Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 148127-3 "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"
1. Работникам учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, которые избраны в состав палат Федерального Собрания Российской Федерации, по окончании соответствующих полномочий Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (пункты 3 и 4 статьи 6) гарантирует возможность безболезненного возращения к своей прежней работе.
Для указанных же работников, избранных депутатом законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации либо на выборную должность в органы государственной власти или органы местного самоуправления, таких гарантий действующее российское законодательство не содержит. Такое положение, несомненно, служит определенным препятствием упомянутым работникам идти на перечисленные виды выборной работы, что является ущемлением их права свободно выбирать себе занятие.
В отношении работников органов и учреждений прокуратуры этот пробел восполнен в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 43.1). В нем сформулированы универсальные гарантии для работника органов и учреждений прокуратуры, избранного депутатом либо на выборную должность в органы государственной власти или орган местного самоуправления: работник, избранный депутатом либо на выборную должность в органы государственной власти или органы местного самоуправления, на период осуществления соответствующих полномочий не прекращает, а приостанавливает службу в органах и учреждениях прокуратуры; после прекращения указанных полномочий работнику по его желанию предоставляется ранее занимаемая должность, а при ее отсутствии - другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы; указанный период засчитывается работнику в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного классного чина, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет. Точно также указанные вопросы применительно к сотрудникам милиции разрешены в Федеральном законе от 26 июля 2001 года N 104-ФЗ "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О милиции".
Аналогичные универсальные гарантии для работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, должны быть сформулированы и в Федеральном законе "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", для чего и предлагается дополнить его статьей 24.1.
Положения данного законопроекта, устраняя упомянутое нарушение прав граждан, призваны стимулировать приток в состав законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на выборные должности в органы государственной власти и в органы местного самоуправления наиболее способных работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
2. В соответствии с пунктом 8 статьи 38 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" ("Прием на работу и увольнение с работы помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы") лица рядового и начальствующего состава учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, для работы в качестве помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы по трудовому договору (контракту) прикомандировываются на основании представления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы к соответствующему исполнительному органу государственной власти. При этом служба в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, для данных лиц приостанавливается. Относительно же возобновления ими службы в указанных учреждениях и органах ничего не сказано. Соответственно, не сказано ничего и об условиях возобновления такой службы.
Этот пробел не восполнен в Федеральном законе "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Поэтому сотрудники уголовно-исполнительной системы по окончании соответствующих полномочий в палатах Федерального Собрания конкретно на ранее занимаемую должность вернуться не могут. Это, во-первых, ущемляет их права и, во-вторых, не способствует членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы подбирать себе помощников из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы. Кроме того, такое положение препятствует сотрудникам указанных учреждений и органов уголовно-исполнительной системы идти на работу помощниками членов палат Федерального Собрания Российской Федерации", что также является нарушением их права свободно выбирать себе занятие.
Все эти проблемы снимаются предлагаемым в данном законопроекте дополнением Федерального закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, статьей 24, посвященной установлению соответствующих гарантий сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, прикомандированным для работы в качестве помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Законопроект не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнений
в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию акты федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
по проекту федерального закона "О внесении дополнений в Закон
Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы"
Реализация предлагаемого проекта федерального закона "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" не требует дополнительного финансирования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.