Об исчислении и уплате земельного налога
В письме МНС России от 27.04.2001 N ВТ-6-04/351 (далее - Письмо МНС России) разъясняются отдельные вопросы, связанные с исчислением и уплатой земельного налога. Необходимость в этих разъяснениях была вызвана устранением некоторых противоречивых толкований норм действующего в настоящее время Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1). Закон N 1738-1 содержит ряд положений (в частности в отношении льгот по земельному налогу), которые в какой-то мере противоречат нормам, установленным частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Тем более действующая в настоящее время инструкция МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Инструкция N 56) по некоторым позициям, касающимся налогообложения земельным налогом, не полностью раскрывает суть вопросов, которые задают как налогоплательщики, так и налоговые органы.
Наиболее часто в последнее время возникает вопрос по льготе, предоставляемой по уплате земельного налога организациям, имеющим земельные участки, на которых расположены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве.
Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.03.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 31-ФЗ). Согласно Закону N 31-ФЗ Правительство РФ организует разработку мобилизационных планов, определяет порядок заключения договоров о выполнении организациями мобилизационных заданий и обеспечения указанных заданий материально-техническими ресурсами, устанавливает порядок и источники финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, решает в пределах своих полномочий вопросы об ассигнованиях на мобилизационную подготовку и мобилизацию из федерального бюджета и о предоставлении льгот организациям, имеющим мобилизационные задания.
Законом N 31-ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку, заключают договоры с организациями, деятельность которых связана с деятельностью соответствующих органов или которые находятся в сфере их ведения.
При этом согласно ст.9 Закона N 31-ФЗ организации не вправе отказываться от заключения договоров о выполнении мобилизационных заданий в целях обеспечения страны и безопасности государства, если их возможности позволяют выполнить мобилизационные задания. Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
В свое время ст.15 Закона N 31-ФЗ было установлено, что земельный налог, арендная плата и иные платежи за пользование землей, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения материальных ценностей мобилизационного резерва и мобилизационных запасов, не взимаются.
Однако из этого не следовало, что льготы по уплате земельного налога, ранее установленные Законом N 31-ФЗ и не включенные в действующий Закон N 1738-1, могли применяться. Вопрос о предоставлении льготы по уплате земельного налога организациям, имеющим земельные участки, на которых расположены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, а также испытательные полигоны, решался на протяжении нескольких лет и вызывал многочисленные споры.
На протяжении нескольких лет в Закон N 1738-1 вносились изменения и дополнения, касающиеся в основном предоставления дополнительных налоговых льгот. Так, в результате одиннадцати изменений и дополнений, внесенных в данный Закон, право на льготу получили также предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации (п.13 ст.12 Закона N 1738-1 в ред. Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю").
Кроме того, согласно ст.14 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" от платы за землю были освобождены предприятия и организации за земельные участки, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов), снаряжательные базы, аэродромы и другие объекты особого назначения, в порядке, установленном Правительством РФ.
Однако данное освобождение от платы за землю было предоставлено только в 1997 году. Федеральными законами о федеральном бюджете на 1998-2001 годы указанная льгота по плате за землю названным выше организациям не была предусмотрена.
Вместе с тем принимались меры по решению вопроса об освобождении от уплаты земельного налога организаций, имеющих земельные участки, на которых расположены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве. В связи с этим были подготовлены изменения, касающиеся предоставления указанных льгот, для их внесения в действующий Закон N 1738-1.
Однако в свое время подготовленный заинтересованными министерствами и внесенный Правительством РФ проект Федерального закона "О внесении дополнения в статью 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" в части освобождения от уплаты земельного налога организаций за земельные участки, на которых расположены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, принятый Государственной Думой 13 октября 2000 года и одобренный Советом Федерации 25 октября 2000 года, был отклонен Президентом Российской Федерации 3 ноября 2000 года. При этом Президент Российской Федерации отметил, что в соответствии со ст.129 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" законодательные и иные нормативные правовые акты, сокращающие доходную часть федерального бюджета, реализуются и применяются только при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в федеральный бюджет и при сокращении расходов по конкретным статьям федерального бюджета на 2000 год, а также после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год". Статьей 2 Федерального закона "О внесении дополнения в статью 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" было предусмотрено его вступление в силу в 2000 году несмотря на то, что не были выполнены требования ст.129 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год". Кроме того, Президент Российской Федерации указал на то, что не учтены положения п.3 ст.53 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В связи с этим налоговые органы продолжали предъявлять требование на уплату земельного налога к организациям, имеющим земельные участки, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мотивируя нормами, определенными частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс), а именно: ст.56 Кодекса, которой установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Кроме того, налоговые органы, предъявляя требование на уплату земельного налога организациям, имеющим земельные участки, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, исходили из положения, что льготы могут быть предоставлены в случае, если они предусмотрены в законодательном акте о каждом конкретном налоге, и что освобождение от уплаты земельного налога за пользование землей на условиях, предусмотренных ранее ст.15 Закона N 31-ФЗ, могло осуществляться только в том случае, если положения этого Закона были бы отражены в Законе N 1738-1.
Вместе с тем следует отметить, что ст.15 Закона N 31-ФЗ утратила силу в 2001 году согласно Федеральному закону от 24.03.2001 N 33-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". В связи с этим освобождение от уплаты земельного налога за пользование землей на условиях, ранее предусмотренных ст.15 Закона N 31-ФЗ, может быть осуществлено только в части, закрепленной в п.13 ст.12 Закона N 1738-1, а именно: в части освобождения от уплаты земельного налога предприятий, научных организаций и научно-исследовательских учреждений только за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.
К вышеизложенному следует добавить, что в проекте Федерального закона "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (глава "Земельный налог") под объектами налогообложения понимаются земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования, на которую распространяется действие нормативного правового акта о налоге, принятого представительным органом местного самоуправления, находящиеся в собственности, владении или пользовании организаций и физических лиц. При этом кроме перечисленных в законопроекте земель, не являющихся объектами налогообложения, предполагается включить земли, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, законсервированные и используемые в текущем производстве мобилизационными мощностями, все виды мобилизационных запасов (резервов) и другого имущества мобилизационного назначения, относящегося к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам, испытательные полигоны, снаряжательные базы, аэродромы и иные объекты особого назначения. Однако не будут признаваться объектами налогообложения эти земли при условии их целевого назначения и использования в рамках осуществления соответствующими органами или организациями функций, возложенных на них законодательством Российской Федерации.
В Письме МНС России рассматривается вопрос о распространении льгот по земельному налогу на организации по производству и ремонту судов.
Согласно п.12 ст.12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия водных путей и гидросооружений Минтранса России, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений.
В связи с этим, зачастую ставя вопрос о льготах по земельному налогу предприятиям, государственным учреждениям и организациям морского и речного транспорта, налогоплательщик ссылается на Положение о землях транспорта, в котором приводится перечень таких земель.
Так, согласно Положению о землях транспорта, утвержденному постановлением Совмина СССР от 08.01.1981 N 24, землями транспорта признаются земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям транспорта для осуществления возложенных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, усовершенствованию и развитию сооружений, устройств и других объектов транспорта. Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.
При этом пункт 16 указанного выше Положения к землям морского транспорта относит земли, занятые морскими портами с набережными, площадями, причалами, вокзалами, зданиями, сооружениями и устройствами, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота; гидротехническими сооружениями и средствами навигационной обстановки, судоремонтными заводами и предприятиями, мастерскими, базами, складами, радиоцентрами, служебными, жилыми и культурно-бытовыми помещениями и иными сооружениями, имеющими специальное назначение, по обслуживанию морского транспорта.
В соответствии с п.18 Положения к землям внутреннего водного транспорта относятся земли, занятые портами, пристанями, специализированными причалами, гаванями и затонами со всеми техническими сооружениями и устройствами, обеспечивающими нужды внутреннего водного транспорта; пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами; судоходными каналами, судоходными и энергетическими сооружениями и служебно-техническими зданиями; берегоукрепительными сооружениями и насаждениями; узлами связи, радиоцентрами и радиостанциями; зданиями, береговыми навигационными знаками и другими сооружениями для обслуживания водных путей, судоремонтными заводами, ремонтно-эксплуатационными базами, мастерскими, судоверфями, отстойно-ремонтными пунктами, складами, базами материально-технического снабжения, инженерными сетями, служебными, жилыми и культурно-бытовыми помещениями и иными объектами, имеющими специальное назначение, по обслуживанию внутреннего водного транспорта.
Однако следует отметить, что вышеуказанное Положение о землях транспорта не регулирует порядок налогообложения земельным налогом земель морского и внутреннего водного транспорта.
Одновременно налогоплательщик, заявляя льготу по земельному налогу, обращает внимание на Положение о Минтрансе России, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1038 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации", в соответствии с которым Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области транспортного комплекса. При этом транспортный комплекс включает гражданскую авиацию, морской, внутренний водный, автомобильный, городской электрический, промышленный (кроме отнесенного к ведению МПС России) транспорт и дорожное хозяйство с входящими в них юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют наряду с перечисленной в вышеуказанном Положении деятельностью в том числе и обследование, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования, водных путей сообщения и судоходных гидротехнических сооружений, морских (за исключением рыбных) и речных портов.
Как видно из приведенного выше Положения о Минтрансе России, к функциям Министерства в области морского и внутреннего водного транспорта не относятся работы по производству и ремонту судов.
Согласно Положению о проведении работ по развитию единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.11.1999 N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации", создание и развитие системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10.06.1993 N 5154 "О стандартизации" и Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики. Подпунктом "в" п.2 вышеуказанного Положения установлено, что одной из основных задач системы кодирования является информационное обеспечение налогообложения.
В связи с этим следует отметить, что Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденный 1 января 1976 года, призван в основном обеспечивать группировку предприятий и организаций по отраслям народного хозяйства и в связи с этим относит к морскому транспорту пароходства, территориальные и специализированные управления флота, управления морских путей, экспедиционные отряды аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ, морские порты, портопункты [включая морские порты рыбных и других хозяйств, радиологические станции, гидрографические предприятия, службы обслуживания транспортных судов ("Трансфлот"), агентство "Инфлот" инспекции морского регистра и портового надзора, паромные переправы железнодорожных составов (код ОКОНХ - 51210)].
К внутреннему водному транспорту (код по ОКОНХ - 51220) относятся пароходства, бассейновые управления пути, управления судоходных каналов, районные управления пароходства, эксплуатационные участки пароходств, пассажирские участки пути, цехи технической эксплуатации судов, ремонтно-эксплуатационные базы судов (по эксплуатационной деятельности), узлы связи и радионавигации, пристани, речные и озерные порты, отряды "Подводречстроя".
Вместе с тем согласно ОКОНХ организации по строительству судов относятся к судостроительной промышленности, а специализированные предприятия по ремонту морских, озерных и речных судов, судового оборудования, механизмов и приборов, предприятия по ремонту специальных судов и кораблей - к отрасли "Промышленность".
Принимая во внимание, что организации по ремонту и строительству судов относятся к отрасли "Промышленность", а не к организациям морского и речного транспорта, данные организации не могут иметь льготу по земельному налогу, установленную п.12 ст.12 Закона N 1738-1.
Один из вопросов, затронутых в Письме МНС России, связан с налогообложением организаций, полностью освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии с Законом N 1738-1, за земли, занятые их жилищным фондом.
Четкое толкование понятия "жилищный фонд" дают Жилищный кодекс РСФСР и Закон РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики". Так, в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР жилищный фонд включает жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. При этом жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" под жилищным фондом понимает совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В Законе N 1738-1 установлены ставки налога за земли, занятые жилищным фондом. Так, в соответствии со ст.8 этого Закона налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным) в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 14,4 коп.за один квадратный метр в 2001 году.
Поскольку Законом для земель, занятых жилым фондом, установлены отдельные ставки налога, то постоянно возникает вопрос о налогообложении таких земель тех учреждений и организаций, которые освобождены от его уплаты, а именно: учреждений искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания (финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов), учреждений культуры, физической культуры и спорта (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений независимо от источника финансирования), высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственных научных центров, а также высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством РФ), санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, учреждений отдыха (находящихся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности), учреждений уголовно-исполнительной системы, государственных предприятий связи, акционерных обществ связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающих распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания и других, указанных в Законе N 1738-1 в числе полностью освобожденных от уплаты земельного налога. Перечисленные организации могут иметь на балансе жилые дома.
В отношении, например, образовательных учреждений действующим Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" за высшим учебным заведением в целях обеспечения деятельности, предусмотренной его уставом, закрепляются на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного значения. За государственными, муниципальными высшими учебными заведениями закрепляются на правах оперативного управления либо передаются в собственность или находятся в самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, а также жилые помещения, расположенные в сельской местности, общежития, клинические базы образовательных учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении.
Таким образом, исходя из норм вышеуказанного Закона образовательное учреждение представляет собой целостный имущественный комплекс, включающий объекты социального, культурного и иного назначения, в том числе жилые помещения.
Поэтому при трактовке нормы Закона N 1738-1 об освобождении от уплаты налога образовательных учреждений, так же как и перечисленных выше организаций, полностью освобожденных от уплаты налога в соответствии с этим Законом, необходимо рассматривать такие организации в комплексе с их жилым фондом и предоставлять им льготу по земельному налогу, в том числе и за земли, занятые их жилищным фондом.
В письме МНС России от 27.04.2001 N ВГ-6-04/351 (далее - Письмо МНС России) рассматривается вопрос о праве на льготу по земельному налогу гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, освобождаются полностью от уплаты земельного налога согласно п.17 ст.12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1). Категории граждан, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяет Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". К тому же для определенных категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, этим же Законом предусмотрены льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а конкретно ст.19 было в свое время установлено льготное налогообложение по земельному налогу гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Однако Законом РФ от 24.11.1995 N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" из ст. 19 была исключена льгота по земельному налогу указанным гражданам. В связи с этим налоговые органы некоторых субъектов Российской Федерации, ссылаясь на действующее законодательство, начисляли и предъявляли к уплате земельный налог гражданам, проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В связи с тем, что имеющийся прецедент ставит под сомнение законность обложения земельным налогом земельных участков, находящихся в собственности, владении или пользовании граждан, проживающих в населенных пунктах с льготным социально-экономическим статусом, вызвана необходимость включения решения данного вопроса в Письмо МНС России.
Разъясняя данный вопрос, следует отметить, что ст.7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространяет действие данного Закона на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в 1996 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км. При этом указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом представляет собой часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
Как видно из приведенного перечня, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом относится к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Кроме того, ст.13 данного Закона определяет категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, п.8 которой четко установлено, что граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, относятся к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. В связи с этим следует отметить, что Закон N 1738-1 освобождает от уплаты земельного налога только тех граждан, которые непосредственно подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то есть в том числе и граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Поскольку норма по полному освобождению от уплаты земельного налога граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС [в том числе граждан, проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом], была установлена Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю", вступившим в действие с 13 августа 1994 года, то и льгота по уплате земельного налога должна была предоставляться указанным категориям граждан начиная с 13 августа 1994 года и далее по всем годам, включая и 2001 год.
В Письме МНС России рассматривается вопрос о льготе по земельному налогу, предоставляемой членам семей военнослужащих (в том числе и проходившим военную службу во время Великой Отечественной войны), потерявшим кормильца при исполнении им служебных обязанностей.
По этому вопросу следует прежде всего обратить внимание на норму п. 18 ст.12 Закона N 1738-1, в соответствии с которой от уплаты земельного налога полностью освобождаются военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей. Основное требование, которое Закон установил при предоставлении льготы по земельному налогу семьям военнослужащих, - потеря кормильца, связанная с исполнением служебных обязанностей военнослужащих.
В соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц военнослужащих назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами имели источники дохода (в том числе получали какую-либо пенсию), может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
Льгота по уплате земельного налога предоставляется членам семей погибших (умерших) военнослужащих только при исполнении ими служебных обязанностей (в том числе погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны при исполнении ими служебных обязанностей), которые состояли на их иждивении.
В Письме МНС России отражен вопрос о порядке налогообложения организаций железнодорожного транспорта при передаче ими в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, находящихся в полосе отвода железной дороги.
Дело в том, что организации железнодорожного транспорта могут предоставлять юридическим и физическим лицам в срочное (временное) пользование земельные участки полосы отвода с возмещением временными землепользователями расходов железной дороги, связанных с содержанием и улучшением земельных участков, предоставленных во временное пользование. Большинство земельных участков, предоставленных отделением дороги во временное пользование, составляют участки под прирельсовыми складами, погрузочно-разгрузочными площадками и другими аналогичными объектами предприятий, не входящих в систему МПС России, которые технологически связаны с погрузкой - выгрузкой грузов. Остальные земельные участки предоставляются во временное пользование, как правило, для установки различных торговых киосков, палаток, лотков. Предназначение земель полосы отвода не изменяется в связи с размещением на ней указанных объектов юридических и физических лиц, не входящих в систему МПС России.
Бытует мнение, что за земельные участки, предоставленные во временное пользование, на которые отделение дороги заключило с временными пользователями договоры о предоставлении отделением земельных участков во временное пользование в полосе отвода, должен взиматься земельный налог по полным ставкам и что по полной ставке должен уплачиваться земельный налог даже за те земельные участки в полосе отвода железных дорог, на которых расположены объекты юридических и физических лиц, не входящих в систему МПС России, независимо от того, заключен или не заключен договор о предоставлении земельного участка в полосе отвода между отделением железной дороги и сторонним землепользователем.
Правовые, организационные и экономические основы деятельности федерального железнодорожного транспорта регламентируются Федеральным законом от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (далее - Закон). Под железной дорогой Законом понимается основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими железными дорогами и видами транспорта потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе на основе регулирования производственно-хозяйственной и иной деятельности предприятий и учреждений, входящих в его состав. Законом установлено, что полосой отвода являются земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами.
Землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития. Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды. Размеры земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с приказом МПС России от 15.05.1999 N 26Ц "Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог" размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций. При этом установление границ полосы отвода производится территориальными органами Госкомзема России (Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" часть функций упраздненного Государственного комитета РФ по земельной политике передана Федеральной службе земельного кадастра России) совместно с железными дорогами.
Свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче-смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.
Закон N 1738-1, устанавливая ставки налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, в размере до 25% от ставок земельного налога, определенных за сельскохозяйственные угодья согласно Приложению 1 к Закону, не оговаривает, за какие категории земель полосы отвода установлена такая ставка. Тем более, Закон не устанавливает полную налоговую ставку за земельные участки в полосе отвода железных дорог, на которых расположены объекты юридических и физических лиц, не входящих в систему МПС России, независимо от того, заключен или не заключен договор о предоставлении земельного участка в полосе отвода между отделением железной дороги и сторонним землепользователем. Закон к тому же и не освобождает организации железнодорожного транспорта от уплаты налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог.
Таким образом, организации железнодорожного транспорта за все земельные участки, расположенные в полосе отвода железных дорог, в том числе и сдаваемые в аренду другим землепользователям, независимо от категорий объектов, размещенных в полосе отвода, должны уплачивать налог в размере до 25% от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно Приложению 1 к Закону N 1738-1.
Один из вопросов Письма МНС России связан с налогообложением земельным налогом дачно-строительных, гаражно-строительных кооперативов, садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества, регулируются в настоящее время Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В соответствии с этим Законом садоводческое и огородническое товарищество как юридическое лицо вправе приступить к обустройству выделенного ему земельного участка (строительству подъездных дорог, ограждений, осуществлению мелиоративных и иных работ) после установления его границ в натуре, выдачи документов, удостоверяющих право такого товарищества на земельный участок. Согласно п.2 ст.32 этого Закона члены товарищества вправе приступить к использованию садовых и огородных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого товарищества и утверждения общим собранием его членов распределения садовых и огородных земельных участков между членами товарищества.
Понятие кооперативов определяется частью первой ГК РФ.
Порядок уплаты земельного налога садоводческими и огородническими товариществами (далее - товарищества), равно как и дачно-строительных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (далее - кооперативы) регулируется Законом N 1738-1, в соответствии с которым основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Одновременно п.26 инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" уточняется, что до выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, пользования земельными участками всем членам кооперативов и товариществ налогоплательщиками земельного налога являются их правления, которые должны представлять налоговую декларацию по земельному налогу в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных организаций. Ответственность за правильное исчисление и своевременную уплату налога за земельные участки, предоставленные товариществам и кооперативам, возлагается на их правления.
В соответствии с нормами, установленными Земельным кодексом РСФСР, земельные участки для коллективного садоводства и огородничества предоставляются органами местного самоуправления в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании этих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ. Земли для кооперативного дачного и гаражного строительства состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов. К землям общего пользования относятся земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования. На земли общего пользования органами местного самоуправления соответствующим кооперативам и товариществам выдается документ, удостоверяющий право на землю. На участки, переданные в собственность каждому члену товариществ, органами местного самоуправления по представлению соответствующих товариществ выдается документ, удостоверяющий его право на землю.
Начисление земельного налога должно производиться со всей площади земельного участка товарищества и кооператива, в том числе и с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за гражданами, кому в соответствии с Законом N 1738-1 предоставлены льготы, и их доли в площадях земель общего пользования. Если члены товариществ и кооперативов получат свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками, исчисление земельного налога будет производиться каждому из них налоговыми органами.
Таким образом, если члены товарищества и кооператива имеют правоустанавливающие документы на земельные участки, земельный налог исчисляется каждому из них налоговыми органами, и в таком случае каждый член данного товарищества и кооператива будет уплачивать земельный налог самостоятельно, а не возмещать соответствующие расходы товарищества и кооператива через членские взносы.
Форма расчета по налогообложению указанных выше товариществ и кооперативов приведена в письме Минфина России, Роскомзема и Госналогслужбы России от 09.06.1992 N 9-02-13, 5-10/1605, ВГ-4-02/33 "О порядке уплаты земельного налога дачно-строительными, гаражно-строительными, жилищно-строительными кооперативами, садоводческими, огородническими и животноводческими товариществами", которое сохраняет силу и в настоящее время, так как получение членами указанных товариществ и кооперативов документов, удостоверяющих их право собственности, владения или пользования земельными участками, не означает прекращения их членства в этих организациях и обязанностей соблюдения ими устава и порядка использования земельных участков, в том числе и обязанностей по возмещению затрат правлению этих организаций по уплате земельного налога за земли общего пользования.
При рассмотрении вопроса, включенного в Письмо МНС России, касающегося уплаты земельного налога районными (городскими) узлами почтовой связи и отделениями почтовой связи, следует исходить из норм, установленных Федеральными законами от 16.02.1995 N 15-ФЗ "О связи" и от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", согласно которым под почтовой связью понимается единая технологическая сеть учреждений и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, перевод денежных средств, а также организующих на договорной основе экспедирование, доставку и распространение периодической печати, доставку пенсий, пособий и других выплат целевого назначения. К предприятиям, учреждениям и организациям связи отнесены юридические лица независимо от форм собственности, предоставляющие услуги электрической или почтовой связи физическим и юридическим лицам в качестве основного вида деятельности.
Законодательно различаются государственные предприятия связи (предприятия связи, относящиеся к объектам федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации) и государственные организации связи (почтовой связи общего пользования, специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи, и федеральной фельдъегерской связи), образующие сеть почтовой связи для взаимного обмена почтовыми отправлениями. К почтовой связи относятся также подразделения фельдъегерско-почтовой связи Минобороны России.
При этом землями связи являются земельные участки, предоставляемые в установленном порядке в собственность либо передаваемые их собственниками в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду, физическим и юридическим лицам, занимающимся деятельностью по предоставлению услуг связи. Порядок предоставления земельных участков, установления охранных зон и создания просек, режимы пользования ими определяются законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе охранных зон и просек, определяются в соответствии с нормами отвода земель для этого вида деятельности и проектно-технической документацией, утвержденными в установленном порядке.
Земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Что касается льготы по уплате земельного налога организациям связи, то следует учитывать нормы, определенные Законом N 1738-1, п.12 ст.12 которого установлено, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Таким образом, Законом N 1738-1 предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога только тех организаций связи, которые обеспечивают распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляют деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Объекты же почтовой связи, к которым Федеральным законом "О почтовой связи" отнесены обособленные подразделения организаций почтовой связи (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, узлы почтовой связи), а также их структурные подразделения (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения), не предназначены для обеспечения распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания.
Таким образом, освобождение районных (городских) узлов почтовой связи и отделений почтовой связи от уплаты земельного налога Законом N 1738-1 не предусмотрено.
В дополнение следует отметить, что письмом Минфина России, Госналогслужбы России от 13.01.1993 N 2; ВГ-6-02/18 определен перечень государственных предприятий связи, обеспечивающих распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющих деятельность в интересах обороны Российской Федерации, освобождаемых полностью от уплаты налога на землю.
В отношении льготы по земельному налогу для областных управлений почтовой связи следует применять норму, установленную п.14 ст.12 Закона N 1738-1 (от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления), в соответствии с которой они освобождаются от уплаты налога как государственные органы управления.
Рассматривая вопрос о налогообложении земельным налогом организаций жилищно-коммунального хозяйства, также включенного в Письмо МНС России, отметим, что п.9 ст.12 Закона N 1738-1 предусматривает полное освобождение от уплаты земельного налога земель общего пользования населенных пунктов.
В соответствии со ст.76 Земельного кодекса РСФСР к землям общего пользования городов, поселков и сельских населенных пунктов относятся земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигоны для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий, и другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.
Из перечисленных земель, отнесенных Кодексом к землям общего пользования, вопрос о налогообложении возникает, в первую очередь, по землям, используемым полигонами для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий. Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Под объектом размещения отходов Законом понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
При этом захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Создание объектов размещения отходов допускается только на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. Кроме того, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, который является составной частью Государственного кадастра отходов, порядок ведения которого определен Правительством РФ. Из приведенного определения следует, что свалки бытовых отходов, не являющиеся объектами размещения отходов, не могут быть признаны полигонами для хранения бытовых отходов, а соответственно, и землями общего пользования городов, поселков и сельских населенных пунктов.
К землям общего пользования Земельный кодекс РСФСР относит и другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта. К другим землям относятся земли, занятые внутридомовыми тротуарами и второстепенными проездами к отдельно стоящим жилым зданиям, газонами, оранжереями благоустройства, междомовыми насаждениями, кладбищами, крематориями и бомбоубежищами, то есть земли, занятые объектами, предназначенными для удовлетворения общественных нужд населения. Соответственно, не могут быть отнесены к землям общего пользования земли, предоставленные в пользование организациям по эксплуатации водопроводных, тепловых и газовых распределительных сетей и распределению воды, тепла и газа, организациям по эксплуатации канализационных сетей и других подотраслей коммунального хозяйства. Земли, предоставленные для обеспечения деятельности указанных организаций (как за земли, предоставленные для осуществления их деятельности, так и за земли, занятые их строениями и сооружениями, водонапорными узлами, станциями перекачки, котельными, очистными сооружениями, тепломагистралями) не могут быть освобождены от уплаты земельного налога на основании п.9 ст.12 Закона N 1738-1.
Законом N 1738-1 не предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога организаций жилищно-коммунального хозяйства. При этом земли, выделенные конкретной организации, в том числе жилищно-коммунального хозяйства, не могут рассматриваться как земли общего пользования в силу своей индивидуальной определенности.
При решении вопроса, включенного в Письмо МНС России, о том, является ли Банк России и его учреждения на местах плательщиками земельного налога, следует исходить из общих норм, содержащихся в части первой НК РФ, которым установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Поэтому в связи с Законом N 1738-1 установленная ранее ст.9 Закона РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", а в настоящее время ст.26 Федерального закона от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" норма об освобождении Банка России и его учреждений от уплаты всех видов налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации (в том числе от уплаты земельного налога) фактически утратила значение и применена быть не может впредь до внесения в установленном порядке изменений в ст.12 Закона N 1738-1, которая содержала ранее и содержит в настоящее время исчерпывающий перечень юридических лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, в числе которых нет Банка России и его учреждений.
Поставленный Банком России вопрос об освобождении его и подведомственных ему учреждений от уплаты земельного налога не нашел положительного решения в Верховном Совете Российской Федерации еще в 1992 году, и в 1993 году в Совете Министров - Правительстве Российской Федерации, в 1995 году в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в связи с обращением Банка России к Президенту Российской Федерации письмом и соответствующим проектом закона об освобождении его и его структурных подразделений от уплаты земельного налога.
Минюст России и ВАС РФ подтверждали, что Банк России и его учреждения являются налогоплательщиками земельного налога. Так, разъяснения, разработанные в свое время еще Госналогслужбой России и Минфином России по вопросам, связанным с применением законодательства о налогообложении банков от 01.10.1993 N ВГ-4-01/154н, и действовавшие на тот период времени, где, в частности, сообщалось налоговым и финансовым органам России, что Банк России и его учреждения на местах являются плательщиками земельного налога, было зарегистрировано Минюстом России 22.10.1993 N 372.
Позиция ВАС РФ по вопросу обложения Банка России и его учреждений земельным налогом была изложена в письме заместителя Председателя суда В.В. Витрянского, адресованном Ивановскому областному арбитражному суду, в котором сообщалось, что ..."в статье 12 Закона РФ "О плате за землю" содержится исчерпывающий перечень предприятий, учреждений и организаций, освобожденных от уплаты земельного налога, Центральный банк России и его учреждения в этом перечне не указаны" (письмо от 21.02.1994 N ОЩ-7-ОП-111).
Что касается письма Банка России, адресованного главным управлениям на местах, в котором сообщалось, что претензии налоговых органов по уплате земельного налога должны предъявляться и направляться в Банк России, так как его главные управления на местах не являются юридическими лицами, находятся на сметном финансировании и своих средств не имеют, то Госналогслужба в свое время в принципе не возражала против централизованной уплаты земельного налога Банком России за его главные управления и другие учреждения на местах. Однако считала установление такого порядка расчетов по земельному налогу нецелесообразным, так как это потребует от Банка России представления предусмотренных законодательством расчетов земельного налога в каждый районный (городской) налоговый орган России по каждому объекту налогообложения с обязательным указанием его площади и конкретных ставок налога, размер которых различен не только по каждому административному району, но и городу, и поселку городского типа, а внутри города или поселка дифференцируется органами местного самоуправления по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, что создаст значительные дополнительные трудности.
Совместным письмом МНС России и Службы судебных приставов Минюста России от 10.08.2000 N БГ-6-05/602/6607-АМ "Об уплате налоговых платежей Центральным банком Российской Федерации", согласованным с Минфином России, было сообщено УМНС по субъектам Российской Федерации и Службам судебных приставов органов юстиции в субъектах Российской Федерации о том, что в ст.12 Закона N 1738-1, содержащей исчерпывающий перечень лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, Банк России не указан и, следовательно, является плательщиком земельного налога. Банк России является плательщиком федеральных, региональных и местных налогов и сборов и подлежит обложению налогами в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ и соответствующими законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов.
Вопросы обложения земельным налогом организаций банковской системы не утрачивают своей актуальности, поскольку главные управления Банка России определяют себя как органы государственной власти, ссылаясь на Обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" (от 21.07.1995 N 551-1 СФ), в котором говорилось: "В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации, в ведении Российской Федерации находятся: ...финансовое, валютное ...регулирование, денежная эмиссия+ Эти важнейшие полномочия государства отнесены законодательством Российской Федерации к компетенции Банка России. Однако государство, передавая Банку России свои важнейшие монопольные функции, обязано принимать на себя и ответственность за его действия, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Таким образом, Конституция РФ относит Банк России к числу органов государственной власти".
Однако ст.10 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации разделяет на законодательную, исполнительную и судебную. При этом статьями 94 и 95 Конституции Российской Федерации определено, что законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, который состоит из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, в то время как исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство РФ, а государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Таким образом, Банк России не относится к органам государственной власти Российской Федерации, и подведомственные ему главные управления Банка России не имеют право на льготу по уплате земельного налога в соответствии с п.14 ст.12 Закона N 1738-1 как органы государственной власти.
Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Голубева,
советник налоговой службы I ранга
"Налоговый вестник", N 10, 11, октябрь, ноябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1