Налогообложение ювелирных изделий
1. О перечне ювелирных изделий,
признаваемых подакцизными товарами
Подпунктом 6 п.1 ст.181 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) установлено, что ювелирные изделия признаются подакцизными товарами. Вместе с тем в данном подпункте конкретизировано понятие "ювелирные изделия для целей налогообложения акцизами".
В целях главы 22 "Акцизы" НК РФ ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга.
Как следует из определения ювелирных изделий, каких-либо исключений для ювелирных изделий, изготавливаемых по заказам населения из материала заказчика (то есть из ювелирных изделий, бывших в употреблении, или из лома таких изделий) Кодексом не предусмотрено.
Согласно главе 22 НК РФ не признаются ювелирными изделиями:
государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации;
монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию;
предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении;
ювелирная галантерея;
изделия из недрагоценных металлов и сплавов, при изготовлении которых использованы серебросодержащие припои, а также изделия народных художественных промыслов, изготовленные с применением золотосодержащих (серебросодержащих) красок и (или) нитей.
Часто задается вопрос: какие изделия относятся к ювелирной галантерее?
В отраслевом стандарте ОСТ 117-3-003-95 "Ювелирная и металлическая галантерея" данный термин определен как "изделие культурно-бытового назначения, изготовленное из недрагоценных металлов с покрытием драгоценными металлами, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из полудрагоценных, поделочных цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемое в качестве различных украшений и предметов быта".
При изготовлении изделий ювелирной галантереи допускается использование драгоценных металлов только в виде покрытий. Согласно вышеназванному ОСТу использование в изделиях ювелирной галантереи деталей из сплавов драгоценных металлов не допускается.
На практике у налогоплательщиков возникает ряд других вопросов по налогообложению изделий из драгоценных металлов. Наиболее часто задаются следующие вопросы.
1. Являются ли часы наручные и карманные механические в золотых корпусах подакцизными товарами, так как согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг часы относятся к группе приборов времени, а не к ювелирным изделиям?
Согласно определению ювелирных изделий, признаваемых в целях главы 22 "Акцизы" НК РФ подакцизными товарами, данному в подпункте 6 п.1 ст.181 НК РФ, часы наручные и карманные механические в золотых корпусах относятся для целей налогообложения акцизами к подакцизным товарам.
2. Признаются ли подакцизными товарами государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами или иными нормативными актами государств-участников СНГ?
В перечне изделий, не признаваемых в целях главы 22 "Акцизы" НК РФ подакцизными товарами, данные изделия отсутствуют. Следовательно, они подлежат налогообложению акцизами в общеустановленном порядке.
3. В процессе производства ювелирных изделий из драгоценных металлов и их сплавов задействованы несколько организаций, являющихся самостоятельными юридическими лицами и выполняющих только часть технологического процесса изготовления изделия (например отливку изделия), то есть изготовление полуфабриката. Облагается ли такое изделие акцизами?
В целях главы 22 "Акцизы" НК РФ ювелирными изделиями признаны изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга. При этом в данной главе не предусмотрено исключение из перечня ювелирных изделий, признаваемых подакцизными, изделий, не прошедших клеймения государственным пробирным клеймом в инспекции пробирной палаты.
Следовательно, в соответствии со ст.179 и 182 НК РФ организации или иные лица, осуществившие реализацию произведенных ими с использованием драгоценных металлов и их сплавов изделий, не прошедших клеймения государственным пробирным клеймом в инспекции пробирной палаты, являются налогоплательщиками акцизов в общеустановленном для производителей подакцизных товаров порядке.
4. В соответствии с п.3 ст.187 НК РФ налоговая база при передаче ювелирных изделий, произведенных по индивидуальным заказам населения из ювелирных изделий, бывших в употреблении, и (или) лома таких изделий, определяется как стоимость переработки. Включаются ли в стоимость переработки затраты на клеймение ювелирных изделий и почтовые расходы на их пересылку в пробирную палату?
Расходы, осуществляемые на клеймение ювелирных изделий, произведенных по индивидуальным заказам населения из ювелирных изделий, бывших в употреблении, и (или) лома таких изделий, должны включаться в общие затраты на производство этих изделий (стоимость переработки).
5. Как определяется налоговая база ювелирных изделий, изготовленных по индивидуальным заказам населения из ювелирных изделий, бывших в употреблении, или лома таких изделий, принадлежащих заказчику, с добавлением собственных драгоценных металлов?
Кодексом не предусмотрено увеличение налоговой базы при реализации (передаче) ювелирных изделий, произведенных налогоплательщиком по индивидуальным заказам населения из давальческого сырья заказчика с использованием собственных драгоценных металлов. Следовательно, в данном случае налоговая база определяется согласно п.4 ст.187 НК РФ.
2. Об определении налогоплательщиков акцизов
по ювелирным изделиям
В отношении плательщиков акцизов по ювелирным изделиям следует руководствоваться следующим.
Согласно ст.179 НК РФ налогоплательщиками акцизов признаются организации и индивидуальные предприниматели, если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизами в соответствии со ст.182 НК РФ.
Вместе с тем в практической работе у налоговых органов и налогоплательщиков возникают вопросы, касающиеся налогоплательщиков акцизов, которые требуют разъяснений.
Так, часто задается вопрос об определении плательщика акцизов в случае, если организация имеет филиалы или иные обособленные подразделения.
Филиалы и обособленные подразделения юридических лиц - российских организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками. Вместе с тем согласно части второй ст.19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В соответствии со ст.83 НК РФ организация, в состав которой входят такие обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
Одновременно ст.44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Глава 22 "Акцизы" НК РФ устанавливает возникновение обязанности по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами.
Таким образом, организация-налогоплательщик или ее филиал либо иное обособленное подразделение осуществляет уплату акцизов в порядке, установленном главой 22 "Акцизы" НК РФ. В частности, ст.204 указанной главы НК РФ установлено, что акцизы уплачиваются по месту производства подакцизных товаров, в том числе и ювелирных изделий.
Нередко в отношении налогоплательщиков акцизов задаются следующие вопросы.
1. Одна организация заключила с другой организацией договор на аренду производственных мощностей и оборудования для производства ювелирных изделий. Для обслуживания арендованного оборудования также заключен договор о возмездном оказании услуг персоналом организации-арендодателя. Производство ювелирных изделий будет осуществляться из собственного сырья арендатора и из давальческого сырья третьих лиц. Какая организация (арендатор или арендодатель) будет в данном случае налогоплательщиком акцизов по ювелирным изделиям?
При определении налогоплательщика следует руководствоваться следующим.
Согласно ст.179 НК РФ организации признаются налогоплательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.
В соответствии с подпунктом 1 п.1 ст.182 НК РФ объектом налогообложения признается реализация на территории Российской Федерации организациями произведенных ими подакцизных товаров, а согласно подпункту 4 п.1 ст.182 - передача на территории Российской Федерации организациями произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов).
При этом данная норма законодательства применяется независимо от того, на каких производственных площадях и оборудовании (собственных или арендованных) осуществляется процесс производства подакцизного товара, а также (поскольку договорные отношения между хозяйствующими субъектами не могут вступать в противоречие с законодательными нормами, регламентирующими порядок исчисления и уплаты налогов) от того, на каких договорных условиях это оборудование обслуживается.
В связи с этим налогоплательщиком акцизов по ювелирным изделиям, изготовленным как из собственного, так и из давальческого сырья, независимо от того, кому принадлежит это сырье, а также производственные мощности и оборудование, на котором эти ювелирные изделия изготовлены, признается непосредственно производитель готовых ювелирных изделий, то есть арендатор производственных мощностей и оборудования.
2. Является ли налогоплательщиком акцизов организация розничной торговли, которая осуществляет по договору комиссии продажу конфискованных ювелирных изделий?
Согласно подпункту 3 п.1 ст.182 НК РФ у организаций розничной торговли и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных ювелирных изделий, ювелирных изделий, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, возникает объект налогообложения акцизами. Но они не будут являться налогоплательщиками акцизов только в случае, если переведены на уплату единого налога на вмененный доход, установленного и введенного в действие нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
3. Являются ли налогоплательщиками акцизов организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие изготовление ювелирных изделий, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и уплату единого налога?
В главе 22 "Акцизы" НК РФ не предусмотрено норм, устанавливающих особый порядок исчисления и уплаты акцизов по ювелирным изделиям, производимым организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по изготовлению ювелирных изделий, являются налогоплательщиками акцизов на общих основаниях, и уплата ими акцизов по ювелирным изделиям, произведенным как из собственного, так и из давальческого сырья, должна осуществляться в установленном НК РФ порядке.
Кроме того, в соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. В то же время, как следует из ст.3 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", такой вид деятельности, как "производство ювелирных изделий", не входит в определенный указанной статьей перечень видов деятельности, по которым может быть введена уплата единого налога.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями согласно п.3 ст.1 Федерального закона N 222-ФЗ предусматривает лишь замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Таким образом, переход индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности не предполагает освобождения этого предпринимателя от его обязанностей налогоплательщика акцизов по производимому им подакцизному товару, в том числе по ювелирным изделиям.
3. Об объектах налогообложения акцизами
Операции, признаваемые объектом налогообложения в отношении ювелирных изделий, можно разделить на две группы:
1) операции, совершаемые производителями ювелирных изделий:
- реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими ювелирных изделий, в том числе реализация предметов залога и передача ювелирных изделий по соглашению о предоставлении отступного или новации.
В целях главы 22 "Акцизы" НК РФ передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также их использование при натуральной оплате признается реализацией подакцизных товаров;
- передача на территории Российской Федерации лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов) ювелирных изделий собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
- передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими ювелирных изделий в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).
Обращаем внимание читателей на то, что согласно п.3 ст.39 НК РФ данная операция не признается реализацией. Однако для целей налогообложения акцизами она признается объектом налогообложения;
- передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею ювелирных изделий своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества).
Согласно п.3 ст.39 НК РФ эта операция не признается реализацией. Однако для целей налогообложения акцизами она признается объектом налогообложения;
2) операции, совершаемые иными лицами с ювелирными изделиями:
- ввоз ювелирных изделий на таможенную территорию Российской Федерации;
- первичная реализация ювелирных изделий, происходящих и ввезенных на территорию Российской Федерации с территории государств-участников Таможенного союза без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве);
- продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных ювелирных изделий, ювелирных изделий, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.
В отношении определения объекта налогообложения задается вопрос: возникает ли объект налогообложения акцизами у организации, производящей ювелирные изделия и раздающей их бесплатно в целях рекламы своей продукции?
Согласно подпункту 1 п.1 ст.182 НК РФ передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на безвозмездной основе признается реализацией подакцизных товаров, а операция по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров признается объектом налогообложения акцизами.
Следовательно, ювелирные изделия, розданные организацией в целях рекламы производимой ими продукции на безвозмездной основе (бесплатно), облагаются акцизами.
4. О налогообложении операций по реализации ювелирных изделий
в государства-участники Содружества Независимых Государств
Согласно Федеральному закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2001 года операции по реализации подакцизных товаров (в том числе и ювелирных изделий), помещаемых под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации и вывозимых в государства-участники СНГ, выведены из-под налогообложения акцизами.
Однако в соответствии с п.1 ст.184 НК РФ из-под налогообложения данные операции выводятся только при условии представления в налоговый орган поручительства банка, предусмотренного ст.74 НК РФ. Этой статьей установлено, что поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором, заключенным между налоговым органом и поручителем.
Такое поручительство должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующую пеню в случаях непредставления в порядке и сроки, которые установлены п.6 ст.198 НК РФ, налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им налога и (или) пени.
Указанные договора должны заключаться налоговыми органами с теми банками, в которых у налогоплательщиков открыт расчетный и (или) валютный счет.
При отсутствии поручительства банка налогоплательщик обязан уплатить акциз в соответствии с общим порядком, предусмотренным для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации, а именно: в день отгрузки ювелирных изделий, вывозимых в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, налогоплательщик начисляет по этим изделиям сумму акциза по установленным налоговым ставкам; начисленная по таким изделиям сумма акциза уплачивается налогоплательщиком в бюджет в сроки согласно п.4 ст.204 НК РФ.
Сумма акциза, уплаченная налогоплательщиками (производителями подакцизных товаров, включая произведенные из давальческого сырья) в бюджет по подакцизным товарам, вывезенным в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, подлежит возврату после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, предусмотренных п.6 ст.198 НК РФ.
Возврат акциза производится в порядке, предусмотренном ст.203 НК РФ, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком указанных документов.
Согласно п.6 ст.198 НК РФ эти документы должны быть представлены в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров.
Таким образом, условием для освобождения от уплаты акцизов является соблюдение налогоплательщиком сроков представления документов в полном объеме.
Если документы представлены по истечении указанного срока, то у организации нет основания для освобождения от уплаты акцизов.
Вместе с тем обращаем внимание читателей на то, что данный режим налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, вывозимых в государства-участники СНГ, введен в действие с 1 июля 2001 года, за исключением операций по реализации подакцизных товаров, вывозимых в Кыргызскую Республику, Республику Армения и в Азербайджанскую Республику.
Во взаимной торговле подакцизными товарами с Кыргызской Республикой и Республикой Армения режим налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, аналогичный действующему со странами дальнего зарубежья, введен с 1 января 2001 года, а с Азербайджанской Республикой - с 1 апреля 2001 года.
5. О сроках и порядке уплаты акцизов
Датой (моментом) реализации, а следовательно, моментом начисления акцизов по ювелирным изделиям является день отгрузки (передачи) ювелирных изделий, включая произведенные из давальческого сырья.
Обращаем внимание читателей на то, что Федеральным законом от 07.08.2001 N 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" изменен порядок уплаты акцизов в бюджет по ювелирным изделиям (п.4 ст.204 НК РФ).
Организации и индивидуальные предприниматели уплачивают акцизы при реализации произведенных ими ювелирных изделий исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период равными долями не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.
Согласно п.5 ст.204 НК РФ акциз по ювелирным изделиям уплачивается по месту их производства.
Налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) обязаны представлять в налоговые органы по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Е.Н. Шереметьева,
советник налоговой службы I ранга
"Налоговый вестник", N 11, ноябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1