Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 145956-3 "О внесении дополнений и изменения в Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации"
1. Работникам таможенных органов, которые избраны в состав палат Федерального Собрания Российской Федерации, по окончании соответствующих полномочий Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (пункты 3 и 4 статьи 6 гарантирует возможность безболезненного возращения к своей прежней работе.
Для работников же таможенных органов, избранных депутатом законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации либо на выборную должность в органы государственной власти или органы местного самоуправления, таких гарантий действующее российское законодательство не содержит. Такое положение, несомненно, служит определенным препятствием упомянутым работникам идти на перечисленные виды выборной работы, что является ущемлением их права свободно выбирать себе занятие.
В отношении работников органов и учреждений прокуратуры этот пробел восполнен в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 43.1). В нем сформулированы универсальные гарантии для работника органов и учреждений прокуратуры, избранного депутатом либо на выборную должность в органы государственной власти или орган местного самоуправления: работник, избранный депутатом либо на выборную должность в органы государственной власти или органы местного самоуправления, на период осуществления соответствующих полномочий не прекращает, а приостанавливает службу в органах и учреждениях прокуратуры; после прекращения указанных полномочий работнику по его желанию предоставляется ранее занимаемая должность, а при ее отсутствии - другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы; указанный период засчитывается работнику в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного классного чина, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет. Точно также указанные вопросы применительно к сотрудникам милиции разрешены в Федеральном законе от 26 июля 2001 года N 104-ФЗ "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О милиции".
Аналогичные универсальные гарантии для работников таможенных органов должны быть сформулированы и в Федеральном законе "О службе в таможенных органах Российской Федерации", для чего и предлагается дополнить его статьей 22.1. Более того, из указанного Федерального закона должен быть исключен противоречащий этим гарантиям пункт 4 статьи 48, который избрание депутатом федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления признает основанием для прекращения службы в таможенных органах. Этот предлагаемый к исключению пункт противоречит и пункту 3 статьи 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, который избрание в состав палат Федерального Собрания Российской Федерации признает основанием не прекращения, а приостановления полномочий работника таможенных органов и учреждений, на что выше уже указывалось.
Положения данного законопроекта, устраняя упомянутое нарушение прав граждан, призваны стимулировать приток в состав законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на выборные должности в органы государственной власти и в органы местного самоуправления наиболее способных работников таможенных органов.
2. В соответствии с пунктом 8 статьи 38 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" ("Прием на работу и увольнение с работы помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы") лица рядового и начальствующего состава таможенных органов для работы в качестве помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы по трудовому договору (контракту) прикомандировываются на основании представления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы к соответствующему исполнительному органу государственной власти. При этом служба в таможенных органах для данных лиц приостанавливается. Относительно же возобновления ими службы в таможенных органах ничего не сказано. Соответственно, не сказано ничего и об условиях возобновления такой службы.
Этот пробел не восполнен в Федеральном законе "О службе в таможенных органах Российской Федерации". Поэтому сотрудники таможенных органов по окончании указанных полномочий в палатах Федерального Собрания Российской Федерации вернуться конкретно на ранее занимаемую должность не могут. Это, во-первых, ущемляет их права и, во-вторых, не способствует членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы подбирать себе помощников из числа сотрудников таможенных органов. Кроме того, такое положение препятствует сотрудникам таможенных органов идти на работу помощниками членов палат Федерального Собрания Российской Федерации", что также является нарушением их права свободно выбирать себе занятие.
Все эти проблемы снимаются предлагаемым в данном законопроекте дополнением Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" статьей 22.2, посвященной установлению соответствующих гарантий сотрудникам таможенных органов, прикомандированным для работы в качестве помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Законопроект не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнений и изменения в Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении дополнений и изменения в Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.