
Таблица 1
Прогноз формирования и расходования средств направляемых на пенсионное
обеспечение в РФ (в текущих ценах)
Начало таблицы, см. продолжение
/------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
|Год | Основные показатели | Доходы |
| |-------------------------------------+-----------------------------------------------------------------------------------------------------|
| |ФОТ наемник|Среднемесяч-| Средняя | Величина | Страховые |Поступления| Поступления от | Средства |Мобилизация |Дополнительное|
| |работников | ная | трудовая | социального | взносы на | от | самозанятого | федерального |просроченной|финансирование|
| | | зapaботная | пенсия | налога и |финансирование|самозанято-| населения на | бюджета, |задолженнос-| из |
| | | плата* | | страховых |накопительной | го | финансирование | передаваемые | ти | федерального |
| | | | | взносов, |части трудовой| населения | накопительной |ПФР на выплаты| | бюджета на |
| | | | | направляемых | пенсии | на | части трудовой |государствен- | | формирование |
| | | | | на | |финансиро- | пенсии | ных пенсии и | | переходящего |
| | | | |финансирование| | вание | | пособий в | | резерва |
| | | | | базовой и | | страховой | |соответствии с| | |
| | | | | страховой | | части | |законодательс-| | |
| | | | |частей пенсии | | трудовой | | твом РФ | | |
| | | | | | | пенсии | | | | |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
| | млрд.руб. | руб. | руб. | млрд.руб. | млрд.руб. | млрд.руб. | млрд.руб. | млрд.руб. | млрд.руб. | млрд.руб. |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
| | | | | | | | | | | |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2002| 2110 | 3500,00 | 1239,00 | 462,27 | 35,07 | 34,75 | 5,03 | 20,16 | 25,00 | |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2003| 2520 | 4159,33 | 1411,00 | 544,91 | 43,15 | 43,71 | 6,67 | 21,97 | 25,00 | |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2004| 2950 | 4829,24 | 1601,00 | 640,09 | 65,36 | 54,47 | 8,72 | 23,73 | 20,00 | 51,18 |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2005| 3415 | 5550,59 | 1792,00 | 723,20 | 93,45 | 66,82 | 11,21 | 25,39 | 20,00 | 72,28 |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2006| 3920 | 6333,65 | 2044,81 | 810,03 | 127,38 | 80,97 | 14,20 | 28,68 | 39,20 | 113,58 |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2007| 4150 | 7135,79 | 2303,78 | 912,84 | 151,32 | 96,69 | 17,70 | 32,48 | 44,50 | 90,70 |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2008| 5020 | 7993,17 | 2580,58 | 1022,33 | 178,13 | 114,38 | 21,83 | 36,86 | 50,20 | 141,33 |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2009| 5665 | 8965,88 | 2894,62 | 1146,26 | 208,44 | 128,26 | 25,45 | 41,61 | 56,65 | 224,50 |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2010| 6300 | 10084,94 | 3255,91 | 1284,82 | 243,26 | 143,73 | 29,65 | 47,27 | 63,90 | 274,07 |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2011| 7201 | 11343,55 | 3662,24 | 1438,81 | 283,30 | 160,95 | 34,45 | 53,44 | 72,01 | |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2012| 8127 | 12805,43 | 4134,23 | 1613,98 | 329,59 | 180,53 | 40,00 | 60,64 | 81,27 | |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2013| 9171 | 14467,19 | 4670,70 | 1810,56 | 382,52 | 202,47 | 46,37 | 68,87 | 91,71 | |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2014| 10253 | 16202,67 | 5230,98 | 2012,38 | 439,43 | 225,03 | 53,17 | 77,55 | 102,53 | |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2015| 11415 | 18096,66 | 5842,44 | 2228,45 | 501,29 | 248,99 | 60,74 | 87,09 | 114,15 | |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2016| 12516 | 19929,23 | 6434,06 | 2429,63 | 563,37 | 271,35 | 68,26 | 96,33 | 125,16 | |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2017| 13666 | 21887,35 | 7066,2 | 2640,92 | 627,23 | 294,92 | 75,91 | 106,19 | 136,66 | |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2018| 14768 | 23820,27 | 7690,2 | 2841,43 | 690,21 | 317,17 | 83,55 | 115,97 | 147,68 | |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2019| 15842 | 25757,09 | 8315,47 | 3035,30 | 753,08 | 338,57 | 91,29 | 125,81 | 158,42 | |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2020| 16947 | 27825,78 | 8983,29 | 3235,56 | 817,05 | 360,31 | 99,52 | 136,31 | 169,47 | |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2021| 17918 | 29726,59 | 9596,91 | 3409,13 | 875,69 | 378,95 | 107,23 | 146,01 | 179,18 | |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2022| 18929 | 31739,70 | 10246,73 | 3591,60 | 935,05 | 398,46 | 115,17 | 156,30 | 189,29 | |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2023| 19970 | 33852,84 | 10928,83 | 3782,73 | 992,77 | 418,36 | 123,50 | 167,09 | 199,70 | |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2024| 21037 | 36041,57 | 11635,31 | 3979,76 | 1050,98 | 438,66 | 132,16 | 178,27 | 210,37 | |
|----+-----------+------------+------------+--------------+--------------+-----------+----------------+--------------+------------+--------------|
|2025| 22121 | 38292,19 | 12361,74 | 4179,84 | 1110,03 | 459,17 | 141,06 | 189,77 | 221,21 | |
\------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
______________________________
* Среднемесячная заработная плата досчитана с учетом самозанятых, охваченных системой пенсионного страхования
Таблица 1
Прогноз формирования и расходования средств, направляемых на пенсионное
обеспечение в РФ (в текущих ценах)
Продолжение таблицы, см. начало
/-----------------------------------------------------------------------\
| год | Расходы | Баланс ПФР |Отчисления |
| |-----------------------------+-----------------------| в |
| | Средства, | Средства, | Без учета | С учетом |переходящий|
| | направляемые | направляемые |пополнения | выплат из | резерв |
| | на выплату |на накопление |и выплат из|переходяще-|(-)/выплаты|
| | трудовых | |переходяще-|го резерва | из |
| | пенсий | |го резерва | |переходяще-|
| | | | | |го резерва |
| | | | | | (+) |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
| | млрд.руб. | млрд.руб. | млрд.руб. | млрд.руб. | млрд.руб. |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
| | | | | | |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2002 | 547,38 | 40,10 | -24,35 | 0,00 | 24,35 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2003 | 625,72 | 49,82 | -12,02 | 0,00 | 12,02 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2004 | 711,35 | 74,08 | 53,23 | 0,00 | -53,23 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2005 | 801,03 | 104,66 | 78,62 | 0,00 | -78,62 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2006 | 913,89 | 141,58 | 126,58 | 0,00 | -126,58 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2007 | 1032,16 | 169,02 | 108,92 | 0,00 | -108,92 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2008 | 1160,25 | 199,96 | 164,24 | 0,00 | -164,24 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2009 | 1305,61 | 233,89 | 245,98 | 0,00 | -245,98 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2010 | 1477,34 | 272,91 | 284,74 | 0,00 | -284,74 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2011 | 1642,09 | 317,76 | 25,65 | 0,00 | -25,65 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2012 | 1833,23 | 369,59 | 43,09 | 0,00 | -43,09 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2013 | 2048,86 | 428,90 | 61,10 | 0,00 | -61,10 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2014 | 2269,92 | 492,60 | 81,46 | 0,00 | -81,46 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2015 | 2510,18 | 562,03 | 100,97 | 0,00 | -100,97 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2016 | 2799,44 | 631,63 | 54,55 | 0,00 | -54,55 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2017 | 3128,85 | 703,13 | -18,87 | 0,00 | 18,87 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2018 | 3460,18 | 773,76 | -104,45 | 0,00 | 104,45 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2019 | 3794,43 | 844,37 | -198,03 | 0,00 | 198,03 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2020 | 4148,21 | 916,57 | -301,11 | 0,00 | 301,11 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2021 | 4477,02 | 982,92 | -407,78 | 0,00 | 407,78 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2022 | 4823,91 | 1050,22 | -506,20 | 0,00 | 506,20 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2023 | 5177,39 | 1116,26 | -595,74 | 0,00 | 595,74 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2024 | 5536,68 | 1183,14 | -676,84 | 0,00 | 676,84 |
|-----+--------------+--------------+-----------+-----------+-----------|
|2025 | 5897,46 | 1251,08 | -747,50 | 0,00 | 747,50 |
\-----------------------------------------------------------------------/
Таблица 2
Прогноз формирования и расходования средств направляемых на пенсионное
обеспечение в РФ (в процентах ВВП)
Начало таблицы, см. продолжение
/---------------------------------------------------------------------------------------------------------\
|год | | Доходы |
| |---------+------------------------------------------------------------------------------------------|
| | ФОТ | Величина | Страховые | Поступления |Поступле- | Средства |Мобилиза- |Дополнитель-|
| | наемных | социального | взносы на | от | ния от |федерального | ция | ное |
| |работни- | налога и |финансирова-|самозанятого |самозаня- | бюджета, |просрочен-|финансирова-|
| | ков | страховых | ние |населения на | того |передаваемые | ной | ние из |
| | | взносов, |накопитель- |финансирова- |населения | ПФР на |задолжен- |федерального|
| | | направляемых | ной части |ние страховой| на | выплаты | ности | бюджета на |
| | | на | трудовой | части |финансиро-|государствен-| |формирование|
| | |финансирование| пенсии | трудовой | вание |ных пенсий и | |переходящего|
| | | базовой и | | пенсии |накопите- | пособий в | | резерва |
| | | страховой | | | льной |соответствии | | |
| | |частей пенсии | | | части | с | | |
| | | | | | трудовой |законодатель-| | |
| | | | | | пенсии | ством РФ | | |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
| | | | | | | | | |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2002| 21,55 | 4,72 | 0,36 | 0,35 | 0,05 | 0,21 | 0,26 | |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2003| 22,31 | 4,82 | 0,38 | 0,39 | 0,06 | 0,19 | 0,22 | |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2004| 23,06 | 5,00 | 0,51 | 0,43 | 0,07 | 0,19 | 0,16 | 0,40 |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2005| 23,63 | 5,00 | 0,65 | 0,46 | 0,08 | 0,18 | 0,14 | 0,50 |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2006| 24,16 | 4,99 | 0,79 | 0,50 | 0,09 | 0,18 | 0,24 | 0,70 |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2007| 24,53 | 5,03 | 0,83 | 0,53 | 0,10 | 0,18 | 0,25 | 0,50 |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2008| 24,86 | 5,06 | 0,88 | 0,57 | 0,11 | 0,18 | 0,25 | 0,70 |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2009| 25,23 | 5,11 | 0,43 | 0,57 | 0,11 | 0,19 | 0,25 | 1,00 |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2010| 25,65 | 5,16 | 0,98 | 0,58 | 0,12 | 0,19 | 0,26 | 1,10 |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2011| 26,43 | 5,28 | 1,04 | 0,59 | 0,13 | 0,20 | 0,26 | |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2012| 27,22 | 5,40 | 1,10 | 0,60 | 0,13 | 0,20 | 0,27 | |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2013| 28,01 | 5,53 | 1,17 | 0,62 | 0,14 | 0,21 | 0,28 | |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2014| 28,57 | 5,61 | 1,22 | 0,63 | 0,15 | 0,22 | 0,29 | |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2015| 29,04 | 5,67 | 1,28 | 0,63 | 0,15 | 0,22 | 0,29 | |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2016| 29,41 | 5,71 | 1,32 | 0,64 | 0,16 | 0,23 | 0,29 | |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2017| 29,73 | 5,75 | 1,36 | 0,64 | 0,17 | 0,23 | 0,30 | |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2018| 29,83 | 5,74 | 1,39 | 0,64 | 0,17 | 0,23 | 0,30 | |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2019| 29,88 | 5,71 | 1,42 | 0,64 | 0,17 | 0,24 | 0,30 | |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2020| 29,88 | 5,70 | 1,44 | 0,64 | 0,18 | 0,24 | 0,30 | |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2021| 30,06 | 5,72 | 1,47 | 0,64 | 0,18 | 0,24 | 0,30 | |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2022| 30,33 | 5,75 | 1,50 | 0,64 | 0,18 | 0,25 | 0,30 | |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2024| 30,66 | 5,81 | 1,52 | 0,64 | 0,19 | 0,26 | 0,31 | |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2024| 30,94 | 5,85 | 1,55 | 0,65 | 0,19 | 0,26 | 0,31 | |
|----+---------+--------------+------------+-------------+----------+-------------+----------+------------|
|2025| 31,22 | 5,90 | 1,57 | 0,65 | 0,20 | 0,27 | 0,31 | |
\---------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Таблица 2
Прогноз формирования и расходования средств, направляемых на пенсионное
обеспечение в РФ (в процентах ВВП)
Продолжение таблицы, см. начало
/------------------------------------------------------------------------\
| год | Расходы | Баланс ПФР |Отчисления |
| |-----------------------------+------------------------| в |
| | Средства, | Средства, | Без учета | С учетом |переходящий|
| | направляемые | направляемые |пополнения | выплат из | резерв |
| | на выплату |на накопление |и выплат из|переходящего|(-)/выплаты|
| | трудовых | |переходяще-| резерва | из |
| | пенсий | |го резерва | |переходяще-|
| | | | | |го резерва |
| | | | | | (+) |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
| | | | | | |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2002 | 5,59 | 0,41 | -0,25 | 0,00 | 0,25 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2003 | 5,54 | 0,44 | -0,11 | 0,00 | 0,11 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2004 | 5,56 | 0,58 | 0,42 | 0,00 | -0,42 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2005 | 5,54 | 0,72 | 0,54 | 0,00 | -0,54 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2006 | 5,63 | 0,87 | 0,78 | 0,00 | -0,78 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2007 | 5,69 | 0,93 | 0,60 | 0,00 | -0,60 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2008 | 5,75 | 0,99 | 0,81 | 0,00 | -0,81 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2009 | 5,82 | 1,04 | 1,10 | 0,00 | -1,10 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2010 | 5,93 | 1,10 | 1,14 | 0,00 | -1,14 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2011 | 6,03 | 1,17 | 0,09 | 0,00 | -0,09 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2012 | 6,14 | 1,24 | 0,14 | 0,00 | -0,14 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2013 | 6,26 | 1,31 | 0,19 | 0,00 | -0,19 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2014 | 6,33 | 1,37 | 0,23 | 0,00 | -0,23 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2015 | 6,38 | 1,43 | 0,26 | 0,00 | -0,26 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2016 | 6, | 1,48 | 0,13 | 0,00 | -0,13 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2017 | 6,81 | 1,53 | -0,04 | 0,00 | 0,04 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2018 | 6,99 | 1,56 | -0,21 | 0,00 | 0,21 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2019 | 7,14 | 1,59 | -0,37 | 0,00 | 0,37 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2020 | 7,31 | 1,62 | -0,53 | 0,00 | 0,53 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2021 | 7,51 | 1,65 | -0,68 | 0,00 | 0,68 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2022 | 7,73 | 1,68 | -0,81 | 0,00 | 0,81 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2023 | 7,95 | 1,71 | -0,91 | 0,00 | 0,91 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2024 | 8,14 | 1,74 | -1,00 | 0,00 | 1,00 |
|-----+--------------+--------------+-----------+------------+-----------|
|2025 | 8,32 | 1,77 | -1,06 | 0,00 | 1,06 |
\------------------------------------------------------------------------/
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "Об инвестировании средств
для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской
Федерации"
В связи с принятием федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" требуется принятие федерального закона "О введении в действие Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".
Признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению актов федерального законодательства не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.