Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об экологической экспертизе"
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" разработан в целях приведения действующего Федерального закона "Об экологической экспертизе" в соответствие с Конституцией Российской Федерации и Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды".
Статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, также должна относиться к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом, Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" относит проведение государственной экологической экспертизы как к компетенции специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (статья 7), так и к компетенции субъектов Российской Федерации - республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов (ст.8).
В тоже время Федеральный закон "Об экологической экспертизе", принятый в 1995 году, не предоставляет субъекту Российской Федерации таких прав. Однако Государственная Дума, принимая этот закон, не нашла несоответствия между Законом и Конституцией Российской Федерации.
Это было обусловлено тем, что в соответствии с указанным законом (статья 8) территориальные органы Минприроды России при проведении государственной экологической экспертизы рассматривают полноту учета в принимаемых решениях по намечаемой хозяйственной и иной деятельности природных, социальных и экономических условий субъекта Российской Федерации, т.е. представляют интересы этого субъекта.
Кроме того, субъекты Российской Федерации по данному закону (ст.6) имеют право делегировать экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории определенного субъекта Российской Федерации и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду в пределах территории определенного субъекта Российской, Федерации хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации.
Перечисленные факторы решали вопросы обеспечения охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и учета их требований. Поэтому практически все субъекты Российской Федерации дали положительные отзывы на этот закон.
Однако, в настоящее время в отдельных территориальных органах специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды численность подразделений по организации и проведению государственной экологической экспертизы значительно сократилась, а объем работ остался прежним - все объекты статьи 12.
Такое положение отрицательно влияет на сроки проведения государственной экологической экспертизы и ее качество.
Следует отметить, что в статью 12 Федерального закона вошли как сложные объекты, оказывающие значительное воздействие на окружающую среду, так и объекты, оказывающие на нее минимальное воздействие. Например, проекты на строительство объектов культурно-бытового назначения, жилых зданий и другие. Перечисленные объекты экспертизы могли бы быть рассмотрены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии у них соответствующих подразделений.
В тоже время, передача полномочий по проведению государственной экологической экспертизы от территориальных органов, специально уполномоченных в области охраны окружающей природной среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в полном объеме нецелесообразна, так как не у всех субъектов в органах исполнительной власти имеются эти подразделения.
В этом случае органам исполнительной власти придется увеличивать штаты и приглашать специалистов соответствующей квалификации, что не всегда возможно.
Наиболее действенным способом решения данной задачи является передача полномочий по проведению государственной экологической экспертизы путем заключения соглашения между федеральным органом исполнительной власти специально уполномоченным в области охраны окружающей природной среды и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким соглашением может быть определен перечень объектов государственной экологической экспертизы из статьи 12, экспертиза которых будет проводиться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также необходимость передачи финансовых и материальных ресурсов и установлены иные условия.
Обеспечить возможность заключения подобного соглашения можно только при условии внесения изменения в статью 13 Федерального закона "Об экологической экспертизе", исключив из ее текста слова "исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы" и дополнив статьи 6 и 7 соответствующими частями, расширяющими полномочия субъектов Российской Федерации и федерального специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды.
В статью 6 следует включить часть следующего содержания - "организует и проводит государственную экологическую экспертизу объектов, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации и определенных соглашением между специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в oбласти охраны окружающей среды и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;".
Пункт 2 статьи 7 дополнить следующим абзацем - "заключать соглашения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче части полномочий в области государственной экологической экспертизы объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе уровня субъектов Российской Федерации".
Эти дополнения и изменения и составляют основу проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" не предусматривает изменения порядка проведения государственной экологической экспертизы и создания новых государственных органов.
При этом государственной экологической экспертизе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут подлежать только объекты из статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе, определенные соглашением между этими органами и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Вопрос финансирования осуществления передаваемых полномочий (при необходимости) будет решаться в каждом конкретном случае сторонами такого соглашения. Следует также учесть, что в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе", условием проведения государственной экологической экспертизы является ее предоплата заказчиком.
В связи с изложенным, принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и его реализация не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"
Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" не предполагает внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.
Справка
о состоянии законодательства Российской Федерации, касающегося проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"
В настоящее время в Российской Федерации данный вопрос регулируется следующими законодательными и иными нормативными правовыми актами:
1. Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды".
2. Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" не предполагает внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.