Я как предприниматель без образования юридического лица осуществляю торгово-закупочную деятельность с привлечением наемных работников как по месту жительства, так и на территории других административных районов и регионов России. Поскольку я являюсь налоговым агентом, налоговые органы некоторых регионов требуют от меня перечислять удержанные с доходов наемных работников налоги в местные бюджеты, то есть аналогично порядку, предусмотренному п.7 ст.226 главы 23 НК РФ для обособленных подразделений организаций. Правомерны ли в данном случае такие требования налоговых органов?
В целях осуществления налогового контроля статьей 83 части первой НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-физические лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту жительства физического лица.
Пунктом 1 ст.226 НК РФ установлено, что российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в соответствующий бюджет сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.224 НК РФ. Такие российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций, коллегии адвокатов и их учреждения в Российской Федерации именуются в главе 23 НК РФ налоговыми агентами.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
Как предусмотрено пунктом 7 ст.226 НК РФ, налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Однако эта обязанность не может распространяться на налоговых агентов-индивидуальных предпринимателей, поскольку физические лица, работающие у таких предпринимателей, не могут даже условно приравниваться к обособленным подразделениям организаций-юридических лиц.
Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
Следовательно, по правоотношениям, возникшим с 1 января 2001 года, индивидуальные предприниматели, являющиеся налоговыми агентами, обязаны перечислять суммы налога, удержанного с доходов работников, проживающих на территории других регионов, в соответствующий бюджет по месту своего учета, то есть по месту жительства, так же как и суммы налога, которые они должны уплачивать со своих доходов как самостоятельные налогоплательщики.
Т.Ю. Левадная,
советник налоговой службы I ранга
1 октября 2001 г.
"Налоговый вестник", N 10, октябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1