Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 августа 2001 г. N КГ-А40/4460-01
при рассмотрении кассационной жалобы был объявлен перерыв до 27.08.2001 9.30 час.
КАБ "Банк Сосьете Женераль Восток" обратился в суд с иском к Инспекции МНС РФ N 3 по ЦАО г.Москвы о признании недействительным решения ответчика N 07-00-82-79 от 12.04.2001 в части доначисления налога на пользователей автомобильных дорог (п.2 "б", п.2.1), соответствующих сумм пени и штрафа (п.2 "в", п.2.1, п.1.1, п.2.1) и п.5, 6 о необходимости внесения исправления и представления уточненных расчетов.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2001 признано недействительным оспариваемое решение в части начисления пени по налогу на пользователей автодорог с 01.01.99 - даты введения в действие Налогового кодекса РФ - в части перечисления платежей в территориальный дорожный фонд по мотиву отсутствия срока и налогового периода в законе.
В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2001 решение суда изменено.
В части признания недействительным оспариваемого решения по вопросу начисления пени по п.2 "в" и п.2.1 в федеральный дорожный фонд за период 1999-2000 гг. отменено, в иске отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе КАБ "Банк Сосьете Женераль Восток" просит об отмене судебных актов в части отказа в иске и вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований.
Выслушав представителей заявителя, поддержавших доводы жалобы, представителя ИМНС РФ N 3 по ЦАО г.Москвы, возражавшего против ее удовлетворения, проверив материалы дела, кассационная инстанция приходит к следующему.
Решением ИМНС РФ N 3 по ЦАО г.Москвы N 07-00-82-79 от 12.04.2001 КАБ "Банк Сосьете Женераль Восток" привлечен к ответственности по п.1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в 1998-1999 гг. в виде штрафа в размере 20% - 1434361,68 руб.; с него взыскан неуплаченный налог - 7171808,4 руб.; пени за несвоевременную уплату данного налога - 3184458,93 руб., в том числе в федеральный дорожный фонд - 421516,24 руб., в территориальный дорожный фонд - 2762942,69 руб.; пени за несвоевременную и неполную уплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 12885289,69 руб.
Предметом разногласий сторон является решение ответчика в части налога на пользователей автодорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд г.Москвы.
Кассационная инстанция полагает, что судебные акты, удовлетворившие исковые требования в части начисления пени по этому налогу, противоречат закону.
В соответствии с п.п. "м" п.1 ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" налог на пользователей автодорог является федеральным налогом и зачисляется в дорожные фонды в порядке, определяемом законодательством.
Статьей 2 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" предусмотрено, что порядок образования и использования средств федерального дорожного фонда РФ определяется федеральным законом.
Порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов РФ.
Порядок уплаты и исчисления налога в федеральный дорожный фонд установлен п.10 постановления Верховного Совета РФ N 2235-1 от 23.01.92, изданного во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР от 18.10.91 "О введении в действие Закона РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР".
Срок уплаты налога на пользователей автодорог в территориальный дорожный фонд г.Москвы установлен постановлением Московской городской Думы N 101 от 27.11.96. В соответствии с п.2.3 Положения о порядке образования и использования средств целевого внебюджетного территориального дорожного фонда г.Москвы, утвержденного названным ранее постановлением, налогоплательщики обязаны перечислять налоги в территориальный дорожный фонд в сроки, установленные федеральным законодательством, т.е. ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
В соответствии с Законом г.Москвы N 22 от 14.12.94 "О законодательных актах города Москвы" постановления Московской городской Думы относятся к законодательным актам г.Москвы, принимаемым Московской городской Думой, в том числе по предметам ведения города Москвы и по предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы в соответствии с изданными по предметам совместного ведения федеральными законами.
В связи с этим у суда кассационной инстанции отсутствуют основания не применять вышеназванное постановление Московской городской Думы N 101 от 27.11.96.
При таких данных довод истца о том, что срок и период уплаты не установлены субъектом РФ, не обоснован.
Неправомерным является и довод истца о том, что у него нет недоимки по налогу, т.к. он уплачивал его по ставке 1,25%.
Статьей 2 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" субъектам РФ предоставлено право устанавливать порядок образования и использования территориальных дорожных фондов.
Статьей 5 данного закона предусмотрено право субъектов Российской Федерации повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки федерального налога.
Таким образом, региональный законодатель в силу федеральной природы налога на пользователей автодорог не определяет ставку данного налога, а лишь вправе изменить ставку, установленную федеральным законодательством.
Закон г.Москвы "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды" N 14 от 31.05.2000 предусматривает ставку налога в размере 2% от суммы выручки. Закон г.Москвы "О внесении изменений в статью 1 Закона г.Москвы N 14", устанавливающий ставку налога в размере 1% от выручки, не предусматривает прямо обратную силу снижения размеров ставки налога.
Более того, этот закон прямо оговаривает снижение ставки только на будущий период, т.к. в ст.2 указано, что закон вступает в силу с 1 января 2001 года.
Относительно закона, прямо предусматривающего обратную силу снижения размера ставки налога, на который ссылается истец, следует отметить, что в данной редакции закон официально опубликован не был.
При таких обстоятельствах решение налогового органа о доначислении налога и взыскании пени является законным.
Суды первой и апелляционной инстанций в нарушение приведенных ранее норм материального права пришли к выводу, что срок уплаты налога в установленном порядке не определен, поэтому начисление пени является неправомерным.
Судебные акты в этой части противоречат закону, и в удовлетворении иска должно быть отказано.
В остальной части постановление апелляционной инстанции соответствует закону.
Нормы материального права применены правильно, требования процессуального закона соблюдены.
Руководствуясь ст.ст. 171, 173-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2001 оставить без изменения, кассационную жалобу КАБ "Банк Сосьете Женераль Восток" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 августа 2001 г. N КГ-А40/4460-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании