О постановлении Правительства РФ от 06.07.2001 N 519
"Об утверждении стандартов оценки"
Регулирование оценочной деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также международными договорами. Если международными договорами установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области оценочной деятельности, то применяются правила международных договоров, в которых Российская Федерация принимает участие.
Особо большое значение стало придаваться Закону N 135-ФЗ после принятия Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в п.1 ст.11 которого установлено, что оценка имущества, полученного безвозмездно, осуществляется по рыночной стоимости на дату оприходования. После принятия и введения в действие части первой НК РФ стал действовать принцип, заложенный в ст.40 Кодекса, согласно которому расчеты между организациями осуществляются исходя из существующих рыночных цен.
В п.8 ст.250 НК РФ определено, что при получении безвозмездно имущества (работ, услуг) доходы оцениваются исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст.40 НК РФ, но не ниже остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и исходя из затрат на производство (приобретение) - по товарам (работам, услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
Кроме того, в п.15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, предусмотрен порядок проведения организациями переоценки группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным ценам на основании п.49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
В ст.20 Закона N 135-ФЗ указано, что стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываются и утверждаются Правительством РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, что послужило основанием для выхода постановления Правительства РФ от 06.07.2001 N 519 "Об утверждении стандартов оценки" (далее - Стандарты оценки).
Исходя из требований ст.40 НК РФ в ст.3 Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, указано на то, что объект подлежит оценке по рыночной стоимости, если на величину цены сделки не оказывают влияние чрезвычайные ситуации.
Оценка стоимости объекта, отличная от рыночной стоимости, возможна в следующих случаях:
1) объект оценки продается на открытом рынке или требуются дополнительные затраты по сравнению с необходимыми затратами в случае свободного обращения на рынке товаров;
2) оценка производится в отношении объекта, бывшего в употреблении, с учетом его износа;
3) оценка производится исходя из существующих условий и цели использования объекта;
4) объект используется как инвестиции, и необходимо оценить его с учетом доходности для конкретного юридического или физического лица при заданных инвестиционных целях;
5) объект оценивается для целей налогообложения, то есть стоимость объекта нужна для определения налоговой базы;
6) определяется ликвидационная, утилизационная, специальная стоимость объекта.
Так, например, в п.4, 5 ст.40 НК РФ определено, что рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложений на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Рынком товаров признается сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного может возникнуть необходимость в оценке стоимости объекта в случае отсутствия аналогов на рынке.
Метод оценки - это способ расчета стоимости объекта оценки исходя из трех основных подходов: затратного, сравнительного, доходного.
Предъявляются обязательные требования к проведению оценки: выполнение всех этапов оценки: заключение с заказчиком договора об оценке; установление количественных и качественных характеристик объекта оценки; анализ рынка, к которому относится объект оценки; выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществление необходимых расчетов; обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, определение итоговой величины стоимости объекта оценки; составление и передача заказчику отчета об оценке.
В ст.10 Закона N 135-ФЗ установлено, что договор между оценщиком и заказчиком, заключенный в письменной форме без нотариального удостоверения, содержит следующие обязательные реквизиты: основание заключения договора, вид объекта оценки, вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки, денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки, сведения о страховании гражданской ответственности оценщика, сведения о лицензии оценщика на осуществление оценочной деятельности.
Согласно ст.11 Закона N 135-ФЗ оценщик должен составить отчет об оценке объекта, обеспечивая предъявленные к нему требования, изложенные в указанной статье. В случае если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость (что допустимо), а иные виды стоимости, то в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки, а также причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.
Исходя из ст.12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном в установленном законодательством Российской Федерации порядке, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если не установлено иное.
Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки или состоящим с указанными лицами в близком родстве или свойстве, что следует из ст.15 Закона N 135-ФЗ и п.14 постановления Правительства РФ от 06.07.2001 N 519.
В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга
"Налоговый вестник", N 11, ноябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1