Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 августа 2001 г. N КА-А40/4285-01
решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 14.06.2001, признано недействительным постановление Правительства г. Москвы от 21.11.2000 N 901 "О прекращении строительства надземной части административно-жилого комплекса по 7-му Ростовскому пер., вл. 21-25 и внесении изменений в постановления Правительства г. Москвы от 01.07.97 г. N 482 и от 11.11.97 г. N 782".
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое постановление Правительства г. Москвы не соответствует ст.ст. 6, 15, 18 ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", нарушает права и законные интересы истцов, в связи с чем подлежит признанию недействительным в соответствии со ст. 13 ГК РФ.
В кассационной жалобе Правительство г. Москвы просит об отмене вышеназванных судебных актов по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального и процессуального права: ст.ст. 6, 15, 17 ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"; ст.ст. 3, 56 Градостроительного кодекса РФ; ст. 12 ФЗ "Об экологической экспертизе"; ст. 29 ЗК РФ; ст. 10 ГК РФ; ст.ст. 127, 159 АПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя, Москомзема и Москомархитектуры, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей ЗАО "Русьимпекс" и ЗАО "Центринвест-2000", возражавших против отмены обжалуемых судебных актов, считая их законными и обоснованными, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения от 29.01.2001 и постановления апелляционной инстанции от 14.06.2001 по делу N А40-42702/00-106-558 Арбитражного суда г. Москвы в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Оспариваемым постановлением Правительства г. Москвы N 901 от 21.11.2000 истцы: ЗАО "Центринвест-2000" и ЗАО "Русьимпекс" обязаны остановить строительство надземной части административно-жилого комплекса по 7-му Ростовскому пер., вл. 21-25, произвести необходимые мероприятия по консервации объекта и защите подземной части от потопления атмосферными осадками, защите металлоконструкций и железобетонных изделий от коррозии в зимний период. Москомархитектура по данному постановлению обязана подобрать компенсационный земельный участок под строительство здания.
Также в постановлении указано на внесение необходимы изменений в ранее принятые постановления Правительства г. Москвы о предоставлении истцам земельных участков и в договоры аренды с Москомземом.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Суд полно и тщательно исследовал все обстоятельства дела, оценил в совокупности собранные по делу доказательства и пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление не соответствует закону и нарушает права и интересы истцов.
По делу видно, что оспариваемое постановление вынесено на основании решения общественного совета по градостроительству при Мэре Москвы от 12.07.2000 (протокол N 4), из которого следует, что правительством г. Москвы, имущественно-земельным комплексом г. Москвы и Москомархитектурой в 1996 г. была допущена ошибка при принятии градостроительного решения.
При этом действия инвесторов в реализации данного градостроительного решения признаны полностью соответствующими закону и постановлениям Правительства г. Москвы N 482 и 782/97 (п.2 протокола).
Однако в чем заключалась ошибка при принятии решения, какому закону или иному правовому акту не соответствовало принятое решение, ни в протоколе Общественного совета, ни в оспариваемом постановлении не указано.
Судом установлено, что при строительстве объекта истцами не было допущено нарушений экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства по п.2 ст. 17 Закона "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".
Имеются два вступившие в законную силу решения Арбитражного суда г. Москвы (N А40-367780/00-17-479 о признании недействительным предписания от 25.02.2000 Москомприроды по ЦАО г. Москвы и N А40-39768/00-17-541 о признании недействительным предписания Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы от 26.10.2000), которыми подтверждено отсутствие со стороны истцов нарушений обязательных норм и правил, а также отсутствие фактов причинения вреда окружающей среде и опасности для здоровья человека.
Согласующие и контролирующие органы подтверждали законность и легальность строительства при утверждении необходимой документации, что следует из многочисленных заключений государственных органов, имеющихся в деле.
Довод заявителя о том, что строительство нарушает права и интересы граждан, что дает ответчику право приостановить строительство, является несостоятельным.
Согласно п.2 ст. 17 Закона "Об инвестиционной деятельности" инвестиционная деятельность может быть прекращена в случае нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан.
Однако заявитель в ходе рассмотрения дела не указал, какие именно права нарушены из-за строительства жилого дома. Не указано об этом ни в решении Общественного совета, ни в постановлении Правительства Москвы.
Заявитель указывает лишь на многочисленные письма и жалобы граждан в органы власти и управления.
Однако из ответов названных органов гражданам усматривается, что строительство жилого дома осуществляется в соответствии с законом.
Оспариваемое постановление Правительства Москвы нарушает права и интересы истцов, охраняемые Конституцией РФ (ст. 34, 35).
По делу видно, что на момент издания постановления истцами были построены полностью два этажа здания, проложены все коммуникации жилого дома, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое постановление наносит убытки истцам.
При этом оспариваемый ненормативный акт не содержит обязанности о компенсации реально понесенных убытков.
Предоставление нового земельного участка не может являться компенсацией убытков истцов.
Несостоятельными являются и ссылки заявителя на нарушение Градостроительного кодекса.
Согласно п.3 ст. 65 данного Кодекса должностное лицо органов архитектуры и градостроительства может принять решение о прекращении градостроительной деятельности в случае осуществления этой деятельности с нарушением законодательства РФ о градостроительстве.
Как уже было указано выше и признано протоколом заседания Общественного совета по градостроительству, нарушений законодательства о градостроительстве истцы не допускали.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что дело рассмотрено арбитражным судом полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального законодательства.
Всем доводам заявителя судом дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 59 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 29.01.2001 г. и постановление апелляционной инстанции от 14.06.2001 г. по делу N А40-42702/00-106-558 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 августа 2001 г. N КА-А40/4285-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании