Проект федерального закона N 147313-3
"О срочном рынке"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 - 3)
Глава 1. Отношения, регулируемые настоящим (ст.ст. 1 - 3)
Федеральным законом
Раздел II. Профессиональная деятельность на срочном (ст.ст. 4 -20)
рынке
Глава 2. Брокерская деятельность (ст.ст. 4 - 5)
Глава 3. Дилерская деятельность (ст. 6)
Глава 4. Клиринговая деятельность (ст.ст. 7 -10)
Глава 5. Деятельность по организации торговли на (ст.ст. 11-18)
срочном рынке
Глава 6. Совмещение профессиональных видов (ст.ст. 19-20)
деятельности на срочном рынке.
Объединения профессиональных
участников срочного рынка
Раздел III. О срочных сделках (ст.ст. 21-30)
Глава 7. Основные положения о срочном рынке (ст.ст. 21-22)
Глава 8. Срочные сделки, совершаемые с участием (ст.ст. 23-26)
организатора торговли
Глава 9. Срочные сделки, совершаемые без участия (ст.ст. 27-30)
организатора торговли
Раздел IV. Регулирование срочного рынка (ст.ст. 31-37)
Глава 10. Государственное регулирование срочного (ст.ст. 31-34)
рынка
Глава 11. Меры по предотвращению манипулирования на (ст.ст. 35-37)
срочном рынке
Раздел V. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 38-47)
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при совершении срочных сделок независимо от вида базисных активов, места и формы проведения таких операций, а также особенностей деятельности профессиональных участников срочного рынка.
Статья 2. Законодательство о срочном рынке
1. Законодательство о срочном рынке (рынке срочных сделок) состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Отношения, связанные с созданием и деятельностью валютных, фондовых, товарных и универсальных бирж в части организации и регулирования ими биржевой торговли валютными ценностями, ценными бумагами и иным биржевым товаром, а также деятельностью участников биржевой торговли на этих биржах регулируются другими федеральными законами за исключением совершения срочных сделок на валютных, фондовых, товарных и универсальных биржах.
Статья 3. Основные понятия, используемые настоящим Федеральным законом
Срочная сделка - соглашение сторон, определяющее их права и обязанности в отношении базисного актива в установленную дату в будущем (или в течение установленного периода в будущем), порядок и условия осуществления которых определяются правилами организатора торговли либо непосредственно соглашением сторон. К срочным сделкам относятся: фьючерсный контракт, опционный контракт, форвардный контракт и иные сделки, которые государственным органом по регулированию деятельности товарных бирж отнесены к срочным сделкам.
Базисный актив - иностранная валюта, ценные бумаги и иное имущество и имущественные права, процентные ставки, кредитные ресурсы, индексы цен или процентных ставок.
Фьючерсный контракт (фьючерс) - заключаемое с участием организатора торговли соглашение сторон, определяющее их права и обязанности в отношении базисного актива с условием обязательности исполнения в установленную дату в будущем.
Опционный контракт (опцион) - соглашение сторон, определяющее их права и обязанности в отношении базисного актива или фьючерсного контракта в установленную дату в будущем (или в течение установленного периода в будущем) с условием установления права стороны, уплачивающей премию по такому соглашению, отказаться от его исполнения.
Форвардный контракт (форвард) - заключаемое без участия организатора торговли соглашение сторон, определяющее их права и обязанности в отношении базисного актива с обязательным условием передачи базисного актива в установленную дату в будущем.
Профессиональные участники срочного рынка - юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют виды деятельности, указанные в разделе 2 настоящего Федерального закона.
Спецификация срочной сделки - документ, содержащий существенные условия заключаемой на бирже срочной сделки, в том числе вид срочной сделки, базисный актив и его количество, порядок определения цены срочной сделки, способ и сроки исполнения обязательств и реализации прав по срочной сделке.
Расчетная цена - определяемая в соответствии с Правилами (Условиями) осуществления клиринговой деятельности цена срочной сделки, на основе которой рассчитываются взаимные обязательства участников клиринга по уплате вариационной маржи.
Вариационная маржа - сумма денежных средств, обязанность уплаты которых возникает у одной из сторон срочной сделки в результате изменения расчетной цены данной срочной сделки.
Депозитная (начальная) маржа - денежные средства или иное имущество, вносимые участником биржевых торгов для обеспечения исполнения обязательств по срочным сделкам, заключаемым им на бирже.
Раздел II. Профессиональная деятельность на срочном рынке
Глава 2. Брокерская деятельность
Статья 4. Основные положения о брокерской деятельности
Брокерской деятельностью признается совершение срочных сделок в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.
Профессиональный участник срочного рынка, занимающийся брокерской деятельностью, именуется брокером.
Передоверие брокером совершения срочной сделки допускается только брокеру. Передоверие допускается, если оно оговорено в договоре комиссии или поручения либо в случаях, когда брокер вынужден к этому силой обстоятельств для охраны интересов своего клиента с уведомлением последнего.
Передоверие осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Брокер должен выполнять поручения клиентов добросовестно и в порядке их поступления, если иное не предусматривается договором с клиентом или его поручением. Сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера.
В случае наличия у брокера интереса, препятствующего осуществлению поручения клиента на наиболее выгодных для клиента условиях, брокер обязан немедленно уведомить последнего о наличии у него такого интереса.
В случае если брокер действует в качестве комиссионера, договор комиссии может предусматривать обязательство хранить денежные средства, предназначенные для инвестирования в срочные сделки или полученные в результате совершения срочных сделок, у брокера на забалансовых счетах и право их использования брокером до момента возврата этих денежных средств клиенту в соответствии с условиями договора.
Часть прибыли, полученной от использования указанных средств и остающейся в распоряжении брокера, в соответствии с договором перечисляется клиенту. При этом брокер не вправе гарантировать или давать обещания клиенту в отношении доходов от инвестирования хранимых им денежных средств.
В случае если конфликт интересов брокера и его клиента, о котором клиент не был уведомлен до получения брокером соответствующего поручения, привел к исполнению этого поручения с ущербом для интересов клиента, брокер обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской федерации.
Требования к порядку осуществления брокерской деятельности устанавливаются настоящим Федеральным законом и правовыми актами государственного органа по регулированию деятельности товарных бирж.
В случае осуществления брокерской деятельности на рынке срочных сделок, базисным активом которых являются валютные ценности, Центральный банк Российской Федерации по согласованию с государственным органом по регулированию деятельности товарных бирж вправе устанавливать отдельные дополнительные требования к порядку осуществления указанной деятельности.
В случае осуществления брокерской деятельности на рынке срочных сделок, базисным активом которых являются эмиссионные ценные бумаги и фондовые индексы, федеральный орган исполнительной власти по согласованию с государственным органом по регулированию деятельности товарных бирж вправе устанавливать отдельные дополнительные требования к порядку осуществления указанной деятельности.
Статья 5. Общие требования к порядку осуществления брокерской деятельности на биржевом рынке
1. Брокер, осуществляющий деятельность на биржевом рынке (далее - биржевой брокер), может быть коммерческим представителем своих клиентов и имеет право осуществлять одновременное коммерческое представительство разных сторон срочной сделки.
2. Существенным условием договора между биржевым брокером и его клиентом, на основании которого совершаются срочные сделки на биржевом рынке, является признание и обязанность исполнения биржевым брокером и клиентом правил биржевых торгов и условий клирингового обслуживания.
Организатор торговли на срочном рынке (далее - организатор торговли, биржа) и клиринговая организация имеют право устанавливать иные существенные условия договора между биржевым брокером и его клиентом.
3. Биржевые брокеры вправе требовать от своих клиентов внесения гарантийных взносов, на счета, открытые в расчетной организации, а также предоставления права распоряжения этими средствами от имени биржевого брокера.
При невыполнении клиентами установленных организатором торговли видов, размеров и сроков внесения, гарантийных взносов, биржевой брокер обязан незамедлительно уведомить об этом организатора торговли.
4. Биржевой брокер обязан:
ознакомить клиента с правилами биржевых торгов и условиями клирингового обслуживания;
совершать срочные сделки в интересах клиента только после разъяснения ему характера финансовых рисков, связанных с этими сделками;
при совершении от своего имени и за свой счет срочных сделок, затрагивающих интересы клиента, своевременно информировать его об этом;
во всех случаях осуществлять приоритетное исполнение поручений клиента на совершение срочных сделок при совмещении брокерской и дилерской деятельности на срочном рынке;
своевременно предоставлять клиенту полную информацию, связанную с совершением сделок в его интересах, а также с исполнением его поручений;
вести отдельный учет биржевых сделок, совершенных за счет клиента.
Глава 3. Дилерская деятельность
Статья 6. Основные положения о дилерской деятельности
Дилерской деятельностью признается совершение срочных сделок от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен по определенным срочным сделкам с обязательством заключения таких сделок по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером. Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией.
Кроме цены дилер имеет право объявить иные существенные условия срочных сделок, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены. При отсутствии в объявлении указания на иные существенные условия дилер обязан заключить договор на существенных условиях, предложенных его клиентом. В случае уклонения дилера от заключения договора к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора и/или о возмещении причиненных клиенту убытков.
Требования к порядку осуществления дилерской деятельности устанавливаются настоящим Федеральным законом и правовыми актами государственного органа по регулированию деятельности товарных бирж.
В случае осуществления дилерской деятельности на рынке срочных сделок, базисным активом которых являются валютные ценности, Центральный банк Российской Федерации по согласованию с государственным органом по регулированию деятельности товарных бирж вправе устанавливать отдельные дополнительные требования к порядку осуществления указанной деятельности.
В случае осуществления дилерской деятельности на рынке срочных сделок, базисным активом которых являются эмиссионные ценные бумаги и фондовые индексы, федеральный орган исполнительной власти по согласованию с государственным органом по регулированию деятельности товарных бирж вправе устанавливать отдельные дополнительные требования к порядку осуществления указанной деятельности.
Глава 4. Клиринговая деятельность
Статья 7. Основные положения о клиринговой деятельности
1. Клиринговой деятельностью признается учет обязательств по срочным сделкам, зачет встречных однородных требований, организация взаиморасчетов, обеспечение финансовых гарантий, совершение иных действий, связанных с учетом обязательств по срочным сделкам и расчетами по ним.
2. Лицо, осуществляющее клиринговую деятельность, именуется клиринговой организацией. Функции клиринговой организации может осуществлять организатор торговли или иная организация. При осуществлении клиринговой деятельности на биржевом рынке организатор торговли и клиринговая организация обязаны заключить договор о взаимодействии (в случае, если клиринговая деятельность не осуществляется самим организатором торговли).
Клиринговая организация (а в случае осуществления клиринговой деятельности организатором торговли - организатор торговли) вправе совмещать осуществление клиринговой деятельности на срочном рынке с осуществлением клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг, иностранной валюты и иного товара.
3. Клиринговое обслуживание биржевых торгов осуществляется в случаях, предусмотренных законом, или на основании решения организатора торговли.
Клиринговое обслуживание на внебиржевом рынке осуществляется в случаях, предусмотренных законом, или по соглашению сторон, заключивших срочную сделку на внебиржевом рынке.
4. Клиринговая организация осуществляет свою деятельность в соответствии с Правилами (Условиями) осуществления клиринговой деятельности, внутренним регламентом и договорами с участниками клиринга.
Статья 8. Расчетная организация
1. Небанковская кредитная организация, ведущая счета участников клиринга и осуществляющая денежные расчеты по результатам клиринга на основании документов, предоставляемых клиринговой организацией, именуется расчетной организацией.
2. Расчетная и клиринговая организации должны заключить договор о взаимодействии.
Статья 9. Общие требования к порядку осуществления клиринговой деятельности
1. Порядок клирингового обслуживания определяется клиринговой организацией в Правилах (Условиях) осуществления клиринговой деятельности.
2. Клиринговая организация определяет условия клирингового обслуживания, обязательные для всех участников клиринга и их клиентов.
3. Клиринговая организация, в том числе не являющаяся кредитной организацией, в целях сохранности гарантийных взносов вправе открывать счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации на условиях, установленных Центральным банком Российской Федерации.
4. Клиринговая организация, являющаяся кредитной организацией, вправе осуществлять расчетно-кассовое обслуживание (открытие и ведение счетов) участников биржевых торгов, осуществление расчетов между ними.
5. Клиринговая организация устанавливает виды, размер, порядок использования и возврата начальной маржи, которые должны вноситься участниками клиринга для обеспечения исполнения обязательств по срочным сделкам.
6. Клиринговая организация вправе формировать гарантийные (резервные) фонды за счет собственных средств и средств участников клиринга для обеспечения исполнения обязательств по срочным сделкам.
Статья 10. Правила (условия) осуществления клиринговой деятельности
1. Клиринг по срочным сделкам осуществляется клиринговой организацией при условии утверждения уполномоченным органом клиринговой организации и регистрации в государственном органе по регулированию деятельности товарных бирж Правил (Условий) осуществления клиринговой деятельности (далее - Правила осуществления клиринга), включая все изменения и дополнения к ним. Регистрация производится в уведомительном порядке.
В случае если Правилами осуществления клиринга предполагается регулирование срочных сделок, базисным активом которых являются валютные ценности, регистрация указанных документов (всех дополнений и изменений к ним) осуществляется государственным органом по регулированию деятельности товарных бирж по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
В случае, если Правилами осуществления клиринга предполагается регулирование срочных сделок, базисным активом которых являются эмиссионные ценные бумаги и фондовые индексы, регистрация указанных документов (всех дополнений и изменений к ним) осуществляется государственным органом по регулированию деятельности товарных бирж по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
2. Правила осуществления клиринга должны предусматривать:
а) Порядок определения обязательств по срочным сделкам (с указанием вида базисного актива), включая:
порядок открытия счетов и учета позиций, возникающих у участников клиринга вследствие совершения сделок;
порядок сверки и регистрации сделок;
порядок определения расчетной цены срочных сделок;
порядок определения прав и обязанностей, возникших в результате совершения срочных сделок, и представления сведений о них участникам клиринга и участникам торгов;
порядок определения размера начальной маржи, порядок ее учета и внесения в виде денежных средств и (или) имущества, внесение которых участниками торгов является условием совершения срочных сделок и за счет которых, в случае полного или частичного неисполнения обязательств по сделкам, осуществляется их частичное исполнение;
порядок определения размера вариационной маржи, порядок ее учета и внесения в виде денежных средств, обязанность уплаты которых возникает у одной из сторон срочной сделки в результате изменения расчетной цены срочной сделки;
порядок взимания, а также установления и изменения размеров взносов и сборов за услуги клиринговой организации;
порядок осуществления расчетов по срочным сделкам, в том числе порядок взаимодействия клиринговой организации с расчетной организацией и расчетным депозитарием;
порядок взаимодействия с организатором торговли;
меры по защите интересов клиентов участников клиринга.
б) Описание системы управления рисками, включая:
порядок допуска участников клиринга к совершению срочных сделок;
перечень и порядок установления и контроля лимитов в отношении срочных сделок и участников клиринга;
порядок расчета вариационной маржи при ежедневной переоценке позиций участников клиринга исходя из разности между текущей и предыдущей расчетной ценой срочной сделки или разности между ценой сделки и текущей расчетной ценой срочной сделки, а при исполнении срочной сделки - исходя из разности между ценой исполнения срочной сделки и предыдущей расчетной ценой;
порядок действий в случае неисполнения участниками клиринга обязанностей по внесению начальной маржи, обязанностей по срочным сделкам, в том числе порядок использования средств, внесенных участниками торгов в качестве начальной маржи, а также средств гарантийного (резервного) фонда, основания и порядок принудительного закрытия позиций участников биржевых торгов;
порядок действий в случае приостановки торгов, включая порядок определения размеров начальной маржи и вариационной маржи, подлежащих внесению участниками биржевых торгов;
меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций, включая сбои в работе материально-технического обеспечения клиринговой организации, а также меры по предотвращению последствий чрезвычайных ситуаций и последствий действия обстоятельств непреодолимой силы;
порядок разрешения споров.
Глава 5. Деятельность по организации торговли на срочном рынке
Статья 11. Основные положения о деятельности по организации торговли на срочном рынке
1. Деятельностью по организации торговли на срочном рынке (далее - биржевая деятельность) признается предоставление услуг, непосредственно способствующих совершению срочных сделок между участниками биржевых торгов путем обеспечения проведения торгов по единым для всех участников правилам.
Профессиональный участник срочного рынка, осуществляющий биржевую деятельность на срочном рынке, именуется организатором торговли (биржей).
Организатор торговли может быть учрежден только в форме некоммерческого партнерства или хозяйственного общества.
2. Организатор торговли обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:
правила допуска участников срочного рынка к торгам;
порядок принятия спецификации срочной сделки, ее изменения и прекращения действия;
список срочных сделок, совершаемых на бирже;
правила совершения и сверки срочных сделок;
правила регистрации срочных сделок;
порядок исполнения срочных сделок;
правила, ограничивающие манипулирование ценами;
расписание предоставления услуг биржей.
О каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется информация о дате и времени заключения срочной сделки, а также ее виде, базисном активе, цене и объеме.
Статья 12. Организационная структура организатора торговли
Организатор торговли вправе самостоятельно или в случаях, определенных законодательством, создавать структурные подразделения (отделы, секции и т.п).
Образование структурных подразделений биржи может производиться в зависимости от типа срочных сделок и/или базисного актива.
Статья 13. Участники биржевых торгов
1. Участником биржевых торгов является профессиональный участник срочного рынка, имеющий лицензию биржевого брокера или биржевого дилера, и допущенный к участию в биржевых торгах на основании соответствующего договора с биржей.
2. Участником биржевых торгов не может быть служащий данной биржи, а также юридическое лицо, руководители которого являются служащими данной биржи.
3. В случае если на бирже созданы отделы или секции, для получения права на совершение сделок в данной секции участник биржевых торгов должен быть членом этой секции. Участник биржевых торгов может быть членом нескольких секций одновременно.
Биржа определяет порядок приема в члены отделов или секций биржи, выхода из членов отделов или секций, а также вправе устанавливать особые права и обязанности их членов.
4. Биржа имеет право устанавливать виды, размеры и периодичность внесения обязательных взносов участниками биржевых торгов.
Участник биржевых торгов пользуется услугами организатора торговли и обязан вносить плату за право участия в биржевых торгах в размере, установленном организатором торговли.
5. Биржа может отказать в предоставлении права участвовать в биржевых торгах, а также ограничить или прекратить допуск к биржевым торгам по основаниям, связанным с финансовым состоянием, деловой репутацией, а также по иным основаниям, предусмотренным учредительными документами и/или Правилами биржевых торгов.
Статья 14. Органы управления организатора торговли
Порядок образования и деятельности органов управления организатора торговли определяется его учредительными документами.
Статья 15. Статус отдела (секции) срочных сделок валютных, товарных или фондовых бирж, его члены и органы управления
1. Для организации торгов срочными сделками валютные, товарные и фондовые биржи должны создавать обособленные отделы (секции). Отделы (секции) срочных сделок валютных, товарных и фондовых бирж должны быть указаны в учредительных документах создавших их валютных, товарных и фондовых бирж.
2. Деятельность отдела (секции) срочных сделок валютной, товарной или фондовой биржи осуществляется на основании положений Устава организатора торговли и Правил биржевых торгов, утвержденных органом управления валютной, товарной или фондовой биржи, и подлежит обособленному учету.
Статья 16. Правила биржевых торгов
1. Биржевая деятельность на срочном рынке, в том числе в обособленных отделах (секциях) валютных, товарных и фондовых бирж, осуществляется организатором торговли на основании Правил биржевых торгов.
Правила биржевых торгов утверждаются уполномоченным органом организатора торговли и подлежат регистрации в государственном органе по регулированию деятельности товарных бирж. Регистрация производится в уведомительном порядке.
В случае если Правилами биржевых торгов предполагается совершение срочных сделок, базисным активом которых являются валютные ценности, регистрация Правил биржевых торгов (изменений и дополнений к ним) осуществляется государственным органом по регулированию деятельности товарных бирж по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
В случае, если Правилами биржевых торгов предполагается совершение срочных сделок, базисным активом которых являются эмиссионные ценные бумаги и фондовые индексы, регистрация Правил биржевых торгов (изменений и дополнений к ним) осуществляется государственным органом по регулированию деятельности товарных бирж по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
2. Правила биржевых торгов являются обязательными для организаторов торговли и участников биржевых торгов
3. Правила биржевых торгов должны предусматривать порядок допуска к совершению срочных сделок и порядок совершения срочных сделок, включая:
структуру и органы управления организатора торговли, обособленного отдела (секции) организатора торговли;
порядок вступления в Члены обособленного отдела (секции) организатора торговли и прекращения членства, включая требования, предъявляемые к Членам обособленного отдела (секции) биржи, их права и обязанности;
условия допуска участников торгов к совершению сделок через организатора торговли;
порядок установления размеров и порядок взимания взносов и сборов за услуги организатора торговли;
описание срочных сделок, совершаемых через организатора торговли, с указанием вида базисного актива, в том числе: поставочных фьючерсных контрактов, расчетных фьючерсных контрактов, поставочных опционных контрактов на покупку, поставочных опционных контрактов на продажу, расчетных опционных контрактов.
порядок ввода в обращение, изменения и вывода из обращения срочных сделок;
порядок проведения торгов, включая время начала и окончания торгов;
типы и содержание заявок участников торгов на совершение срочных сделок, порядок их объявления, изменения и отзыва;
порядок извещения участников торгов о внесенных в Правила биржевых торгов и спецификации фьючерсных и опционных контрактов изменений, а также порядок доведения до участников торгов иной существенной информации;
порядок представления участникам торгов сведений о совершенных ими срочных сделках;
порядок взаимодействия организатора торговли с клиринговой организацией;
порядок совершения сделок в процессе принудительного закрытия позиций участника торгов;
перечень и порядок определения лимитов, устанавливаемых для участника торгов фьючерсными и опционными контрактами, в том числе в целях предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и контроля за их соблюдением;
меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций, включая сбои в работе материально-технического обеспечения организатора торговли, и меры по предотвращению последствий чрезвычайных ситуаций, а также последствий действия обстоятельств непреодолимой силы;
меры по защите интересов клиентов участников торгов;
меры по обеспечению соблюдения участниками биржевых торгов решений органов государственной власти по вопросам, относящимся к биржевой деятельности, биржевых правил, решений органов управления биржей;
перечень нарушений, за которые организаторами торговли применяются к участникам биржевых торгов меры воздействия (штрафы, неустойки), размеры и порядок применения таких мер;
порядок разрешения споров на бирже;
порядок регистрации биржевых брокеров, биржевых дилеров и трейдеров.
Статья 17. Трейдеры
1. Физическое лицо, уполномоченное биржевым брокером или биржевым дилером на совершение срочных сделок в ходе биржевых торгов и аккредитованное на бирже, именуется трейдером.
2. Трейдеры обязаны отвечать квалификационным требованиям, предъявляемым к ним государственным органом по регулированию деятельности товарных бирж и организатором торговли.
Статья 18. Учет срочных сделок
1. Биржа обязана организовать учет срочных сделок и хранить данные такого учета не менее трех лет.
2. Биржевые брокеры обязаны вести учет срочных сделок, совершенных за счет клиента, и хранить данные такого учета не менее 3 лет.
3. Биржа и биржевые брокеры обязаны предоставлять данные учета биржевых сделок по требованию государственного органа по регулированию деятельности товарных бирж, а биржевые брокеры - кредитные организации обязаны предоставлять данные учета сделок также по требованию Центрального банка Российской Федерации.
4. Данные учета биржевых срочных сделок, базисным активом которых являются валютные ценности, также подлежат представлению по требованию Центрального банка Российской Федерации.
Данные учета биржевых срочных сделок, базисным активом которых являются эмиссионные ценные бумаги и фондовые индексы, также подлежат представлению по требованию федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Глава 6. Совмещение профессиональных видов деятельности на срочном рынке.
Объединения профессиональных участников срочного рынка
Статья 19. Ограничения на совмещение видов профессиональной деятельности на срочном рынке
1. Ограничения на совмещение видов профессиональной деятельности на срочном рынке устанавливаются настоящим Федеральным законом.
2. Виды профессиональной деятельности на срочном рынке, совмещение которых не запрещено настоящим Федеральным законом, считаются совместимыми.
3. Не допускается совмещение следующих видов профессиональной деятельности на срочном рынке:
деятельности по организации биржевых торгов и брокерской деятельности;
деятельности по организации биржевых торгов и дилерской деятельности;
клиринговой деятельности и брокерской деятельности;
клиринговой деятельности и дилерской деятельности.
4. Государственный орган по регулированию деятельности товарных бирж, Центральный банк Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не вправе устанавливать иные ограничения на совмещение видов профессиональной деятельности на срочном рынке, а также на совмещение указанных видов деятельности с иными видами предпринимательской деятельности.
Статья 20. Объединения профессиональных участников срочного рынка
1. Профессиональные участники срочного рынка в целях координации своей деятельности, защиты своих интересов и осуществления общих программ могут создавать ассоциации (союзы).
2. Участники, совершающие срочные сделки через организатора торговли, могут образовывать биржевые гильдии.
3. Ассоциации (союзы) и биржевые гильдии создаются в форме некоммерческих организаций.
Раздел III. О срочных сделках
Глава 7. Основные положения о срочном рынке
Статья 21. Биржевой и внебиржевой срочный рынок
1. Срочные сделки подразделяются на срочные сделки, совершаемые на биржевом рынке (рынке с участием организатора торговли), и на срочные сделки, совершаемые на внебиржевом рынке (рынке без участия организатора торговли).
2. Сделки с фьючерсными контрактами могут совершаться только на биржевом рынке.
Сделки с форвардными контрактами могут совершаться только на внебиржевом рынке.
Статья 22. Поставочные и беспоставочные срочные сделки
1. Срочные сделки в зависимости от способа исполнения обязательств по ним подразделяются на поставочные срочные сделки и беспоставочные (расчетные) срочные сделки.
2. Поставочными признаются срочные сделки, исполнение обязательств по которым осуществляется способом поставки базисного актива.
Беспоставочными (расчетными) признаются срочные сделки, исполнение обязательств по которым осуществляется способом произведения окончательного взаиморасчета сторон путем передачи денежных средств.
3. Форвардные контракты могут быть только поставочными.
Глава 8. Срочные сделки, совершаемые с участием организатора торговли
Статья 23. Регистрация спецификации срочных сделок
Совершение срочных сделок с участием организатора торговли допускается после регистрации спецификации срочной сделки государственным органом по регулированию деятельности товарных бирж. Регистрация производится в уведомительном порядке.
В случае если базисным активом срочных сделок, совершаемых на биржевом рынке, являются валютные ценности, регистрация спецификации такой срочной сделки осуществляется государственным органом по регулированию деятельности товарных бирж по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
В случае если базисным активом срочных сделок, совершаемых на биржевом рынке, являются эмиссионные ценные бумаги и фондовые индексы, регистрация спецификации такой срочной сделки осуществляется государственным органом по регулированию деятельности товарных бирж по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Государственный орган по регулированию деятельности товарных бирж обязан зарегистрировать спецификацию срочной сделки не позднее чем через 30 дней с даты получения необходимых документов.
Совершение срочных сделок на биржевом рынке подлежит регистрации организатором торговли.
Статья 24. Совершение срочных сделок на биржевом рынке
Срочные сделки признаются совершающимися на биржевом рынке при одновременном соблюдении следующих условий:
порядок их заключения и исполнения устанавливается организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранных государств;
информация о ценах срочных сделок публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть предоставлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после совершения срочной сделки.
Статья 25. Исполнение по срочным сделкам на биржевом рынке
Исполнение по срочной сделке на биржевом рынке осуществляется одним из следующих способов:
поставка базисного актива,
произведение окончательного взаиморасчета по срочной сделке,
совершение участником срочной сделки операции, противоположной ранее совершенной операции по заключенной им срочной сделке.
Для операции по срочной сделке, направленной на покупку базисного актива, операцией противоположной направленности признается операция по вновь заключаемой срочной сделке, направленной на продажу базисного актива, а для операции, направленной на продажу базисного актива, - операция, направленная на покупку базисного актива.
Статья 26. Биржевой склад
Юридическое лицо, обеспечивающее поставку базисного актива по биржевым поставочным срочным сделкам, именуется биржевым складом.
Юридическое лицо, являющееся биржевым складом, действует на основании договора с организатором торговли и/или клиринговой организацией, за исключением случаев, когда функции биржевого склада исполняет организатор торговли или клиринговая организация.
Глава 9. Срочные сделки, совершаемые без участия организатора торговли
Статья 27. Общие положения о совершении срочных сделок на внебиржевом рынке
Срочные сделки на внебиржевом рынке совершаются на условиях, оговоренных сторонами.
Стороны срочной сделки могут обусловить возможность исполнения срочной сделки с участием клиринговой организации на основании договоров с указанной организацией.
Стороны срочной сделки могут обусловить возможность передачи базисного актива срочной сделки третьему лицу для обеспечения исполнения срочной сделки.
Стороны срочных сделок обязаны вести раздельный учет операций по срочным сделкам, отражая их отдельно на своем бухгалтерском балансе.
Статья 28. Существенные условия срочной сделки на внебиржевом рынке
Существенными условиями срочной сделки на внебиржевом рынке являются условия о наименовании и количестве базисного актива, цене базисного актива и сроке исполнения обязательств.
Статья 29. Условия совершения срочных сделок на внебиржевом рынке
Условия совершения на внебиржевом рынке срочных сделок с любыми базисными активами за исключением валютных ценностей, эмиссионных ценных бумаг и фондовых индексов, устанавливаются государственным органом по регулированию деятельности товарных бирж.
Условия совершения на внебиржевом рынке срочных сделок, базисным активом которых являются валютные ценности, устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Условия совершения на внебиржевом рынке срочных сделок, базисным активом которых являются эмиссионные ценные бумаги и фондовые индексы, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Статья 30. Уведомление о заключении форвардного контракта
Стороны форвардного контракта обязаны уведомить соответствующий орган, осуществляющий установление условий совершения на внебиржевом рынке срочных сделок, о заключении ими форвардного контракта, если сумма сделки превышает 30 000 000 рублей.
Раздел IV. Регулирование срочного рынка
Глава 10. Государственное регулирование срочного рынка
Статья 31. Органы государственного регулирования срочного рынка
Государственное регулирование биржевого срочного рынка по любым базисным активам в отношении валютных, товарных, фондовых и универсальных бирж, а также указанных в настоящем Федеральном законе других участников срочного рынка, и контроль за соблюдением законодательства о срочном рынке осуществляется государственным органом по регулированию деятельности товарных бирж.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, государственный орган по регулированию деятельности товарных бирж осуществляет необходимые согласования с Центральным банком Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Центральный банк Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не вправе устанавливать ограничения на участие регулируемых ими субъектов (участников биржевых торгов) в торгах на тех биржах, регулирование деятельности которых осуществляется иным органом государственного регулирования биржевой деятельности.
Статья 32. Полномочия государственного органа по регулированию деятельности товарных бирж
Государственный орган по регулированию деятельности товарных бирж:
разрабатывает основные направления и программы развития срочного рынка;
разрабатывает и утверждает по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг единые требования к порядку осуществления профессиональной деятельности на срочном рынке и к совершению срочных сделок;
издает нормативные акты для реализации положений настоящего Федерального закона;
осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на срочном рынке по всем видам базисных активов;
создает общедоступную информационную систему данных о срочном рынке, участниках биржевых торгов, срочных сделках, биржевых котировках;
осуществляет контроль за соблюдением законодательства о срочном рынке участниками срочного рынка;
утверждает квалификационные требования к сотрудникам (специалистам) профессиональных участников срочного рынка;
обращается в суд с исками о ликвидации юридического лица в случае осуществления им деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством о срочном рынке, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства о срочном рынке;
осуществляет иные функции, возложенные на государственный орган по регулированию деятельности товарных бирж федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Государственный орган по регулированию деятельности товарных бирж действует в соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Статья 33. Лицензирование профессиональной деятельности на срочном рынке
1. Все виды профессиональной деятельности на срочном рынке, указанные в настоящем Федеральном законе, осуществляются на основании специального разрешения - лицензии.
2. Решение о выдаче (приостановлении, аннулировании) лицензии на осуществление профессиональной деятельности на срочном рынке принимается государственным органом по регулированию деятельности товарных бирж.
3. Профессиональная деятельность на срочном рынке, осуществляемая без лицензии, является незаконной.
В отношении лиц, осуществляющих деятельность без соответствующей лицензии, государственный орган по регулированию деятельности товарных бирж:
принимает меры к приостановлению такой деятельности;
публикует в средствах массовой информации сведения о факте деятельности без соответствующей лицензии профессиональных участников срочного рынка;
письменно извещает о необходимости получения лицензии, а также устанавливает для этого сроки;
направляет материалы проверки по фактам осуществления деятельности без соответствующей лицензии в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам профессионального участника срочного рынка в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обращается с иском в суд о взыскании в доход государства всего полученного в результате осуществления деятельности на срочном рынке без соответствующей лицензии;
обращается с иском в суд о принудительной ликвидации лица, осуществляющего профессиональную деятельность на срочном рынке без лицензии в случае, если данное лицо не получило лицензию в установленные сроки.
Статья 34. Координация деятельности органов государственного регулирования срочного рынка
1. С целью обеспечения согласованной политики государства при осуществлении регулирования срочного рынка государственными органами (государственным органом по регулированию деятельности товарных бирж, Центральным банком Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг) координация деятельности указанных государственных органов на срочном рынке возлагается на Правительство Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации при осуществлении координации деятельности соответствующих органов государственного регулирования в процессе осуществления регулирования срочного рынка:
организует разработку концепции развития срочного рынка;
принимает меры по разработке согласованной политики соответствующих государственных органов в части выработки единых требований к порядку осуществления профессиональной деятельности на срочном рынке и совершению срочных сделок;
обобщает и анализирует практику функционирования срочного рынка;
принимает рекомендации по вопросам применения и совершенствования законодательства о срочном рынке.
Глава 11. Меры по предотвращению манипулирования на срочном рынке
Статья 35. О мерах по предотвращению манипулирования на срочном рынке
1. Участникам срочного рынка запрещается манипулировать ценами на срочном рынке с целью извлечения материальной и/или иной выгоды.
2. Манипулирование ценами - умышленные действия (бездействие) одного или нескольких лиц, направленные на поддержание или изменение цены срочных сделок, количества срочных сделок или заявок на их совершение, когда такие действия могут ввести в заблуждение других лиц относительно действительной рыночной цены срочной сделки либо объема торговли, в частности, побудить их к заключению сделок по цене, существенно отличающейся от действительной рыночной цены, либо воздержаться от заключения сделок.
3. При соблюдении условий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, манипулированием ценами является:
распространение заведомо ложной или неполной информации;
заключение мнимых сделок;
заключение сделки, по которой обеими сторонами является одно и то же лицо, за исключением случаев, когда данное лицо действует от своего имени, но по указаниям и за счет двух разных клиентов, действующих независимо друг от друга;
заключение сделки, стороны которой имеют неизвестную другим лицам договоренность о совершении впоследствии новой сделки, в результате которой стороны вернут друг другу все полученное по предыдущей сделке;
заключение сделок и/или выставление заявок на заключение сделок по цене, существенно отличающейся от рыночной цены, в периоды времени, которые, исходя из сложившейся практики или правил организатора торговли, задают ценовой уровень;
подача заявок двумя или более лицами, действующими по предварительной договоренности, неизвестной организатору торговли, в результате чего заключается одна или несколько срочных сделок по заранее согласованной цене;
заключение срочных сделок на основе инсайдерской информации, а также предоставление такой информации или основанных на ней рекомендаций для заключения сделок третьими лицами. Под инсайдерской информацией понимается информация, не являющаяся общедоступной, раскрытие которой может оказать существенное влияние на цены срочных сделок.
Статья 36. Признание факта манипулирования на срочном рынке
Факт манипулирования на срочном рынке признается в судебном порядке.
Статья 37. Ответственность за манипулирование на срочном рынке
Совершение участниками срочного рынка действий, указанных в пункте 3 статьи 35 настоящего Федерального закона, является основанием для приостановления или аннулирования лицензии профессионального участника срочного рынка государственным органом по регулированию деятельности товарных бирж.
К лицам, признанным виновными в манипулировании на срочном рынке, могут также применяться иные меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Раздел V. Заключительные и переходные положения
Статья 38. Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о срочных сделках
За нарушения настоящего Федерального закона и других законодательных актов Российской Федерации о срочном рынке лица несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным или уголовным законодательством Российской Федерации.
Статья 39. Разрешение споров, связанных с заключением и исполнением срочных сделок на биржевом рынке
1. Споры между организатором торговли, участниками биржевых торгов, их клиентами и клиринговой организацией, связанные с заключением и исполнением срочных сделок разрешаются в судах, арбитражных или третейских судах.
2. Организатор торговли вправе создавать постоянно действующий третейский суд - биржевую арбитражную комиссию.
3. Биржевая арбитражная комиссия разрешает экономические споры и иные споры, отнесенные к ее компетенции положением о биржевой арбитражной комиссии.
4. Положение о биржевой арбитражной комиссии, ее регламент, положение об арбитражных сборах, расходах сторон, список арбитров, положение об их вознаграждении и другие, устанавливающие процедуру рассмотрения споров биржевой арбитражной комиссией, документы, принимаются организатором торговли.
5. В случае создания биржевой арбитражной комиссии организатор торговли вправе включить в правила биржевых торгов условие (арбитражную оговорку) о разрешении предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи споров в биржевой арбитражной комиссии.
Статья 40. Учредительные документы организаторов торговли, применяемые ими правила биржевой торговли подлежат приведению в соответствие с нормами настоящего Федерального закона в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Указанные в части первой настоящей статьи документы до приведения их в соответствие с нормами настоящего Федерального закона со дня вступления в силу настоящего Федерального закона применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Указанные в части первой настоящей статье документы, не приведенные в соответствие с нормами настоящего Федерального закона, по истечении 6 месяцев после вступления в силу настоящего Федерального закона признаются недействительными.
Статья 41. Биржи, регистрирующие изменения учредительных документов в связи с их приведением в соответствие с настоящим Федеральным законом, освобождаются от уплаты регистрационных сборов.
Статья 42. Юридические лица, за исключением валютных бирж, фондовых бирж и бирж труда, не имевшие лицензий, выданных государственным органом по регулированию деятельности товарных бирж до вступления в силу настоящего Федерального закона, а также не получившие лицензий в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего. Федерального закона и имеющие в своем наименовании слово биржа, равно как и использующие в своих документации, рекламе, документированной информации слово "биржа", обязаны исключить указанное слово из своего наименования, своих документации, рекламы, документированной информации.
Статья 43. Поручить государственному органу по регулированию деятельности товарных бирж, Центральному банку Российской Федерации и федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг в трехмесячный со дня вступления в силу настоящего Федерального закона разработать и утвердить совместный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок согласования Правил биржевой торговли, Спецификаций и Правил (Условий) осуществления клиринговой деятельности при их регистрации в государственном органе по регулированию деятельности товарных бирж.
Статья 44. Поручить государственному органу по регулированию деятельности товарных бирж, Центральному банку Российской Федерации и федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг в трехмесячный со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 45. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 46. Поручить Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 47. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
В.В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.