Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР"
Досье на проект федерального закона
Основным предметом нормативного регулирования рассматриваемого законопроекта является дифференциация уголовной ответственности лиц, совершивших кражи, с учетом их личности и наступивших последствий.
Необходимость принятия данного проекта обусловлена тем, что с 1 июля 1994 года отдельные виды краж, квалифицируемые по части 2 статьи 144 УК РСФСР, а с 1 января 1997 года - по части 2 статьи 158 УК Российской Федерации, законодателем отнесены к тяжким преступлениям. В связи с этим органы предварительного следствия в отношении лиц, совершивших квалифицированные кражи, в соответствии с частью 2 статьи 96 УПК РСФСР почти в каждом втором случае избирают меру пресечения, связанную с лишением свободы, по мотивам одной лишь опасности преступления.
В результате, следственные изоляторы в течение последних двух-трех лет оказались переполненными. При этом по данным ГУИНа Министерства юстиции Российской Федерации, ежегодно из СИЗО освобождаются в связи с осуждением к мерам наказания, не связанным с лишением свободы от 100 до 125 тысяч граждан.
Об отсутствии высокой общественной опасности основной части краж и соответственно о необоснованном отнесении их к тяжким преступлениям свидетельствуют статистические данные за 1996-2000 гг. о количестве направленных в суд уголовных дел о кражах. В среднем ежегодно в суд направляется 370 тысяч дел в отношении 530 тысяч обвиняемых, которым инкриминировалось около 600 тысяч преступлений. То есть 60% краж совершается в одиночку и по каждым двум из пяти уголовным делам правонарушитель обвиняется в совершении только одной кражи.
О том, что основная масса краж, квалифицируемых по части 2 статьи 158 УК Российской Федерации, не может быть признана тяжким преступлением, свидетельствует и судебная статистика. Так, по данным Верховного Суда Российской Федерации в 1998-1999 годах по части 2 статьи 158 УК Российской Федерации наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до шести лет назначалось 3 - 4 процентам осужденных к реальному отбытию за данный вид преступления.
Механическое объединение в одной части статьи 158 УК Российской Федерации квалифицирующих признаков "проникновение в жилище" и "проникновение в помещение либо иное хранилище" необоснованно включило в перечень тяжких преступлений большинство краж, поскольку любое имущество имеет место своего хранения.
Так же не может служить основанием для отнесения преступления к категории тяжких и квалифицированный признак "причинение значительного ущерба гражданину" в виду его оценочного характера со стороны правоприменителя.
Таким образом, отнесение всех видов краж, квалифицируемых по части 2 статьи 158 УК Российской Федерации, к категории тяжких преступлений привело к увеличению почти в три раза уровня тяжкой и особо тяжкой преступности (с 19% в 1993 г. до 58,8% в 2000 г.).
С учетом изложенного, в представленном законопроекте предлагается разделить вторую часть статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации на две самостоятельные нормы.
Новая часть вторая будет предусматривать ответственность за кражи, совершенные группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище, с причинением значительного ущерба. Санкцию данной статьи предлагается смягчить, в том числе снизить размер наказания в виде лишения свободы с 6 до 5 лет. Это позволить перевести указанные деяния в категорию преступлений средней тяжести и осуществлять расследование по данным делам в форме дознания.
Часть третья в новой редакции статьи будет распространяться на кражи, совершенные неоднократно либо с незаконным проникновением в жилище. Наказание за совершение таких преступлений предлагается установить аналогичным действующей санкции части второй статьи 158 УК Российской федерации.
Одновременно предлагается разделить квалифицирующий признак "причинение значительного ущерба" путем указания в законе конкретных сумм причиненного ущерба для наступления соответствующих последствий. Значительный ущерб гражданину полагаем целесообразным установить в размере стоимости похищенного имущества, превышающей минимальный размер оплаты труда в сто раз, для организации, не зависимо от формы собственности - в двести раз.
Наряду с этим в примечаниях к статье 158 УК Российской Федерации необходимо дать определение понятия "помещения" и "хранилища", а также разграничить мелкое хищение чужого имущества, являющееся административным правонарушением и аналогичное уголовно наказуемое деяние.
Кроме того, анализ судебной статистики показывает, что по части 1 статьи 158 УК Российской Федерации, наказание в виде лишения свободы на срок от двух до трех лет назначалось менее чем 12 процентам осужденных к реальному отбытию за данный вид преступления. Что позволяет сделать вывод о том, что верхний размер санкции части 1 статьи 158 УК Российской Федерации, установленный законодателем в три года, завышен и может быть изменен в сторону уменьшения.
В связи с этим, а также учитывая, что кража, хотя и является распространенным преступлением, все же не представляет значительной опасности для безопасности общества, законопроектом предлагается снизить размер санкций за данный вид преступления, в том числе с 3 до 2 лет лишения свободы, переведя данное преступление в категорию преступлений небольшой тяжести.
Реализация предложенных мер будет способствовать гуманизации уголовной политики, позволит существенно сократить сроки расследования и кардинальным образом изменит обстановку в пенитенциарной системе России, а также обеспечит приведение уголовной статистики о тяжких преступлениях в соответствие с реалиями.
Принятие данного законопроекта не повлечет необходимости внесения изменений либо дополнений в другие законодательные акты и не потребует дополнительных финансовых затрат.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих изменению
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" необходимости внесения изменений и дополнений в иные законодательные акты нет.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный
кодекс РСФСР"
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных материальных затрат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.