Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"
Восьмилетний период применения действующей редакции Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" выявил целый ряд неточностей и не последовательностей в защите прав и законных интересов граждан, ставших жертвами государственного насилия. За это время накопилась обширная судебная практика, в том числе на уровне Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации, учет которой является долгом законодателя.
Настоящий законопроект направлен на внесение в указанный Закон самых неотложных и минимально необходимых изменений и дополнений, напрямую вытекающих их актов высших судебных инстанций страны. К числу основных предлагаемых авторами поправок относятся:
1. Признание подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации граждан, в несовершеннолетнем возрасте лишенных попечительства одного или обоих родителей либо лиц, их заменявших, которые были необоснованно репрессированы по политическим мотивам. Это положение непосредственно вытекает из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2000 года.
2. Устранение дискриминации в отношении восстановления прав лиц, репрессированных в несовершеннолетнем возрасте совместно с родителями, что соответствует Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 1995 года, Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2000 года, а также Определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 1999 года по делу И.А.Бернакевича, подтвержденному Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 января 2000 года.
3. Обеспечение выплаты денежных возмещений и компенсаций за конфискованное или иным путем выведенное из владения реабилитированного лица имущества, в случае его смерти, внукам, наследующим после родителей, являвшихся наследниками первой очереди по закону. Эта норма приводит Закон в соответствие со статьей 35 Конституции Российской Федерации и гражданским законодательством Российской Федерации.
4. Продление срока на получение денежных возмещений и компенсаций, что восстанавливает справедливость в отношении больных, престарелых, малограмотных граждан, не сумевших защитить свои права в действующие жесткие сроки.
5. Установление порядка финансирования затрат на исполнение Закона из федерального бюджета без промежуточного задействования региональных и местных бюджетов.
6. Четкое и недвусмысленное определение непосредственно в тексте Закона основных понятий и терминов, что позволит единообразно понимать и применять его на всей территории страны.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"
Принятие и введение в действие настоящего федерального закона, предусматривающего предоставление репрессированным и пострадавшим от политических репрессий гражданам равных прав на пользование социальными льготами, повлечет незначительное увеличение финансирования действующего Закона из средств федерального бюджета.
В соответствии с расчетом потребности в указанных средствах, произведенным на основании данных статистической отчетности, полученных от Министерства внутренних дел Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, для реализации Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в новой редакции потребуется увеличение суммы, выделенной в 2001 году, не более чем на 2 - 3 процента, что составит 5 - 10 миллионов рублей дополнительных затрат.
В связи с этим предлагается положение о вступлении настоящего федерального закона в силу с 1 января 2002 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.