Проект федерального закона N 148067-3
"О противодействии коррупции"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
Глава 2. Предупреждение коррупции (ст.ст. 5 -10)
Глава 3. Коррупционные правонарушения и ответственность (ст.ст. 11-15)
за них
Глава 4. Устранение последствий коррупционных (ст.ст. 16-20)
правонарушений
Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов, безопасности государства путем обеспечения надлежащего государственного управления, выявления, предупреждения, пресечения правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и наказания виновных на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, а также общепризнанных принципов и норм международного права в сфере противодействия коррупции.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
1. Под коррупцией в настоящем Федеральном законе понимается принятие субъектами, перечисленными в статье 2 настоящего Федерального закона лично, а также через доверенных лиц или посредников, не предусмотренных законодательством материальных, нематериальных благ и преимуществ, за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета или возможностей, и подкуп таких субъектов физическими и юридическими лицами путем неправомерного предоставления указанных благ и преимуществ.
2. Правонарушения, связанные с коррупцией, дисциплинарная, административная и гражданско-правовая ответственность за которые предусматривается настоящим Федеральным законом, включают:
правонарушения, создающие условия для коррупции, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона;
правонарушения, не содержащие признаков уголовно наказуемого деяния, совершаемые в виде принятия или предоставления материальных, нематериальных благ и преимуществ, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона.
3. К преступлениям коррупционного характера относятся:
1) воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом (пункт "а" части 2 статьи 141 УК РФ);
2) собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем подкупа (часть 1 статьи 183 УК РФ);
3) подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (статья 184 УК РФ);
4) коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ);
5) получение взятки (статья 290 УК РФ);
6) дача взятки (статья 291 УК РФ);
7) подкуп к даче показаний, ложного заключения эксперта либо неправильному переводу (части 1 и 4 статьи 309 УК РФ);
К преступлениям коррупционного характера, перечисленным в части 3 настоящей статьи могут быть отнесены и другие преступные деяния, совершаемые путем подкупа, предусмотренного частью 1 настоящей статьи. Ответственность за такие преступления наступает в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.
4. Под должностным лицом в настоящем Федеральном законе понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, контрольные и надзорные функции в государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах Российской Федерации, а также в иных некоммерческих и коммерческих организациях.
5. Под членами семьи лица, указанного в статье 2 настоящего Федерального закона, понимаются в настоящем Федеральном законе только совместно с ним проживающие и ведущие совместное хозяйство лица, в том числе супруги, близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушки и бабушки, внуки), свойственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушки и бабушки, внуки супругов).
Статья 2. Субъекты правонарушений, связанных с коррупцией
1. За противоправное принятие материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также за иные связанные с коррупцией правонарушения, ответственность на основании настоящего Федерального закона несут:
1) все лица, занимающие в соответствии с законодательством государственные и муниципальные должности категории "А", "Б", "В";
2) должностные лица в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
3) должностные лица государственных и муниципальных организаций;
4) лица представляющие интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в коммерческих и некоммерческих организациях, не подпадающих под действие п.2 настоящей статьи, в имуществе которых Российская Федерация или субъекты федерации, или муниципальные образования, или суммарно те и другие непосредственно либо через учрежденные ими ранее организации или иные структуры имеют долю участия более двадцати пяти процентов акций или "золотую акцию", а также иные должностные лица таких организаций;
5) должностные лица Центрального банка Российской Федерации и его учреждений, внебюджетных фондов, создаваемых государственными органами или органами местного самоуправления, а также их подразделений;
6) присяжные, народные, арбитражные заседатели в судах;
7) должностные лица и иные служащие учреждений, на которые государственными органами или органами местного самоуправления возложены в соответствии с законодательством экспертные и распорядительные функции;
8) юридические и физические лица осуществляющие в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обязательное проведение оценки объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям;
9) должностные лица аудиторских организаций, осуществляющих в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит в отношении организаций, в имуществе которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований составляет не менее двадцати пяти процентов;
10) должностные лица органов государственного контроля (надзора) осуществляющие мероприятия по контролю в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";
11) должностные лица и иные служащие межгосударственных органов, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации на них распространяется правовой статус государственных служащих Российской Федерации;
12) должностные лица и иные сотрудники международных организаций, должностные лица иностранного государства, признаваемыми таковыми в соответствующих государствах;
13) физические лица, осуществляющие в установленном федеральным законодательством порядке представительство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований;
14) граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов на занятие выборных государственных и муниципальных должностей и в качестве кандидатов в члены выборных органов государственной власти, а также выборных органов местного самоуправления;
15) помощники, советники, референты должностных лиц указанных в настоящей статье, получающие денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
2. Ответственность за противоправное предоставление материальных, нематериальных благ и преимуществ лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, на основании настоящего Федерального закона несут физические и юридические лица.
Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона и международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции
1. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации, а за ее пределами - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
2. Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, причастных к совершению преступлений, связанных с коррупцией, в том числе в случаях, когда они совершались вне пределов территории Российской Федерации, однако наносят ущерб Российской Федерации, и в других случаях, предусмотренных международными договорами и законодательством Российской Федерации.
3. Российская Федерация в соответствии со своими международными договорами сотрудничает в сфере противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами, специальными службами и судами, а также с международными организациями.
4. Законодательством о статусе отдельных категорий должностных лиц, о прохождении службы разными категориями государственных и муниципальных служащих, а также об иных возможных субъектах правонарушений, связанных с коррупцией, могут устанавливаться и другие, помимо изложенных в настоящем Федеральном законе, ограничения и запреты, направленные на предупреждение коррупции, а также юридическая ответственность за их нарушения.
5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право в пределах своих полномочий принимать законы и иные нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции, не противоречащие Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, международным договорам Российской Федерации.
Статья 4. Субъекты, осуществляющие мероприятия, направленные на противодействие коррупции
1. Противодействие коррупции в пределах своих полномочий осуществляют органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и внешней разведки, таможенные органы, федеральные органы налоговой полиции, а также в пределах своих полномочий налоговые органы и Счетная палата Российской Федерации. В указанных органах могут учреждаться специализированные подразделения по противодействию коррупции.
2. Координацию деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
3. Должностные лица всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций в пределах своих полномочий обеспечивают исполнение требований настоящего Федерального закона и применение предусмотренных им мер ответственности с привлечением кадровой, контрольной, юридической и других служб.
4. Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации, Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации доклад о результатах деятельности по противодействию коррупции в Российской Федерации.
Глава 2. Предупреждение коррупции
Статья 5. Специальные требования к лицам, претендующим на выполнение указанных в настоящем Федеральном законе полномочий
1. Лица, указанные в статье 2, принимают на себя предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также Федеральными конституционными законами, ограничения в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их официального статуса, связанных с ним авторитета и возможностей в личных, групповых и иных неслужебных интересах. При этом указанные лица ставятся в известность о правовых последствиях таких действий.
2. Непринятие ограничений является самостоятельным основанием для отказа в привлечении лица к выполнению соответствующих официальных функций либо увольнения или иного освобождения в предусмотренном законом порядке от выполнения указанных функций.
Статья 6. Специальный порядок представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах
1. Лица, занимающие государственные должности категории "А" и "Б" ежегодно, в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроки, представляют в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, либо в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам декларацию о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.
2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представляют в соответствующую кадровую службу справку из налогового органа о получении им декларации о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и справку о соблюдении ограничений, связанных с замещением государственной должности, в которой указываются следующие сведения, касающиеся их лично, а также членов их семей:
1) о доходах за последний налоговый период, включая безвозмездно полученные из всех источников: имущество, работы и услуги имущественного характера, иные поступления на сумму пятьсот минимальных размеров оплаты труда и выше;
2) об имуществе, которое входит в объект налогообложения, в том числе находящееся за пределами территории Российской Федерации, с указанием стоимости и места нахождения указанного имущества;
3) о вкладах в банковских и иных кредитных организациях, в том числе за пределами территории Российской Федерации, с указанием банковской и иной кредитной организации, номеров счетов, по которым указанные лица имеют право распоряжения, а также об иных финансовых средствах, которыми данные лица вправе распоряжаться лично или совместно с другими лицами;
4) о ценных бумагах, законными владельцами которых они или члены их семей являются, в том числе о сберегательных книжках на предъявителя и предъявительских сберегательных (депозитных) сертификатах;
5) об участии в качестве акционера или учредителя (участника) коммерческих и некоммерческих организаций, зарегистрированных или имеющих место нахождения как на территории Российской Федерации, так иностранного государства или оффшорных зонах с указанием доли участия в капитале и полных банковских и иных реквизитов указанных организаций;
6) о доверительном управлении имуществом, о трастах (доверительной собственности) и о государствах или оффшорных зонах, в которых они зарегистрированы или имеют место нахождения, с указанием номеров соответствующих банковских счетов, если лицо или член его семьи является бенефициаром этих трастов;
7) о названиях и реквизитах других организаций, с которыми имеются договорные отношения или обязательства (в том числе и устные) по пользованию материальными и финансовыми средствами на общую сумму пятьсот минимальных размеров оплаты труда и выше, либо по временному хранению указанных средств;
8) о получении в пользование по доверенности имущества общей стоимостью пятьсот минимальных размеров оплаты труда и выше;
9) об иных обязательствах и сделках имущественного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации, если их общая сумма составляет пятьсот минимальных размеров оплаты труда и выше;
3. Кадровые и юридические службы соответствующих государственных органов в месячный срок осуществляют проверку представленных сведений, указанных в части 2 настоящей статьи.
4. Непредставление либо представление неполных или недостоверных сведений, перечисленных в настоящей статье, в случае, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, является основанием для проведения служебной проверки, в порядке определенном статьей 13 настоящего Федерального закона, либо отказа в наделении лица соответствующими полномочиями.
5. Поступающие в налоговые органы и кадровые службы сведения, предусмотренные настоящей статьей, составляют служебную тайну. Разглашение таких сведений, если в содеянном не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение виновного лица. Данные сведения представляются только по запросам органов, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также для их публикации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.
Статья 7. Порядок публикации сведений о доходах, имуществе и обязательствах лиц, занимающих государственные должности категории "А"
1. Подлежат ежегодной публикации следующие сведения о доходах, имуществе и обязательствах лиц, занимающих государственные должности категории "А", и глав местного самоуправления:
1) о размерах и об источниках их доходов и членов их семей;
2) о стоимости имущества, имеющегося в собственности и входящего в объект налогообложения, в том числе - за пределами территории Российской Федерации;
3) о размерах вкладов в банковских и иных кредитных организациях, в том числе - за пределами территории Российской Федерации, а также о финансовых средствах, которыми данные лица вправе распоряжаться лично или совместно с другими лицами;
4) о ценных бумагах, законными владельцами которых они являются, в том числе о сберегательных книжках на предъявителя и предъявительских сберегательных (депозитных) сертификатах;
5) о задолженности на общую сумму пятьсот минимальных размеров оплаты труда и выше, в том числе за пределами территории Российской Федерации.
2. Указанные в части 1 настоящей статьи сведения представляются лицами, занимающими государственные должности категории "А" и главами местного самоуправления, заверяются руководителями кадровых служб и передаются кадровыми службами до 1 июня каждого года для публикации в официальных изданиях государственных органов Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, или органов местного самоуправления в зависимости от статуса соответствующего лица.
3. В порядке, предусмотренном частями 1 и 2 настоящей статьи, публикуются сведения о доходах и собственности лиц, претендующих на занятие государственных должностей категории "А" при выдвижении их кандидатур.
4. Непредставление либо представление неполных или недостоверных сведений, перечисленных в настоящей статье, в случае, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, является основанием для отказа в наделении лица соответствующими полномочиями либо влечет его увольнение или иное прекращение в установленном законом порядке выполнения ими своих полномочий.
5. Нарушение руководителями кадровых служб и официальных изданий положений настоящей статьи, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, влечет их увольнение, либо иное прекращение в установленном законом порядке выполнения полномочий.
Статья 8. Деятельность, не совместимая с выполнением государственных функций
1. Субъектам, указанным в пунктах 1 - 5, 7, 9 - 11 и 15 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, запрещается занимать другие должности, а также запрещаются любые оплачиваемые совместительство, работа по договору (контракту, соглашению):
во всех международных и иностранных коммерческих и некоммерческих организациях, в международных и иностранных учреждениях, организациях или других юридических лицах с иностранными инвестициями за исключением случаев, когда это предусматривается специальным поручением уполномоченных на это государственных органов или должностных лиц Российской Федерации;
в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в иных коммерческих и некоммерческих организациях, деятельность которых подконтрольна, подотчетна органу, в котором указанные лица состоят на службе, если иное прямо не предусмотрено законом.
2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, и иной творческой деятельности, но такая деятельность не должна наносить ущерб государственной службе, выполняемым служебным обязанностям и использоваться как средство подкупа или необоснованного обогащения этих лиц.
3. Лицам, указанным в части 1 настоящей статьи и являющимся должностными лицами, запрещается лично заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью вне возложенных на них законом функций, как путем голосования самостоятельно или через представителя посредством принадлежащих им акций (паев, долей участия), так и путем принятия решений в составе органов управления организациями всех форм собственности. Указанные должностные лица в течение месяца после вступления в должность или иного начала выполнения государственных функций обязаны передать в установленном законом порядке в доверительное управление либо в траст на время выполнения этих функций принадлежащие им ценные бумаги, вклады в предприятия, иное имущество если их использование влечет получение доходов, и немедленно письменно уведомить об этом налоговые органы по месту жительства.
4. Нарушение лицами, указанными в части 1, требований настоящей статьи является самостоятельным основанием для увольнения или иного прекращения в установленном законом порядке выполнения соответствующих полномочий, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. В случае увольнения или иного прекращения в установленном законом порядке выполнения соответствующих полномочий такие лица не могут быть вновь уполномочены на выполнение аналогичных функций до тех пор, пока не прекратят заниматься указанной в настоящей статье деятельностью.
5. Иные ограничения для государственных и муниципальных служащих, а также ответственность за их несоблюдение предусматриваются Федеральными законами "Об основах государственной службы в Российской Федерации" и "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
Статья 9. Недопустимость совместного прохождения службы близкими родственниками или свойственниками
1. Лица, указанные в пунктах 1 - 3, 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, не могут занимать должности или наделяться полномочиями, находящимися в прямой подчиненности, подконтрольности либо подотчетности должностям и полномочиям членов их семей, за исключением прямо установленных федеральными законами Российской Федерации случаев.
2. Лица, нарушающие требования настоящей статьи, в случае, если они добровольно в течение двух недель с момента обнаружения указанного нарушения его не устранят, подлежат переводу на должности, исключающие такие подчиненность, подконтрольность либо подотчетность, а при невозможности такого перевода их полномочия прекращаются в предусмотренном законом порядке.
3. Лицам, указанным в пунктах 1 - 3, 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, запрещается принимать участие в подборе и назначении на должности лиц, которые являются членами их семей, или каким-то иным образом влиять на этот процесс.
Статья 10. Правонарушения, создающие условия для коррупции, и ответственность за них
1. Запрещаются следующие деяния лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона:
1) использование своего статуса, а также основанных на нем авторитета и возможностей для вмешательства в деятельность других государственных и негосударственных органов, если это не входит в круг полномочий указанных лиц и не предусмотрено законодательством;
2) не предусмотренное законодательством использование своего статуса при решении вопросов, затрагивающих интересы указанных лиц либо интересы их близких родственников или свойственников, иных лиц, совместно с ними проживающих и ведущих совместное хозяйство;
3) оказание не предусмотренного законодательством или необоснованного предпочтения физическим или юридическим лицам при подготовке и принятии решений;
4) участие в качестве поверенных или представителей третьих лиц по делам органа, в котором лица, указанные в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, состоят на службе, либо по делам органов, подчиненных указанным лицам, либо по делам органов, деятельность которых указанные лица контролируют;
5) использование в личных или групповых интересах служебной и иной информации, полученной при выполнении государственных полномочий, если данная информация в соответствии с законодательством не подлежит разглашению, распространению;
6) нарушение установленного законами и иными нормативными правовыми актами порядка принятия и рассмотрения заявлений, жалоб, обращений физических и юридических лиц, а также порядка решения иных вопросов, находящихся в компетенции лиц, указанных в части 1 статьи 2;
7) необоснованный отказ физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также передача недостоверной или неполной информации либо затягивание ее представления;
8) требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законами и иными нормативными правовыми актами;
9) не предусмотренная законодательством передача государственных или муниципальных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов, политических партий и других общественных объединений;
10) заключение пари, внесение ставок на ипподромах и участие в других азартных играх денежного или иного материального характера;
11) нецелевое использование (выделение) бюджетных средств, внебюджетных государственных фондов, а также незаконная и необоснованная передача государственных и муниципальных материальных и финансовых ресурсов;
12) незаконное или необоснованное создание препятствий физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
13) не предусмотренное законодательством принятие в избирательные фонды отдельными кандидатами, политическими и другими общественными объединениями государственных или муниципальных финансовых и материальных ресурсов.
2. Совершение какого-либо из указанных в настоящей статье правонарушений, если оно не содержит признаков административно или уголовно наказуемого деяния, влечет наложение в установленном законом порядке дисциплинарного взыскания.
3. В случае совершения лицами, указанными в пункте 13 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, какого-либо из указанных в настоящей статье правонарушений, органы, осуществляющие противодействие коррупции, уведомляют об этом соответствующую избирательную комиссию, которая обязана в течение пяти дней со дня поступления материалов довести факт правонарушения, допущенного кандидатом до сведения избирателей путем опубликования в официальном издании или иным способом.
4. Невыполнение требований части 3 настоящей статьи должностными лицами указанных органов или председателем избирательной комиссии, или руководителем официального издания влечет их освобождение в установленном законом порядке от выполняемых полномочий.
5. Руководящий орган политического и общественного объединения обязан в течение пяти дней со дня поступления материалов довести до сведения членов объединения информацию о факте правонарушения, допущенного членом объединения, и в срок не более месяца рассмотреть вопрос об ответственности правонарушителя в порядке, предусмотренном уставным документом данного объединения.
Глава 3. Коррупционные правонарушения и ответственность за них
Статья 11. Коррупционные правонарушения, связанные с противоправным принятием материальных и нематериальных благ и преимуществ
1. Субъектам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, запрещается принятие в связи со своим официальным статусом, связанными с ним авторитетом и возможностями не предусмотренных законодательством материальных, нематериальных благ и преимуществ от государственных и муниципальных органов, организаций, а также от иных некоммерческих и коммерческих организаций, в которых указанные лица не выполняют соответствующие функции, а также от физических лиц, в том числе:
1) принятие от физических и юридических лиц подарков, услуг, денежного вознаграждения, ссуды, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений в связи со своим официальным статусом, связанными с ним авторитетом и возможностями, в том числе в течение трех лет после прекращения исполнения соответствующих полномочий, ухода на пенсию, за исключением подарков, имеющих символическое значение и полученных при проведении протокольных мероприятий;
2) получение гонораров за официальные публикации и выступления, в качестве должностного лица с использованием информации, которая могла быть получена только в процессе исполнения служебных полномочий;
3) принятие приглашений в поездки по стране и в зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет российских и иностранных физических и юридических лиц, за исключением поездок:
по приглашению близких родственников за их счет;
осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти Российской Федерации и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;
осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях за счет средств соответствующих общественных объединений и фондов, в том числе поездок в рамках уставной деятельности общественных объединений по приглашениям их иностранных партнеров;
4) использование преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимого и иного имущества, а также иных, вытекающих из официального статуса, связанных с ним авторитета и возможностей.
2. Члены семьи лица, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, не вправе принимать приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет иностранных физических и юридических лиц, физических и юридических лиц Российской Федерации, с которыми указанное лицо связано по службе или в связи с исполнением иных официальных обязанностей.
3. Денежные средства, поступившие на банковский счет лица, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, без ведома указанного лица, а также средства, полученные им в связи с выполнением соответствующих функций в нарушение пункта 4 части 1 настоящей статьи, подлежат в трехдневный срок после их обнаружения перечислению на специальный счет органам государственного казначейства с представлением письменного объяснения об обстоятельствах поступления таких средств.
4. Совершение лицом, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, какого-либо из коррупционных правонарушений, если такое правонарушение не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение одного из дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Решение о дисциплинарном взыскании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд.
5. Незаконно полученные подарки и денежные средства, а также стоимость незаконно полученных услуг взыскивается с виновных в доход Российской Федерации в порядке гражданского судопроизводства. Суд рассматривает дела по искам правоохранительных органов, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
6. В случае совершения лицами, указанными в пункте 14 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, какого-либо из указанных правонарушений, органы, осуществляющие противодействие коррупции, уведомляют об этом соответствующую избирательную комиссию, которая в течение пяти дней после поступления материалов обязана довести до сведения избирателей путем опубликования или иным способом факт правонарушения, допущенного кандидатом.
7. Не подлежат ответственности лица, принявшие не предусмотренные законодательством материальные и нематериальные блага, преимущества, подарки, льготы либо услуги, но затем добровольно и незамедлительно заявившие об этом в письменной форме руководителю государственного или муниципального органа, организации, учреждения или в правоохранительные органы, а также сдавшие незаконно полученное либо возместившие стоимость оказанных услуг.
Статья 12. Ответственность физических и юридических лиц и иных организаций за незаконную выплату вознаграждений лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона
1. Физические лица, предоставившие лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, не предусмотренные законодательством материальные и нематериальные блага, преимущества, подарки, льготы, либо услуги в случаях, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, и если не было вымогательства, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда по представлению (протоколам) органов, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и других уполномоченных на то законом органов и должностных лиц.
2. Юридические лица, предоставившие сверх предусмотренных законодательством материальные и нематериальные блага, преимущества, подарки, льготы либо услуги лицам, указанным в части 1 статьи 4, в случае, если не было вымогательства, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения взыскания, влекут ликвидацию юридического лица в установленном законодательством порядке по представлению (протоколам) органов, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Статья 13. Порядок проведения служебной проверки
1. По факту обнаружения признаков правонарушений непреступного характера, связанных с коррупцией, в отношении субъектов, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, кадровыми и юридическими службами вышестоящего органа по отношению к тому, в которых данные субъекты состоят на службе или реализуют государственные полномочия, проводится служебная проверка в предусмотренном нормативными правовыми актами порядке.
2. Служебная проверка в отношении высших должностных лиц Российской Федерации, назначаемых и избираемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (Президент Российской Федерации, Председатель, заместители Председателя и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель, заместители Председателя и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель и члены Правительства Российской Федерации, Председатель и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель и судьи Верховного Суда Российской Федерации, Председатель и судьи Высшего арбитражного суда Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители) проводится Комиссией Государственной Думы по борьбе с коррупцией. Такая проверка проводится в порядке решения вопроса о возможном отстранении соответствующих должностных лиц от должности.
3. Комиссия Государственной Думы по борьбе с коррупцией образуется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа депутатов, имеющих высшее юридическое образование.
4. Аналогичные комиссии создаются законодательными органами субъектов федерации и органами местного самоуправления для проведения служебной проверки в отношении высших должностных лиц субъекта федерации или местного самоуправления.
5. Комиссия Государственной Думы по борьбе с коррупцией и аналогичные комиссии законодательных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении проверки: приглашают для дачи пояснений любое лицо, которое может располагать информацией о проверяемых фактах; направляют запросы о предоставлении необходимых сведений и материалов во все организации, независимо от форм собственности, включая банки и иные кредитно-финансовые учреждения.
Приглашенное должностное лицо обязано явиться в назначенное время и дать необходимые пояснения членам комиссии. Запрос комиссии о предоставлении сведений и материалов исполняется в срок не более десяти суток с момента получения запроса.
Все сведения, полученные в ходе проверки, являются строго конфиденциальными и не подлежат разглашению кроме как по решению Комиссии.
Комиссия Государственной Думы по борьбе с коррупцией в необходимых случаях организует парламентские слушания о ходе служебной проверки соответствующих фактов и ее результатах.
6. В случае если по результатам проведенной служебной проверки факт совершения правонарушения, связанного с коррупцией, получит подтверждение и будет установлено, что такое нарушение содержит признаки уголовно либо административно наказуемого деяния, все материалы направляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для принятия мер в соответствии с действующим законодательством. Если в материалах проверки содержатся данные о совершении правонарушения Генеральным прокурором Российской Федерации, Комиссия Государственной Думы по борьбе с коррупцией направляет представление Президенту Российской Федерации, который принимает решение о проведении проверки в отношении Генерального прокурора в порядке установленном федеральным законодательством.
7. Иные материалы, свидетельствующие о факте совершения дисциплинарного или гражданско-правового правонарушения, указанного в статье 10 или статье 11 настоящего Федерального закона, не требующие дополнительной проверки, являются основанием для привлечения виновного к дисциплинарной ответственности. При этом виновные лица ставятся в известность о необходимости возвратить незаконно полученные денежные средства и имущество, возместить стоимость незаконно оказанных им услуг. При отказе указанных лиц добровольно исполнить настоящие требования материалы проверки направляются прокурору для последующего обращения в суд о принудительном изъятии незаконно полученного и принудительном возмещении стоимости неправомерных услуг.
Статья 14. Ответственность руководителей за непринятие мер по противодействию коррупции
Руководители государственных и муниципальных организаций, учреждений, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах Российской Федерации, а также в иных некоммерческих и коммерческих организациях, не принимающие в пределах своих полномочий в отношении подчиненных им лиц, виновных в совершении правонарушений, связанных с коррупцией, меры предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо принимающие указанные меры с нарушением настоящего Федерального закона, либо не представляющие соответствующую информацию в налоговые органы по месту жительства виновных лиц, при отсутствии в их действиях признаков уголовно наказуемого деяния наказываются в дисциплинарном порядке.
Статья 15. Ответственность руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, субъектов за неправомерное получение доходов
1. Государственным органам, органам местного самоуправления, организациям, финансируемым из средств федерального бюджета, или средств бюджета субъекта Российской Федерации, или за счет средств местного бюджета, а также внебюджетных фондов федеральных или субъектов Российской Федерации запрещается принимать материальные, нематериальные блага и преимущества помимо предусмотренных для них законодательством источников финансирования.
2. Руководители государственных органов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, за принятие материальных, нематериальных благ и преимуществ помимо предусмотренных законодательством источников финансирования, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда по представлению (протоколам) органов, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Глава 4. Устранение последствий коррупционных правонарушений
Статья 16. Отмена и признание недействительными актов, аннулирование правовых последствий решений и действий, связанных с коррупцией
1. Нормативные и не нормативные правовые акты, принятые в результате правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, отменяются органом либо должностным лицом, уполномоченными на принятие или отмену соответствующих актов, либо признаются судом недействительными в порядке гражданского судопроизводства.
2. Иные действия и решения, принятые в результате правонарушений, связанных с коррупцией, нарушающие права физических и юридических лиц, и не влекущие административной или уголовно-правовой ответственности, обжалуются в суд прокурором либо заинтересованными лицами в порядке гражданского судопроизводства. По результатам рассмотрения гражданских дел судом могут быть аннулированы все решения и действия, связанные с коррупцией, а также их правовые последствия.
Статья 17. Возмещение убытков от правонарушений, связанных с коррупцией
1. Лицо, права которого нарушены в результате правонарушений, связанных с коррупцией, может требовать возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном гражданским законодательством.
2. В возмещении убытков судом может быть отказано полностью или частично, если физическое или юридическое лицо участвовали в подкупе без наличия вымогательства со стороны субъектов, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Статья 18. Взыскание противоправно полученных доходов
В случае обнаружения превышения более чем на пятьсот минимальных размеров оплаты труда фактических доходов над доходами, заявленными в декларациях лица, указанного в части 1 статьи 2, либо членов его семьи, и не установления в результате проведенной в соответствии с законодательством проверки их правомерного происхождения такое имущество или его стоимость судом обращается в доход государства. Суд рассматривает такие дела по представлению прокурора либо иного органа, указанного в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Статья 19. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим федеральным законом
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в трехмесячный срок со дня вступления его в силу.
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.