Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О срочном рынке"
Комплексное развитие срочного рынка невозможно без создания соответствующей эффективной законодательной и нормативной правовой базы этого рынка.
Срочный рынок, являясь неотъемлемой частью общероссийского финансового рынка, представляет сегодня один из его наиболее динамично развивающихся сегментов. Так, если по итогам 2000 года объем срочных валютных сделок, заключенных на организованном рынке, составлял всего 24 млн.долларов США, то по итогам первого полугодия 2001 года этот объем увеличился уже в 4,5 раза (110 млн.долларов США). Все это говорит о том, что в настоящее время развитие срочного рынка в России требует пристального внимания со стороны государства и введения новых законодательных и иных актов, стимулирующих интерес и упорядочивающих развитие рынка.
Вместе с тем, в течение последних десяти лет законодательная и нормативная правовая база срочного рынка практически не развивалась и в результате отличается следующими чертами:
1) отсутствием единой терминологии срочного рынка.
Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" оперирует понятиями "стандартные контракты", нормативные правовые акты ФКЦБ России - соответственно понятиями "срочные сделки". Иная терминология употребляется в Налоговом кодексе РФ ("финансовые инструменты срочных сделок"). При этом, определения срочных сделок противоречат друг другу.
Учитывая, что юридические определения срочных сделок имеют принципиальное значение для установления юридических правоотношений в связи с их совершением, отсутствие четкой терминологической основы является существенным препятствием для формирования цивилизованного срочного рынка.
2) неоднозначной позицией судебных органов в отношении судебной защиты по срочным сделкам.
Следствием отсутствия в законодательстве Российской Федерации единой терминологии срочного рынка, а также юридически корректных определений самих срочных сделок, является позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, заключающаяся в том, что срочные сделки, предусматривающие только денежные расчеты между сторонами, не подлежат судебной защите, поскольку являются разновидностью игровых сделок - сделок пари.
3) отсутствием четких и непротиворечивых нормативных требований к порядку осуществления деятельности на срочном рынке.
До сих пор не решен вопрос об установлении единых требований к осуществлению участниками срочного рынка различных видов деятельности на этом рынке (деятельности по организации торговли, клиринговой деятельности, посреднической (брокерской) деятельности).
Указанные проблемы законодательного обеспечения срочного рынка являются значительным препятствием для развития такого важного для экономики Российской Федерации сегмента как срочный рынок, и наиболее развитой его части - биржевого срочного рынка.
Следует отметить, что в настоящий момент уже предпринимаются определенные попытки законодательного урегулирования проблем срочного рынка. Так, с целью создания цивилизованного режима налогообложения операций на срочном рынке в 25 главу части второй Налогового Кодекса РФ были включены статьи, которые устанавливают особый режим налогообложения финансовых инструментов срочных сделок.
Инициатива в этом направлении исходит и от Правительства Российской Федерации, которое предполагает осуществить комплекс законодательных мер, направленных на исправление правовой неопределенности в сфере регулирования срочного рынка. В частности, в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 910-р, одним из приоритетов деятельности Правительства Российской Федерации признано оказание содействия формированию срочного рынка в России и предусмотрено внесение необходимых изменений по отмене правовых норм, позволяющих признавать срочные сделки сделками "пари", в Гражданский кодекс Российской Федерации.
Вместе с тем, наиболее оптимальным решением проблем срочного рынка является принятие отдельного законодательного акта, комплексно регулирующего вопросы срочного рынка.
Целью подготовленного проекта Федерального закона "О срочном рынке" является установление общего порядка функционирования и ценообразования на срочном рынке, единого порядка совершения срочных сделок, защиты прав и законных интересов лиц, совершающих срочные сделки, определение принципов государственного регулирования и контроля за деятельностью на срочном рынке и закрепление функций и полномочий государственного органа по регулированию деятельности товарных бирж.
Концепция представленного проекта закона рассматривает срочный рынок как классический институт рыночной экономики, имеющий единую организационную, экономическую и правовую основы, вне зависимости от специфики конкретного вида базисного актива, являющегося предметом срочных сделок. Отношения, возникающие на данном рынке, нуждаются в едином правовом регулировании.
Проектом федерального закона дается четкая терминология, включающая в себя все необходимые понятия и определения, устанавливаются единые требования к порядку осуществления участниками срочного рынка различных видов профессиональной деятельности на этом рынке (деятельности по организации торгов, клиринговой деятельности, брокерской/дилерской деятельности); устанавливаются полномочия государственных органов применительно к регулированию рынка, проводится разграничение срочного рынка на биржевой и внебиржевой и устанавливаются особенности функционирования каждого из них.
Проект федерального закона впервые вводит понятие профессиональной деятельности на срочном рынке по аналогии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". В соответствии с проектом установлены следующие категории участников срочного рынка:
- лица, совершающие срочные сделки (брокеры/дилеры);
- организаторы торговли на срочном рынке (биржи);
- лица, осуществляющие клиринговую деятельность на срочном рынке (клиринговые организации).
Проект федерального закона "О срочном рынке" подготовлен с учетом мирового опыта. В равной степени был воспринят опыт законодательного регулирования развитых стран и стран с развивающимися рынками. При разработке настоящего законопроекта были использованы: Закон о товарной фьючерсной торговле 1974 года США - (Commodity Futures Trading Act), Закон о модернизации срочной биржевой торговли 2000 года США (Commodity Futures Modernization Act), Закон о фьючерсной торговле 2000 года Южной Кореи (Futures Trading Act), Закон о рынке срочных сделок 1993 года Малайзии (Futures Industry Act), Закон о фьючерсной торговле 1997 года Тайваня (Futures Trading Law), Закон о товарных биржах и сделках на товарных биржах 1994 года Венгрии (Act on the Commodities Exchange and Transactions on the Commodities Exchange).
Законопроект состоит из 5 разделов: "Общие положения", "Профессиональная деятельность на срочном рынке", "О срочных сделках", "Регулирование срочного рынка", "Заключительные и переходные положения". Такая структура согласуется с принятой в РФ структурой подобных законов (например, Федерального закона "О рынке ценных бумаг"). Законы о срочном рынке, принятые в иных государствах, строятся по схожей схеме. Так, в упомянутых выше законах Тайваня, Малайзии и Южной Кореи имеются те же или схожие по содержанию разделы и главы, что и в представленном законопроекте.
Проект опирается на нормы н положения законодательных актов Российской Федерации, регулирующих вопросы осуществления деятельности на срочном рынке, в том числе Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "О товарных биржах и биржевой торговле" N 2383-1 от 20 февраля 1992 г., Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" N 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г., Федеральный закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" N 948-1 от 22 марта 1991 г., Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" N 117-ФЗ от 23 июня 1999 г., Федеральный закон "О бухгалтерском учете" N 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г., Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" N 17-ФЗ от 3 февраля 1996 г.
Проект федерального закона устраняет правовую неопределенность в понятийном аппарате срочного рынка, вводит четкую терминологию, необходимую для правильной организации функционирования срочного рынка и оптимальной интеграции его нормативной базы в общее законодательное поле РФ.
Проект закрепляет разделение срочного рынка на биржевой и внебиржевой и устанавливает различные требования к деятельности на каждом из них.
В частности, в законопроект внесены положения, регламентирующие содержание договора между брокерами и их клиентами и гарантирующие права клиентов. Также, в целях снижения рисков, связанных с расчетами по совершенным сделкам, установлена необходимость расчетно-клирингового. обслуживания фьючерсной и опционной биржевой торговли и гарантий исполнения обязательств участниками биржевой торговли. Впервые в российском законодательстве на уровне федерального закона дается определение понятия "манипулирование", вводится запрет на его осуществление и формулируются основные положения, касающиеся установления фактов манипулирования на срочном рынке.
Сложившаяся на сегодня система многоуровнего государственного регулирования срочного рынка отличается межведомственными противоречиями в подходах к регулированию этого рынка, что является одним из серьезнейших факторов, тормозящих его развитие. Проект существенно ограничивает возможности для возникновения подобных противоречий, устанавливая единые требования к порядку осуществления деятельности на срочном рынке. Кроме того, проект разграничивает компетенцию государственных органов по регулированию срочного рынка. Законопроект вводит понятие "государственный орган по регулированию деятельности товарных бирж" и устанавливает его компетенцию и полномочия, которые распространяются на весь срочный рынок, независимо от базисного актива сделок. В то же время учитывается, что срочный рынок связан с рынком валютных ценностей (иностранной валюты) и рынком ценных бумаг, и оказывает на них влияние. С этой целью законопроект устанавливает случаи, когда регулирование и контроль на срочном рынке государственный орган по регулированию деятельности товарных бирж осуществляет совместно с Банком России или федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (в настоящее время - ФКЦБ России).
Особенностью настоящего проекта является положение, в соответствии с которым на Правительство Российской Федерации возлагается координирующая функция деятельности государственного органа по регулированию деятельности товарных бирж, Центрального банка Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг при разработке и утверждении единых требований к осуществлению профессиональной деятельности на срочном рынке.
Проект устанавливает ряд специальных требований в отношении участников срочного рынка, направленных на обеспечение надежности и стабильности рынка, защиты прав и законных интересов лиц, совершающих срочные сделки, гарантий исполнения заключенных сделок. В частности, устанавливаются требования получения соответствующих лицензий, определен состав положений, обязательных к включению в биржевые правила и в условия осуществления клиринговой деятельности.
Принятие проекта федерального закона позволит устранить причины, препятствующие полноценному развитию срочного рынка, обеспечить его переход на качественно новый уровень и будет способствовать занятию им соответствующего места в российской экономике в качестве одной из основных ценообразующих и стабилизирующих структур.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О срочном рынке"
Введение в действие федерального закона "О срочном рынке" не потребует расходов, производимых за счет средств федерального бюджета. Федеральные органы исполнительной власти будут осуществлять предусмотренные вышеуказанным федеральным законом полномочия в рамках обычно осуществляемых функций, что не потребует выделения дополнительных финансовых средств из бюджета.
Перечень законов и нормативных правовых актов, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
в связи с принятием Федерального закона "О срочном рынке"
В связи с принятием федерального закона "О срочном рынке" потребуется внести дополнение в пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором после абзаца "деятельность негосударственных пенсионных фондов" дополнить абзацем следующего содержания: "деятельность профессиональных участников срочного рынка" (проект Федерального закона "О внесении дополнения в пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" прилагается).
Приложение
Проект федерального закона
"О внесении дополнения в пункт 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности"
Статья 1. Пункт 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г., N 33 (Часть I), ст.3430) после абзаца "деятельность негосударственных пенсионных фондов" дополнить абзацем следующего содержания:
"деятельность профессиональных участников срочного рынка,".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
В.Путин
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.