Становление и развитие налоговой системы Республики Таджикистан
Введение
Налоговая система Республики Таджикистан начала зарождаться с конца 1991 года после распада СССР и обретения Республикой государственного суверенитета. Становление и развитие налоговой системы проходило в несколько этапов.
Первый этап реализовывался в условиях разрыва экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, социально-экономического и политического кризиса, почти полного прекращения производства и, следовательно, отсутствия налоговых поступлений. В период 1991-1998 годов вводились в действие отдельные законодательные и нормативно-правовые акты в области налоговой политики и налогового администрирования. Однако итоги функционирования налоговой системы показали невозможность формирования полноценного бюджета за счет налоговых поступлений.
Вторым этапом налоговой реформы стало введение в действие с 1 января 1999 года Налогового кодекса, в основу которого были положены зарубежные схемы и модели налогообложения. Установлены принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок ввода, изменения и отмены налогов, определено правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов и других участников налоговых отношений, установлены положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, привлечению к ответственности за налоговые правонарушения. Цель создания Налогового кодекса - воздействовать через такой экономический инструмент, как "налоги", на развитие производства, усиление экономической интеграции, избежание двойного налогообложения и др.
Нынешний этап - это этап совершенствования налоговой системы, рационализации структуры налоговых органов, ее адаптирования к складывающимся условиям экономического развития, а также международным торгово-экономическим отношениям.
1. Налоговая система Республики Таджикистан
1.1. Общие положения
В основе налоговой системы лежит Закон "Об основах налоговой системы Республики Таджикистан", принятый Верховным Советом Республики в начале 1992 года.
В том же году были приняты Законы, регулирующие основные виды налогов: "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость", "Об акцизах", "О подоходном налоге с граждан Республики Таджикистан, иностранных граждан и лиц без гражданства", "О налогах на имущество физических лиц", "О налоге с продаж" и "О плате за землю".
Определяющее значение для формирования налоговой политики, системы налогов и налоговой службы имеет введение в действие с 1 января 1999 года Налогового кодекса. Этот документ регламентирует общие положения налоговой системы Республики Таджикистан, перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения, исчисления, взимания и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами. С введением этого законодательного документа осуществлен системный и комплексный пересмотр всей системы налогообложения Республики Таджикистан.
Налоговый кодекс осуществляет эволюционное преобразование налоговой системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и перекосов.
Изменения, внесенные в налоговую систему Налоговым кодексом, направлены на решение следующих задач:
построение понятной, справедливой и стабильной налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов на всей территории Республики Таджикистан;
формирование рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства страны и благосостояния ее граждан;
создание единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения и улучшение налогового администрирования.
В соответствии с принятым Налоговым кодексом введены 14 общегосударственных и 3 местных налога. Поступления от общегосударственных налогов распределяются между республиканским и местным бюджетами, а также государственными фондами. Платежи по местным налогам поступают в соответствующие местные бюджеты.
По общегосударственным налогам порядок налогообложения, включая определение налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот и сборов, устанавливается непосредственно Налоговым кодексом. По местным налогам и сборам в Налоговом кодексе прописываются общие для всех органов местного самоуправления принципы налогообложения, обеспечивающие единый налоговый правопорядок в Республике Таджикистан. Органы местного самоуправления устанавливают соответственно налоги и сборы на уровне областей, районов и городов республиканского подчинения, изменяют их ставки, принимают решения о приостановлении налоговых льгот и т.д.
Изменена процедура уплаты налогов, согласно которой налоговая инспекция сначала выставляет требование об уплате налога, а уже затем в законодательном порядке при неуплате налога могут применяться финансовые и административные санкции к неплательщикам.
В Налоговом кодексе регламентированы процедура налоговых проверок, варианты применения штрафных санкций при неисполнении налогоплательщиком возложенных на него обязательств. Уменьшены ранее действовавшие чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения, установлены более четкие и конкретные формулировки составов налоговых нарушений.
Отличительной чертой Налогового кодекса является введение специальных налоговых режимов, например упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, в соответствии с которой ставка налога установлена в размере 5% от объекта налогообложения.
Согласно Налоговому кодексу с 1 января 1999 года в Республике Таджикистан введено декларирование доходов физических и юридических лиц. Декларация по подоходному налогу и по налогу на прибыль подается в налоговые органы до 1 апреля года, следующего за отчетным. Физические лица - резиденты обязаны подавать декларацию при наличии двух и более источников доходов, а нерезиденты - если имеют доходы из источников в Таджикистане, которые не облагались налогом у источника выплаты. Если налогоплательщик обращается до истечения срока представления декларации с просьбой о продлении срока представления декларации для подоходного налога или налога на прибыль и уплачивает при этом оценочную сумму причитающегося налога, срок представления декларации автоматически продлевается на два месяца. Однако продление срока не изменяет срока уплаты налога и не ведет к приостановке начисления процентов.
Согласно Налоговому кодексу каждый налогоплательщик, будь то физическое или юридическое лицо, обязан представлять налоговым органам и их должностным лицам документы и информацию, необходимые для исчисления и уплаты налогов и для контроля налоговых органов за выполнением налогоплательщиками требований налогового законодательства, а также бухгалтерскую отчетность.
Налоговым кодексом установлено, что проверки налоговыми органами правильности уплаты налогоплательщиками причитающихся налогов могут проводиться за четыре предшествующих данной проверке года. Поэтому в обязанности налогоплательщика (и физического, и юридического лица) входит обеспечение в течение не менее пяти лет сохранности данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, документов, подтверждающих полученные доходы, а в необходимых случаях - и произведенные расходы, уплаченные и удержанные налоги. Налоговым органам дано право взыскивать начисленные (исправленные) суммы налога в течение восьми лет после окончания налогооблагаемого периода. При этом налогоплательщик имеет право потребовать возврата или зачета суммы налога в течение четырех лет после окончания налогооблагаемого периода.
Наряду с возложенными на налогоплательщиков обязанностями они имеют также и определенные права. При наличии соответствующих оснований, оговоренных в налоговом законодательстве по конкретному налогу, налогоплательщики могут использовать налоговые льготы.
Другим существенным правом налогоплательщиков является предоставленная им возможность переноса установленного срока уплаты налога на более поздний срок. Налоговый кодекс допускает продление срока уплаты налога максимум на 6 месяцев. Перенос срока уплаты налога является для налогоплательщика платным, то есть на неуплаченную сумму налога начисляются проценты.
Налоговым законодательством установлена очередность погашения задолженности перед бюджетом: в первую очередь погашаются начисленные проценты, во вторую - начисленные штрафы, и в последнюю - начисленные суммы налогов.
1.2. Перечень налогов Республики Таджикистан
В Республике Таджикистан, так же как и в большинстве стран СНГ, сложилась двухуровневая налоговая система. Первый уровень - общегосударственные налоги, которые включают:
- подоходный налог с физических лиц;
- налог на прибыль юридических лиц;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- социальные взносы;
- земельный налог;
- налоги на недропользователей;
- налог на имущество предприятий;
- налог с владельцев транспортных средств;
- налог на пользователей автомобильных дорог;
- налог, уплачиваемый субъектами малого предпринимательства по упрощенной системе;
- налог с продаж (хлопка-волокна и алюминия);
- таможенные пошлины и другие таможенные платежи;
- государственную пошлину.
Второй уровень - местные налоги областей, городов, районов, поселков. В числе местных налогов:
- налог с розничных продаж;
- налог на недвижимое имущество физических лиц;
- налог для содержания общественного пассажирского транспорта.
2. Краткая характеристика основных налогов, взимаемых в бюджет Республики Таджикистан
2.1. Налог на добавленную стоимость
НДС является формой изъятия в бюджет части стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров, работ и услуг на территории Таджикистана, а также части стоимости всех налогооблагаемых товаров, ввозимых на территорию Республики. НДС, являясь косвенным налогом, подлежит уплате на всех стадиях производства и обращения товаров, выполнения работ и оказания услуг. Сумма НДС, подлежащая уплате с налогооблагаемого оборота, определяется как разница между суммой налога, начисленной с такого оборота, и суммой налога, подлежащей зачету в соответствии с выставленными налоговыми счетами-фактурами по НДС. Сумма НДС, подлежащая уплате с налогооблагаемого импорта, определяется как произведение стоимости налогооблагаемого импорта на установленную ставку НДС.
В Республике Таджикистан НДС был введен с 1992 года и фактически заменил прежние налог с оборота и налог с продаж. Сегодня НДС является главным источником формирования доходной части республиканского бюджета - около одной трети всех налоговых поступлений.
Плательщиками налога являются все предприятия и организации вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т.д., имеющие статус юридических лиц, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать НДС.
Налогоплательщиками являются также индивидуальные, семейные, фермерские, частные предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ и услуг, облагаемых данным налогом, предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Республики, а также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие эту деятельность на территории Таджикистана.
Обязаны уплачивать НДС предприятия и организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность на территории Республики Таджикистан.
Филиалы, отделения, постоянные представительства зарубежных компаний и другие обособленные подразделения предприятий и организаций являются плательщиками налога в случае, если они самостоятельно реализуют товары, работы и услуги.
Объектами обложения НДС являются налогооблагаемые операции и налогооблагаемый импорт. Согласно таджикскому налоговому законодательству налогооблагаемыми операциями являются поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг (кроме освобожденных от НДС). Стоимость налогооблагаемой операции определяется на основе суммы (стоимости, в том числе в натуральной форме), которую получает или имеет право получить налогоплательщик от клиента или от любого другого лица, включая любые пошлины, налоги и (или) другие сборы, но без учета НДС.
По предприятиям оптовой и розничной торговли, заготовительным предприятиям, являющимся налогоплательщиками по НДС, в случае приобретения ими товаров у неплательщиков НДС и последующей поставки этими налогоплательщиками таких товаров стоимость налогооблагаемой операции считается равной положительной разнице между стоимостью поставки таких товаров без учета НДС и стоимостью их приобретения. При отрицательной разнице стоимость налогооблагаемой операции для подсчета НДС принимается равной нулю.
Ставка НДС составляет 20% налогооблагаемого оборота и (или) налогооблагаемого импорта. В данном случае стоимость налогооблагаемого оборота включает общую стоимость таких операций за отчетный период.
Согласно Налоговому кодексу следующие поставки товаров, выполненные работы и оказанные услуги, а также следующие виды импорта освобождаются от уплаты НДС (кроме случаев экспорта товаров):
а) продажа, передача или аренда недвижимости, кроме продажи или передачи гостиничных помещений или жилья для отдыхающих;
б) оказание финансовых услуг;
в) поставка или импорт национальной или иностранной валюты (кроме нумизматических целей), а также ценных бумаг;
г) импорт золота, предназначенного для поставки Национальному банку Республики;
д) оказание религиозной организацией религиозных и ритуальных услуг;
е) оказание медицинских услуг;
ж) оказание образовательных услуг для детей и подростков в кружках, секциях, студиях, а также услуг по уходу за детьми в дошкольных учреждениях;
з) оказание образовательных услуг учебными заведениями;
и) поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг в качестве гуманитарной помощи;
к) поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг обществами инвалидов, слепых, глухих и предприятиями, находящимися в их собственности, в которых одновременно не менее 50% численности работников составляют инвалиды, слепые, глухие и не менее 50% средств на оплату труда и иное материальное вознаграждение, включая натуральное, израсходовано на нужды инвалидов, слепых, глухих;
л) производственно-технологическое оборудование и комплектующие изделия к нему, импортируемые (ввозимые) в Таджикистан для формирования (пополнения при увеличении размера) уставного фонда предприятия в течение одного года с момента государственной регистрации (перерегистрации в связи с увеличением уставного фонда) этого предприятия, при условии, что это имущество используется непосредственно для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с учредительными документами предприятия и не относится к категории подакцизных товаров.
От НДС освобождены также экспорт товаров (работ, услуг), за исключением этих поставок в государства, которые применяют по отношению к экспортным операциям в Таджикистане режим обложения НДС.
В целях усиления социальной защищенности населения в условиях перехода к рыночным отношениям налоговым законодательством Таджикистана освобождены от обложения обороты по реализации отдельных социально значимых товаров, работ и услуг. В этих же целях освобождена от уплаты НДС реализация услуг по перевозке пассажиров городским транспортом, ритуальные услуги и некоторые другие.
Сумма НДС должна определяться налогоплательщиком самостоятельно исходя из соответствующих ставок налога, налоговой базы с учетом установленных льгот, рассрочек и отсрочек. При этом указанная сумма устанавливается по итогам каждого налогового периода не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
К заполнению счетов-фактур, являющихся одним из главных финансовых документов контроля за облагаемым оборотом и, соответственно, за исчислением НДС, налоговое законодательство предъявляет повышенные требования. Кроме общепринятых реквизитов, характеризующих покупателя и продавца, а также наименования или описания товара, работ и услуг, количества, цены и стоимости, в счете-фактуре отдельной строкой должны быть в обязательном порядке выделены сумма акциза по подакцизным товарам, ставка НДС, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров, работ и услуг, а также стоимость товаров, работ и услуг за все количество поставляемых или отгруженных по счету-фактуре товаров, работ и услуг с НДС. При этом счет-фактура должен быть выдан при осуществлении поставки товара или не позднее чем через пять дней после отгрузки товара, выполнения работы или оказания услуги.
Кроме того, счет-фактура по НДС на экспортные операции должна включать запись о том, что осуществляется экспортная операция, а также о стране и пункте назначения экспорта и применяемой ставке НДС по данной операции.
Налоговое законодательство предусматривает следующие штрафные санкции за нарушения по НДС:
- в случае деятельности без регистрации для целей НДС, когда регистрация обязательная - 100% суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет за весь период деятельности без регистрации;
- в случае неправильного выставления налогового счета-фактуры по НДС - 100% суммы занижения НДС и (или) 100% суммы завышения зачета НДС и (или) 100% суммы НДС по выставленному счету-фактуре или по операции;
- на лицо, не состоящее на учете по НДС, за выписку счета-фактуры налагается штраф в размере 100% суммы налога, указанной в счете-фактуре и подлежащей перечислению в бюджет, но не перечисленной.
2.2. Акцизный налог
Акциз представляет собой косвенный налог, включаемый в цену реализации подакцизных товаров. Акцизами облагаются подакцизные товары, не только произведенные и реализуемые на территории Таджикистана, но и ввозимые на территорию Республики. Перечень подакцизных товаров периодически утверждается Правительством Республики, и, как правило, основу этой группы составляют алкогольная и табачная продукция, ювелирные изделия, горюче-смазочные материалы, легковые автомобили, автомобильные шины.
Плательщиками налога являются все юридические и физические лица, осуществляющие производство подакцизных товаров на территории Таджикистана и (или) импорт подакцизных товаров. В отношении товаров, производимых на территории Республики Таджикистан из сырья, поставляемого заказчиком (давальческого сырья), плательщиком акцизов является товаропроизводитель, который обязан передать заказчику произведенные из его сырья подакцизные товары (готовую продукцию) по цене реализации, включающей акциз, как если бы это давальческое сырье принадлежало товаропроизводителю, за вычетом цены (стоимости) поставленного заказчиком сырья, израсходованного на производство подакцизного товара.
Объектом налогообложения в отношении подакцизных товаров, производимых на территории Таджикистана, налогооблагаемой операцией является отпуск подакцизных товаров за пределы производственного помещения, а в случае импорта налогооблагаемой операцией является импорт подакцизных товаров на территорию Республики в соответствии с таможенным законодательством.
Налогообложение подакцизных товаров производится по единым на всей территории налоговым ставкам, которые могут пересматриваться только путем внесения изменений и дополнений в Закон "Об акцизах". Для насыщения рынка товарами был значительно сокращен перечень подакцизных товаров и уменьшена сумма взимаемого акцизного налога. В настоящее время действуют следующий перечень и ставки акцизов:
Наименование продукции | Ставка акциза |
Пиво | 0,07 долл. за 1 литр |
Вина | 0,15 долл. за 1 литр |
Шампанское | 0,4 долл. за 1 литр |
Спирт этиловый неденатурированный | 2,0 долл. за 1 литр |
Водка | 1,0 долл. за 1 литр |
Коньяк | 1,2 долл. за 1 литр |
Сигареты | 0,5 долл. за 1000 штук |
Прочие изделия, содержащие табак | 0,09 долл. за 1 кг |
Нефть и нефтепродукты | 20,0 долл. за 1 т |
Бензин автомобильный | 0,05 долл. за 1 литр |
Дизельное топливо | 6,6 долл. За 1 т |
Шины пневматические резиновые | 10% от стоимости |
Автомобили легковые | 10% от стоимости |
Наименование продукции | Ставка акциза |
Дизельное топливо | 6,6 долл. за 1 т |
Шины пневматические резиновые | 10% от стоимости |
Автомобили легковые | 10% от стоимости |
По подакцизным товарам, производимым на территории Таджикистана, сумма налогооблагаемой операции определяется на основе вознаграждения, полученного или подлежащего получению налогоплательщиком, за исключением суммы НДС и акциза, в размере не менее оптовой рыночной цены (за вычетом НДС и акциза). При реализации подакцизных товаров в розницу сумма налогооблагаемой операции определяется на основе оптовой рыночной цены (за вычетом НДС и акциза). По импортным товарам суммой налогооблагаемой операции является стоимость подакцизных товаров, определяемая в соответствии с таможенным законодательством (но в размере, не меньшем оптовой рыночной цены, за вычетом НДС и акциза), плюс сумма пошлин и налогов, подлежащих уплате при импорте товаров, за исключением НДС и акциза. При этом цена упаковки, за исключением возвратной упаковки, учитывается при определении суммы налогооблагаемой операции.
Экспорт подакцизных товаров облагается по нулевой ставке, за исключением поставки этих видов товаров в государства, которые применяют по отношению к экспорту своих подакцизных товаров в Таджикистан не нулевой режим обложения налогом.
Не являются объектами обложения акцизным налогом:
- алкогольные напитки, производимые физическим лицом и используемые для собственного потребления в пределах лимита, устанавливаемого Правительством Таджикистана;
- импорт одного литра алкогольных напитков и одного блока (200 штук) сигарет физическим лицом для собственного потребления;
- товары, провозимые транзитом через территорию Республики Таджикистан и временный импорт товаров в Республику;
- товары, предназначенные для реэкспорта и гарантированные залоговым обеспечением (в порядке, предусмотренном таможенным законодательством);
- подакцизные товары, кроме алкогольных и табачных изделий, импортируемые в рамках гуманитарной помощи при стихийных бедствиях;
- импорт товаров из стран, которые применяют по отношению к экспорту товаров (работ, услуг) в Таджикистан режим обложения акцизом. При этом если акциз, уплаченный в стране, откуда ввозится товар, меньше акциза по данным товарам, определяемого в соответствии с настоящим разделом, ввозимые товары облагаются акцизом на сумму разницы.
Предприятия и организации, покупающие подакцизный товар (сырьевые материалы) и использующие этот товар для производства других подакцизных товаров, подлежащих обложению налогом, или экспортирующие приобретенный товар, имеют право на налоговый зачет в размере акциза, уплаченного при покупке товара (сырьевых материалов), или на возврат суммы акциза по такому товару (сырьевым материалам). Налоговое законодательство предусматривает также зачет или возврат акциза, уплаченного за подакцизные товары, используемые в качестве образцов для проведения производственных проверок, для научных исследований и в медицинских целях больницами и аптеками.
Однако зачет или возврат акциза допускается только при представлении налогового счета-фактуры, подтверждающего уплату акциза, или в случае импорта сырьевых материалов при представлении соответствующей документации. При этом налогоплательщик представляет заявление на зачет вместе с декларацией об уплате акциза, а также специальное заявление на возврат средств в течение одного года с момента появления права на возврат средств. Срок возврата суммы акциза установлен в пределах 45 дней после подачи документов в налоговые органы.
В случае производства подакцизных товаров акцизы уплачиваются в бюджет в следующие сроки:
- не позже 13-го числа месяца - за первую декаду месяца;
- не позже 3-го числа следующего месяца - за оставшуюся часть месяца.
При импорте товаров акциз взимается таможенным органом в том же порядке, что и таможенные пошлины.
Если товар импортируется в целях дальнейшего реэкспорта, акциз уплачивается при импорте товаров и затем возвращается таможенными органами в течение 45 дней после представления письменного заявления.
2.3. Налог на прибыль (доход) юридических лиц
Механизм взимания налога на прибыль юридических лиц в Таджикистане во многом схож с механизмами его взимания в странах СНГ. Однако в Республике имеются определенные особенности в обложении данным налогом. В качестве плательщиков данного налога выступают предприятия и организации - резидентные и иностранные.
Основная ставка, по которой взимается данный налог, - 30%. Предусмотрены также ставки, по которым налог взимается с доходов юридических лиц - нерезидентов, не связанных с постоянным учреждением (представительством). Так, по ставке 12% уплачивается налог с доходов в виде процентов и дивидендов, по ставке 4% - с доходов по страховым платежам, от оказания услуг связи и транспортных услуг при осуществлении международной связи и перевозок, по ставке 6% - с доходов по фрахту, по ставке 20% - с доходов в форме роялти. В Таджикистане действует несколько схожий порядок определения налогооблагаемой базы по данному налогу с порядком, принятым в Казахстане и Кыргызстане. В качестве объекта налогообложения здесь выступает разница между валовыми доходами и вычетами. Отличительной же особенностью является порядок определения объекта налогообложения по предприятиям-нерезидентам. Прибыль таких предприятий, полученная через постоянное учреждение в Таджикистане, облагается в общепринятом порядке, а по прибыли, не связанной с постоянным учреждением, в качестве объекта обложения выступает доход у источника выплаты без осуществления вычетов.
Таким образом, наличие или отсутствие постоянного представительства в Республике имеет системообразующее значение, ибо от этого зависит, будет иностранное юридическое лицо платить налог с доходов или нет. Термин "постоянное представительство" разъяснен в Налоговом кодексе следующим образом: зарегистрированное представительство иностранного предприятия, не являющееся отдельным юридическим лицом, считается постоянным учреждением иностранного предприятия.
При этом постоянное представительство характеризуется следующими чертами:
- постоянный характер деятельности;
- предпринимательский характер деятельности;
- осуществление деятельности только на территории одного из Договаривающихся Государств.
К функциональному статусу постоянного представительства не относится использование сооружений исключительно для целей научных исследований, хранения, рекламы, демонстрации или поставки товаров, в том числе для целей их переработки другим лицом и последующего экспорта из Республики Таджикистан, осуществление вспомогательной или подготовительной деятельности и т.д.
Таким образом, согласно таджикскому налоговому праву если иностранное юридическое лицо действует через постоянное представительство, то оно фактически рассматривается как таджикская компания-налогоплательщик, но в то же время налогообложению в Республике Таджикистан подлежит только та часть прибыли, которая получена в связи с деятельностью на ее территории.
Не учитывается прибыль, полученная при поставках иностранным юридическим лицом продукции, работ, услуг, при которых юридическое лицо - резидент Таджикистана становится собственником продукции (работ, услуг) до пересечения продукцией государственной границы.
В Таджикистане от обложения налогом на прибыль освобождаются религиозные, благотворительные, бюджетные, межгосударственные и межправительственные организации (за исключением прибыли, получаемой ими от предпринимательской деятельности), безвозмездные перечисления, членские взносы и пожертвования, получаемые организациями, Национальный банк Республики и его учреждения, предприятия, находящиеся в собственности обществ инвалидов, слепых, глухих, и дивиденды, полученные от резидентного предприятия резидентным предприятием.
Платежи по налогу на прибыль вносятся не позднее 15-го числа каждого месяца в размере 1/12 суммы налога за предыдущий налоговый год, умноженной на коэффициент 1,2. Окончательный расчет - не позднее 10 апреля по декларации, которая должна быть представлена до 1 апреля. Суммы налога на прибыль (подоходного налога) предприятий, уплаченные за пределами Республики, засчитываются при уплате налога в Таджикистане. В этом случае размер зачета не должен превышать сумму налога, начисленную в Таджикистане в отношении такого дохода (прибыли) по ставкам, действующим в Республике.
Если плательщик-резидент владеет напрямую или косвенно более чем 10% уставного фонда или имеет более 10% акций с правом голоса иностранного предприятия, которое в свою очередь получает доход в стране с льготным налогообложением, то часть такого дохода, относящаяся к резиденту, включается в его налогооблагаемый доход. При этом иностранное государство считается государством с льготным налогообложением, если ставка налога в нем на 1/3 ниже, чем ставка, установленная в Таджикистане, или если существуют законы о конфиденциальности финансовой информации или информации о компаниях, которые позволяют сохранять тайну о фактическом получателе доходов (прибыли).
Согласно действующему законодательству иностранное юридическое лицо, имеющее в соответствии с международными договорами право на льготное обложение налогом доходов от источников в Таджикистане, в течение года со дня получения дохода подает заявление о снижении или отмене налога в порядке, установленном Налоговым комитетом Республики. Возможны два способа применения льгот по налогу: возврат уже оплаченной суммы налога и предварительное освобождение от налога. Обязательным условием применения льготного налогообложения является наличие действующего соглашения об освобождении от двойного налогообложения между правительством Таджикистана и страной пребывания иностранного юридического лица, в соответствии с которым иностранное юридическое лицо подлежит освобождению от налога у источника выплат.
Согласно действующему законодательству по налогам при предоставлении предварительного освобождения налоговые органы должны проверять его обоснованность. В частности, налоговые органы должны удостовериться в том, что получатель доходов действительно имеет фактическое право на такие доходы в течение периода, к которому относятся такие доходы. В качестве документов, подтверждающих фактическое право иностранного юридического лица на выплачиваемый ему доход, могут служить контракты (договоры). Налоговые органы должны также убедиться в том, что возможность предварительного освобождения предусмотрена в текущем году, получатель доходов является лицом с постоянным местопребыванием (более 182 дней в году) в стране, с которой заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.
Действия налоговой инспекции могут быть обжалованы в судебном или административном порядке в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Подоходный налог с физических лиц
Плательщиками этого налога являются исключительно физические лица: как резиденты, так и нерезиденты. К налоговым резидентам относятся граждане Республики Таджикистан, лица без гражданства, граждане других государств, постоянно проживающие на территории Республики Таджикистан в течение календарного года более 182 дней. Указанные физические лица, прожившие на территории Таджикистана в общей сложности менее 182 дней в течение календарного года, являются налоговыми нерезидентами.
Объектом обложения данным налогом служит именно валовой доход, реально полученный налогоплательщиком в налоговом периоде от источников как в Республике Таджикистан, так и за ее пределами. А для налоговых нерезидентов объектом налогообложения является доход, полученный исключительно из источников на территории Республики Таджикистан. Не являются объектом налогообложения и соответственно не включаются в валовой доход, облагаемый подоходным налогом, полученные как резидентами, так и нерезидентами дивиденды и проценты, которые ранее обложены налогом у источника выплат.
Согласно налоговому законодательству все виды доходов относятся к валовому доходу. При этом валовой доход не включает возмещение командировочных расходов в соответствии с действующими нормами, возмещение командировочных расходов Международными организациями и их учреждениями, фондами, неправительственными организациями, другими юридическими лицами - нерезидентами за счет средств вышеуказанных лиц, а также выплаты на представительские расходы и социальные взносы.
Индивидуальные предприниматели, за исключением плательщиков НДС, могут облагаться подоходным налогом и социальными взносами на основе патента или другой упрощенной системы.
В Республике Таджикистан налогооблагаемый доход физического лица подлежит обложению по ставкам от 10 до 30%.
При этом для целей налогообложения размер облагаемого подоходным налогом дохода и размер не облагаемого подоходным налогом минимума дохода учитываются нарастающим итогом с начала года (сумма месячных доходов и месячных не облагаемых подоходным налогом минимумов дохода за соответствующий период с начала года).
Согласно налоговому законодательству следующие виды доходов физических лиц не подлежат обложению подоходным налогом:
- доход от официальной дипломатической и консульской работы лица, не являющегося гражданином Республики Таджикистан;
- доход от работы по найму лица, не являющегося резидентом и находящегося на территории Республики Таджикистан менее 90 дней в налоговом году, если этот доход получен за счет средств работодателя, не являющегося резидентом Республики Таджикистан, и не выплачивается постоянным учреждением нерезидента;
- стоимость имущества, полученного в порядке дарения или наследования, кроме доходов от этого имущества, а также имущества, полученного в виде оплаты труда;
- стоимость полученных от юридических лиц подарков, а также призов на международных и республиканских конкурсах, соревнованиях, в том числе в денежной форме, не превышающая двенадцати не облагаемых подоходным налогом минимумов дохода в год;
- государственные пенсии, стипендии, пособия, в том числе выплаты и пособия по беременности и родам, в связи с потерей трудоспособности в результате травмы или иного повреждения здоровья и в связи с потерей кормильца;
- алименты у лиц, получающих их;
- единовременные выплаты и материальная помощь, в том числе при стихийных бедствиях;
- доход от продажи или передачи физическим лицом недвижимого имущества, являвшегося главным местом проживания налогоплательщика на протяжении последних пяти лет;
- доход от продажи или передачи физическим лицом движимого материального имущества, кроме имущества, используемого (использовавшегося) налогоплательщиком в предпринимательской деятельности;
- сумма Государственных премий Республики Таджикистан;
- страховые выплаты, получаемые в результате смерти застрахованного лица, и страховые выплаты, получаемые по договорам накопительного и возвратного характера в пределах произведенных платежей в счет таких договоров;
- доходы от продажи продукции личного подсобного сельского хозяйства без ее промышленной переработки;
- сумма денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава системы Министерства обороны, внутренних дел, безопасности и других силовых структур, а также призванных на сборы военнообязанных в пределах пятидесяти не облагаемых налогом минимумов дохода за каждый месяц;
- суммы, получаемые за сдачу крови;
- выигрыш от государственной облигации и лотереи Республики Таджикистан.
Налоговое законодательство Таджикистана предоставляет отдельным категориям физических лиц право осуществлять вычеты путем уменьшения облагаемого валового дохода. Все физические лица имеют право на вычет в размере одного месячного не облагаемого подоходным налогом минимума дохода за каждый месяц налогового года по основному месту работы.
К другой категории относятся физические лица, имеющие право на вычет за каждый месяц налогового года пятидесятикратного размера не облагаемого налогом минимума дохода. В эту группу входят:
1) Герои Советского Союза и Герои Таджикистана, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, а также инвалиды с детства и инвалиды 1 и 2-й групп;
2) участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица других военных операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, бывших партизан и воины-интернационалисты;
3) граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями аварий на атомных объектах, и т.д.
2.5. Специальные налоговые режимы
Налоги на недропользователей в Таджикистане определены Налоговым кодексом Республики и реализуются на практике согласно налоговому режиму, установленному контрактом по недропользованию, заключаемому между уполномоченным правительственным органом и физическим или юридическим лицом.
В зависимости от вида заключаемого контракта налогообложение недропользователей осуществляется по двум моделям:
- первая модель предусматривает уплату недропользователями всех видов налогов и специальных платежей, установленных Налоговым кодексом;
- вторая модель предусматривает уплату (передачу) недропользователями доли Республики Таджикистан по разделу продукции, а также уплату следующих видов налогов и других обязательных платежей: налога на прибыль юридических лиц, НДС, бонусов, роялти, других обязательных платежей, устанавливаемых законодательными актами Таджикистана.
Первая модель налогового режима действует для всех видов контрактов, за исключением контрактов вида "О разделе продукции", для которых устанавливается вторая модель налогового режима.
Доля Таджикистана по разделу продукции, получаемая по контрактам "О разделе продукции", является источником пополнения республиканского и местных бюджетов и поступает в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом Таджикистана о государственном бюджете на очередной год.
Налоговый режим, установленный контрактом на недропользование, заключенным в установленном порядке и прошедшим обязательную налоговую экспертизу, действует, как правило, до окончания срока действия данного контракта.
Специальные платежи и налоги недропользователей включают бонусы (подписной, коммерческого обнаружения, добычи), роялти и налог на сверхприбыль. Все виды бонусов и роялти вычитаются для целей налога на прибыль и налога на сверхприбыль (дифференцированно от 4 до 30%).
Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за право осуществления деятельности по недропользованию при заключении контракта. Окончательный размер подписного бонуса устанавливается в контракте в зависимости от экономической ценности передаваемых для недропользования месторождений. Срок уплаты подписного бонуса определяется соглашением сторон, но не позднее тридцати календарных дней с даты заключения контракта.
Бонус коммерческого обнаружения и бонус добычи являются фиксированными платежами и уплачиваются недропользователями за каждое коммерческое обнаружение или при достижении определенных контрактом объемов добычи. Порядок их исчисления и сроки уплаты определяются в соглашении.
Роялти выплачиваются недропользователями по всем видам полезных ископаемых в отдельности на территории Республики Таджикистан. Налоговый кодекс предусматривает как денежную, так и натуральную форму выплаты роялти, ставка которых устанавливается в каждом контракте на недропользование в зависимости от видов полезных ископаемых.
Расчеты по роялти представляются плательщиками налоговым органам по месту налоговой регистрации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а оплата роялти производится не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Объектом обложения налогом на сверхприбыль является сумма чистой прибыли недропользователя по каждому отдельному контракту за отчетный год, по которому им получена внутренняя норма прибыли выше 20%. Данный налог исчисляется исходя из достигнутого уровня внутренней нормы прибыли на конец отчетного года. Расчеты по налогу на сверхприбыль представляются недропользователями налоговым органам до 1 апреля года, следующего за отчетным, а срок оплаты установлен до 10 апреля года, следующего за отчетным.
2.6. Упрощенная система налогообложения
К плательщикам налога, уплачиваемого субъектами малого предпринимательства по упрощенной системе, относятся предприятия и организации, не являющиеся плательщиками НДС, за исключением предприятий, занятых производством подакцизной продукции, кредитных организаций, страховщиков, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Объектом обложения налогом является валовая выручка, исчисленная на кассовой основе, как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов в рамках предпринимательской деятельности за вычетом налога с розничных продаж.
Предприятия, облагаемые налогом по упрощенной системе в процентах от валовой выручки, не являются плательщиками налога на прибыль юридических лиц, налога на имущество предприятий, налога с пользователей автомобильных дорог и налога на недропользователей.
При осуществлении внешнеэкономической деятельности плательщики налога, уплачиваемого субъектами малого предпринимательства по упрощенной системе, являются плательщиками всех налогов и таможенных платежей (таможенные пошлины, таможенные процедуры, НДС, акцизы и др.), установленных налоговым и таможенным законодательством Республики Таджикистан, а при осуществлении поставок хлопка-волокна и алюминия первичного - плательщиками налога с продаж этих товаров.
Для плательщиков данного вида налога установлено ведение бухгалтерского учета и отчетности также по упрощенной системе на кассовой основе.
Ставка налога, уплачиваемого субъектами малого предпринимательства по упрощенной системе, установлена в размере 5% от объекта налогообложения. Налоговым периодом для предприятий при применении упрощенной системы налогообложения определен квартал. Налогоплательщики представляют в налоговый орган в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, декларацию о подлежащей уплате суммы налога и уплачивают в этот же срок причитающийся налог. До наступления этого срока плательщик добровольно может произвести предварительные платежи, учитываемые при уплате налога согласно представленной декларации.
2.7. Налог с продаж
Налог с продаж (хлопка-волокна и алюминия) имеет ограниченный круг применения. Плательщиками данного налога являются юридические и физические лица, осуществляющие поставки на внутренний и внешний рынки хлопкового волокна и алюминия первичного. Введение данного вида налога обусловлено тем, что хлопок и алюминий являются для Таджикистана стратегически важным экспортным сырьевым ресурсом и составляют одну из основных статей поступления государственного бюджета Республики.
Объектом налогообложения является стоимость товаров собственного производства, реализованных товаров, полученных в обмен на другие товары, переданных безвозмездно или с частичной оплатой, в залог, по фьючерсным (форвардным) сделкам, передаваемых в качестве давальческого сырья или связанных с переменой владельца (переработчика).
Для определения налоговой базы принимается стоимость реализуемых товаров, исчисленная исходя из сложившейся на дату реализации цены облагаемого товара на соответствующей международной (региональной) бирже с учетом качества, вида и сорта.
Юридические и физические лица, осуществляющие перепродажу налогооблагаемых товаров, уплачивают налог с продаж в виде разницы между суммами налога, рассчитанными исходя из используемых для налогообложения цен на дату продажи товаров покупателям и дату покупки их у своих поставщиков. Лица, осуществляющие вывоз налогооблагаемых товаров за пределы республики или передающие другим предприятиям в качестве давальческого сырья или в залог, уплачивают предварительно всю сумму налога с продаж.
Ставки налога с продаж для расчета сумм налога определяются в процентах от биржевой цены облагаемых товаров: для хлопкового волокна - 20% (с 1 сентября 2001 года ставка налога снижена до 15%, при этом введен спецналог на продажу хлопка-волокна в размере 5%), для алюминия первичного - 4%.
Подлежащая уплате сумма налога исчисляется продавцами самостоятельно на основе биржевых цен на день реализации товара с учетом его качества, вида, сорта, объема реализации, а также ставки налога. В документах на уплату налога указывается способ реализации товара [продажа, обмен, передача безвозмездно или с частичной оплатой, передача в качестве давальческого сырья, передача в залог, реализация по фьючерсной (форвардной) сделке].
Налоговым законодательством установлено, что при перепродаже товаров налог определяется с учетом цены на дату покупки, дату продажи и объема реализации. По фьючерсной (форвардной) сделке для исчисления налога принимается цена товара на день осуществления первой операции (поставки, отгрузки). При передаче товара в залог или в виде давальческого сырья налог исчисляется по цене, сложившейся на день передачи.
При отсутствии у продавца на день продажи последней биржевой цены налог исчисляется исходя из имеющихся данных о биржевой цене товара, а в дальнейшем сумма налога уточняется налогоплательщиком при поступлении последних данных о биржевой цене реализованного товара.
Уплата налога производится не позднее трех дней после поступления средств на счет продавца в учреждение банка, при расчете наличными деньгами в его кассу, а при безвозмездной передаче, обмене облагаемых товаров, передаче в качестве давальческого сырья или в залог - после отгрузки, поставки.
При вывозе налогооблагаемого товара за пределы Республики Таджикистан уплата налога должна производиться до пересечения таможенной границы.
2.8. Прочие виды налогов
Налог на имущество предприятий в Таджикистане установлен в размере 0,5% среднегодовой балансовой остаточной стоимости имущества, рассчитанной как среднее арифметическое остаточной балансовой стоимости такого имущество на начало и конец отчетного года. К числу плательщиков относятся все без исключения юридические лица (в том числе и иностранные), имеющие имущество, а также филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие свой расчетный счет и составляющие отдельный баланс.
Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия, включая нематериальные активы и запасы. Иностранные предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Таджикистане через свои постоянные учреждения, в объект налогообложения включают только имущество, связанное с постоянным учреждением. У финансово-кредитных и страховых учреждений объектом налогообложения являются чистые активы. Льготы по налогу на имущество в Таджикистане предоставлены в основном бюджетным организациям, предприятиям народного образования и культуры, религиозным объединениям, предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и др., за исключением имущества, используемого в предпринимательской деятельности.
Налогоплательщику предоставлено право оплатить налог на имущество за отчетный налоговый период до 1 апреля следующего года. Разрешается зачет суммы налога на прибыль, начисленной за налогооблагаемый период, взамен суммы налога на имущество за этот период.
Земельный налог в Таджикистане устанавливается с учетом состава угодий, их качества и месторасположения земельного участка, кадастровой оценки земель, характера использования и экологических особенностей. Плательщиками данного налога являются юридические и физические лица, имеющие в собственности, владении и пользовании земельные участки. Особенностью определения объекта обложения земельным налогом в Таджикистане является разделение земель в целях налогообложения на два типа: земли городов и поселков городского типа (3 руб. с квадратного метра) и земли вне городов и поселков городского типа (1,5 руб. с квадратного метра). В облагаемую налогом площадь включаются земли, занятые под строения, сооружения, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны. Иными словами, размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на один год. Аналогично другим странам СНГ в Таджикистане льготы по земельному налогу имеют заповедники, природные, национальные и дендрологические парки, ботанические и зоологические сады, земли общего пользования населенных пунктов, используемые бюджетными организациями, а также органы охраны природы, памятников истории и культуры и др.
Землепользователи ежегодно не позднее 1 марта отчетного года представляют налоговым органам по месту расположения земельного участка расчет причитающегося с них земельного налога. По вновь отведенным земельным участкам расчет налога представляется в течение месяца с момента их отвода. Налоговые органы ведут учет плательщиков налога и осуществляют контроль за правильностью его исчисления и уплаты. Сумма налога уплачивается налогоплательщиками не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 декабря равными долями.
Налог с владельцев транспортных средств уплачивается ежегодно всеми юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами, имеющими соответствующие транспортные средства, к которым относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие.
Указанным налогом облагаются транспортные средства, подлежащие регистрации в Республике Таджикистан.
Ставки данного налога установлены Налоговым кодексом дифференцированно по видам транспортных средств и составляют (в расчете на 1 л.с. мощности двигателя) в год:
Наименование объектов налогообложения | Размер налога в процентах к не облагаемому налогом минимуму дохода |
Мотоциклы и мотороллеры | 1,0 |
Легковые автомобили | 2,0 |
Автобусы (до 12 мест) | 2,5 |
Автобусы (на 13-30 мест) | 3,0 |
Автобусы (свыше 30 мест) | 3,5 |
Грузовики и прочие автотранспортные средства грузоподъемностью до 10 тонн |
4,0 |
Грузовики грузоподъемностью свыше 10 тонн до 20 тонн |
4,5 |
Грузовики грузоподъемностью свыше 20 тонн до 40 тонн |
5,0 |
Грузовики грузоподъемностью свыше 40 тонн |
5,5 |
Налог с владельцев транспортных средств подлежит уплате в те же сроки, которые установлены для прохождения регистрации, перерегистрации или ежегодного технического осмотра автотранспорта. Без представления доказательства об уплате налога регистрация, перерегистрация и технический осмотр не производятся. При перерегистрации транспортного средства налог не уплачивается, если прежний владелец уплатил налог за данный год.
Органы госавтоинспекции при регистрации или перерегистрации и технических осмотрах должны требовать от владельцев автотранспортных средств предъявления квитанции или платежного поручения об уплате налога.
От уплаты налога освобождаются:
- машины и механизмы на гусеничном ходу;
- зерноуборочные и специальные комбайны с двигателями;
- автобусы и троллейбусы, используемые предприятиями автотранспорта общего пользования для перевозки пассажиров в городах;
- принадлежащие инвалидам мотоколяски и автомобили с ручным управлением.
Плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являются плательщики НДС - юридические лица, резидентные предприятия, филиалы и иностранные предприятия, осуществляющие свою деятельность через постоянные учреждения.
Объектом налогообложения признается поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг), подлежащая обложению НДС, включая поставку товаров, облагаемых по нулевой ставке. Поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), освобожденные от НДС, не являются объектом налогообложения. При импорте товары, подлежащие обложению НДС, не облагаются налогом на пользователей автомобильных дорог.
Ставка налога устанавливается дифференцированно: 0,5% - для торговых, заготовительных, снабженческих, сбытовых предприятий, 2% - для других предприятий и организаций.
Данным налогом не облагаются бюджетные организации, государственные органы власти и управления, религиозные объединения и организации, национально-культурные общества, за исключением их предпринимательской деятельности.
Налоговый период, сроки уплаты, определение налоговой базы местных налогов такие же, как по НДС. Перечень местных налогов установлен Налоговым кодексом, но эти налоги вводятся в действие налоговыми законодательными актами местных Маджлисов (собраний) народных депутатов и являются обязательными к уплате на территории соответствующего местного совета. Вводя в действие местные налоги, местные Маджлисы народных депутатов определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных Налоговым кодексом, налоговые льготы, порядок уплаты и взимания налогов.
Таджикское налоговое законодательство предусматривает разработку и применение соответствующих инструкций по применению местных налогов со стороны местных налоговых органов совместно с местным финансовым органом по согласованию с Министерством финансов и Налоговым комитетом Республики.
Являясь местным налогом, налог с розничных продаж уплачивается юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Таджикистана, их филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями; иностранными юридическими лицами, компаниями, их филиалами и представительствами; индивидуальными предпринимателями, самостоятельно реализующими товары.
Объектом налогообложения по налогу с розничных продаж признана стоимость товаров, реализуемых в розничной торговле на территории города (района). При реализации товаров налогоплательщик (продавец) должен включить сумму налога в цену товара, предъявляемого к оплате покупателю этих товаров.
Налоговая база определяется как стоимость реализуемых налогоплательщиком товаров, исчисленная исходя из свободных (рыночных) цен без учета налога с розничных продаж. При определении свободных (рыночных) цен указанных товаров учитываются (включаются в цену) НДС, а также акцизы для подакцизных товаров.
Предельная ставка налога с розничных продаж определена Налоговым кодексом в размере 5%. Законодательные органы местных советов в этом пределе устанавливают ставку на соответствующей территории.
Налог на недвижимое имущество физических лиц установлен в соответствии с Налоговым кодексом в качестве местного налога, плательщиками этого налога являются граждане Таджикистана, иностранные граждане и лица без гражданства, то есть физические лица, имеющие на территории Республики Таджикистан в собственности следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные здания, строения, помещения и сооружения (которое можно объединить в группу "недвижимое имущество").
Налоговой базой по данному налогу могут быть рыночная стоимость объекта, инвентаризационная стоимость объекта, страховая стоимость объекта или стоимость объекта, исчисленная на основе стоимости единицы площади с учетом ее корректировки на коэффициент местоположения. Местные советы могут установить на своей территории один из вышеуказанных механизмов определения налоговой базы. Им дано также право определять ежегодную ставку налога в пределах 1% налоговой базы.
Налог на содержание общественного пассажирского транспорта уплачивается юридическими и физическими лицами - работодателями, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Таджикистана. Ставка налога для содержания общественного пассажирского транспорта устанавливается согласно Налоговому кодексу местными советами в пределах 2% налоговой базы по социальным взносам.
Социальные взносы являются обязательными платежами в Фонд социальной защиты населения Таджикистана, которые в целях осуществления социального страхования уплачиваются плательщиками страховых взносов согласно установленным Налоговым кодексом ставкам к суммам заработной платы или другой налоговой базе.
Социальные взносы в Таджикистане рассматриваются как налог в рамках Налогового кодекса, и их плательщиками определены юридические и физические лица - работодатели, которые выплачивают заработную плату физическим лицам-резидентам, работающим по найму; юридические и физические лица, которые в ходе своей предпринимательской деятельности осуществляют оплату услуг физических лиц-резидентов, оказываемых в Таджикистане; получающие оплату физические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Таджикистана.
Объектом налогообложения является заработная плата (или сумма выплат физическим лицам, или облагаемый доход от предпринимательской деятельности) в зависимости от характера проведенной операции.
Ставка налога установлена в размере 25% для страховщиков и 1% для застрахованных лиц, которые уплачиваются в Фонд социальной защиты населения одновременно с удержанием подоходного налога работодателем.
От уплаты налога освобождаются доход лиц, работающих в дипломатических и консульских учреждениях и не являющихся гражданами Таджикистана, а также выплаты по временной нетрудоспособности из средств Фонда социальной защиты населения.
3. Ответственность за нарушения налогового законодательства
В Налоговом кодексе дано достаточно ясное определение понятия "налоговое правонарушение": противоправное (в нарушение законодательства о налогах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Кодексом установлены соответствующие меры ответственности.
Основополагающими принципами привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, определенными в таджикском налоговом законодательстве, являются следующие:
1) наличие события налогового правонарушения, предусмотренного Налоговым кодексом;
2) к налогоплательщику не могут быть повторно применены меры налоговой ответственности за совершение одного и того же нарушения налогового законодательства;
3) ответственность за действия, предусмотренные Налоговым кодексом, которые совершены физическим лицом, наступает только в случае, если эти действия не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Таджикистана;
4) в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства он не освобождается от обязанности уплаты причитающихся сумм налогов;
5) налогоплательщик не может считаться виновным в нарушении налогового законодательства, если эта виновность не доказана и не установлена решением суда, вступившим в законную силу, и др.
Принципиально новым аспектом при определении меры ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства является установление Налоговым кодексом двух форм вины налогоплательщика, совершившего противоправное действие или бездействие: умышленное и совершенное по неосторожности.
Умышленным считается такое правонарушение, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
При этом признается совершенным по неосторожности такое правонарушение, когда лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия), либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Одновременно с этим установлены определенные обстоятельства, при наличии которых налогоплательщик не подлежит ответственности за нарушение налогового законодательства. Суть этих обстоятельств состоит в следующем.
Во-первых, вину налогоплательщика исключают действия, совершенные должностным лицом вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.
Во-вторых, не подлежит ответственности совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчет в своих действиях.
И, наконец, в-третьих, действия, содержащие признаки налогового правонарушения, которые являются следствием выполнения письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим уполномоченным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.
Налоговый кодекс установил и период времени, в течение которого налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика налоговой санкции. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения истекли 4 года.
В Налоговом кодексе указано, что за неуплату налогов и других обязательных платежей, в том числе текущих платежей, к установленному сроку налогоплательщик обязан уплатить проценты с этой суммы за период с даты наступления срока платежа до даты уплаты налога. В случае выплаты излишних сумм налога проценты подлежат уплате налогоплательщику за период с даты подачи заявления на возврат излишних сумм до даты осуществления возврата. В случае зачета излишних сумм возврат считается произведенным на дату разрешения зачета. Возврат считается произведенным при условии, что налогоплательщик получает средства в течение следующих семи дней с даты получения разрешения на возврат.
Предусматривается, что возврат излишне взысканных с налогоплательщика средств или излишне уплаченных им самостоятельно при неисполнении налоговым органом установленного срока возврата будет осуществляться с процентами в размере 125 простых процентов ставки кредита Межбанковского кредитного аукциона Национального банка Таджикистана, определяемого на каждый текущий квартал в виде средней арифметической ставки кредитов кредитных аукционов по итогам предыдущего квартала.
Ставка процента устанавливается на каждый квартал и доводится до региональных налоговых инспекций Налоговым комитетом при Правительстве Таджикистана.
Проценты за задержки, связанные с несоблюдением очередности списания со счетов налогоплательщика сумм налогов, подлежащих перечислению в бюджет, и связанные с этим штрафные санкции, при наличии средств на его счете, взимаются с обслуживающих банков. При этом размер штрафа определен в размере 10% от суммы средств платежных поручений, не исполненных в порядке установленной очередности, а за задержку перечисления - в размере 1,5-кратной простой ставки кредита Межбанковского кредитного аукциона Национального банка Таджикистана от незачисленной (неперечисленной) суммы налога за каждый день нарушения срока.
За несвоевременное представление налоговой декларации с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5% от суммы недоплаты налога за отчетный период за каждый месяц, в который не представлена декларация, но не более 25% от данной суммы. Взимаемая сумма штрафа не может превышать двести пятьдесят не облагаемых налогом минимумов дохода за первый месяц (или часть месяца), в который не представляется декларация. В любом случае, сумма штрафа не может быть меньше, чем меньшая из двух величин:
а) двадцать пять не облагаемых налогом минимумов дохода;
б) 100% суммы налога, которая должна быть указана в декларации.
При этом сумма недоплаты налога исчисляется как разница между суммой налога, которая должна быть указана в декларации, и суммой налога, уплаченной к установленному сроку платежа.
Если сумма налога, указанная в декларации, занижена по сравнению с суммой налога, которая должна была быть указана в декларации, то с налогоплательщика взимается штраф в размере 10% от суммы занижения (50%, если занижение является крупным: превышает 25% от суммы, подлежащей декларированию, или пять тысяч не облагаемых подоходным налогом минимумов дохода).
4. Структура налоговых органов
Налоговые органы Республики Таджикистан состоят из центрального аппарата Налогового комитета при Правительстве Таджикистана, налоговых комитетов по областям, районам, городам и районам в городах, инспекций крупных налогоплательщиков при Налоговом комитете Республики и налоговых комитетов по областям. В состав налоговых органов входят подразделения налоговой полиции. При этом следует отметить, что структура налоговых органов не претерпела существенных изменений за последние пять лет.
Заключение
С принятием Налогового кодекса главная задача налоговой реформы Республики Таджикистан достигнута, но, как показывает более чем двухлетний опыт, установленные налоги, сборы и отчисления пока не обеспечивают тот уровень централизации средств, который позволил бы финансировать необходимые государственные расходы и поддерживать приемлемый дефицит бюджета.
В ближайшей перспективе работа по совершенствованию налоговой системы Республики Таджикистан должна быть направлена:
- на стимулирование эффективного развития экономики;
- на снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в особенности для аграрного сектора;
- на поощрение инвестиций в производственный сектор;
- на формирование согласованной системы налогового администрирования;
- на отмену нерыночных налогов (отчисления в различного рода фонды и т.д.);
- на снижение количества налоговых льгот;
- на совершенствование налоговых режимов для производителей сельскохозяйственной продукции и для субъектов малого бизнеса;
- на широкое внедрение патентной системы и др.
Необходимо снижать ставки тех налогов, которые ложатся бременем на товаропроизводителей, добиваясь при этом улучшения их администрирования, ликвидации льгот и различного рода отсрочек.
Налоговая система Республики Таджикистан должна быть оптимизирована таким образом, чтобы отдельные виды налогов, особенно прямые, не теряли сути экономического регулятора и были направлены на достижение равновесия между фискальной и регулирующей функциями. Требует также совершенствования система и самих налоговых органов, что предопределяет необходимость анализа и обобщения накопленного опыта, учета практики налоговой деятельности стран СНГ с целью построения рациональной структуры, способной к эффективному решению поставленных государством задач. Несомненно, что всем указанным процессам должна сопутствовать целенаправленная государственная политика по повышению налоговой грамотности, формированию налоговой культуры населения и налогоплательщиков.
Х.М. Машрапов,
Председатель налогового комитета Республики Таджикистан
Н.Т. Мамбеталиев,
ответственный секретарь СРНС, к.т.н.
М.Р. Бобоев,
к.э.н.
"Налоговый вестник", N 11, ноябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1