Проект федерального закона N 72278-3
"Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 2)
Глава 2. Погребение погибших при защите Отечества (ст.ст. 3 - 7)
Глава 3. Поисковая работа (ст.ст. 8 - 9)
Глава 4. Органы исполнительной власти, осуществляющие (ст.ст. 10-14)
работу по увековечению памяти погибших при
защите Отечества, и их полномочия
Глава 5. Обеспечение финансовыми и (ст.ст. 15-16)
материально-техническими средствами по
увековечению памяти погибших при защите
Отечества
Глава 6. Порядок вступления в силу настоящего (ст. 17)
Федерального закона
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами и принципами международного гуманитарного права определяет правовые, экономические и организационные основы увековечения памяти погибших при защите Отечества.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Увековечение памяти погибших при защите Отечества
Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.
1. Увековечению подлежит память:
1) погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;
2) погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;
3) умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при исполнении служебных обязанностей;
4) погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине;
5) погибших при защите России или ее интересов иностранных граждан.
2. Кроме того, увековечивается память объединений, соединений, частей, подразделений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.
Статья 2. Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества
1. Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества или его интересов являются:
1) создание, сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;
2) сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;
3) занесение фамилий погибших и пропавших без вести при защите Отечества и других сведений о них в книги Памяти посмертное награждение павших за Родину государственными наградами Российской Федерации;
4) создание мемориальных музеев, комплексов и кладбищ, сооружение на местах боевых действий памятных знаков;
5) присвоение местам, где защитники Отечества проявили массовый героизм, мужество и стойкость, почетных наименований "Город воинской славы", "Поле воинской славы", " Курган воинской славы" и иных почетных названий;
6) публикация в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам, организация выставок;
7) присвоение фамилий и имен погибших при защите Отечества населенным пунктам, улицам и площадям, географическим объектам, предприятиям, учреждениям, в том числе образовательным, организациям, воинским соединениям, частям, кораблям и судам;
8) занесение погибших при защите Отечества навечно в списки трудовых, учебных и воинских коллективов;
9) установление памятных дат и Всероссийского дня Памяти.
2. По решению федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества или его интересов.
Глава 2. Погребение погибших при защите Отечества
Статья 3. Захоронения погибших при защите Отечества
1. Места погребения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
2. К воинским захоронениям относятся военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки, братские и индивидуальные могилы на общественных кладбищах и вне кладбищ, а также колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
Статья 4. Порядок погребения (перезахоронения) погибших при защите Отечества
1. Погребение (перезахоронение) погибших при защите Отечества, а также захоронение непогребенных останков, обнаруженных в процессе поисковых работ, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с отданием воинских почестей, которые определяются общевоинскими уставами. При этом допускается проведение религиозных обрядов. Ответственность за погребение (перезахоронение), оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и органы военного управления, а при погребении на Федеральном военном мемориальном кладбище и его филиалах - на федеральные органы исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. При обнаружении останков военнослужащих армий других государств их погребение (перезахоронение) производится с соблюдением норм международного гуманитарного права и в соответствии с заключенными международными договорами и соглашениями с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителей соответствующих организаций этих государств.
3. Погребение (перезахоронение) останков погибших проводится по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с обязательным уведомлением родственников погибших.
4. Погребение (перезахоронение) погибших в ходе военных действий проводится в соответствии с требованиями общевоинских уставов, приказов и директив командования.
Статья 5. Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений
1. Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а на территориях других государств - дипломатическими представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется учетная карточка.
2. Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного гуманитарного права.
3. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов и других режимных объектов - на начальников (руководителей) этих гарнизонов (объектов).
4. Содержание и благоустройство российских воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен международными договорами и соглашениями. В государствах, с которыми такие договоры и соглашения не заключены, содержание и обустройство воинских захоронений осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 6. Обеспечение сохранности воинских захоронений
1. В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
2. Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
3. Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.
4. Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами военного управления.
5. Организации и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и органы военного управления.
Статья 7. Восстановление и содержание воинских захоронений
1. Ответственность за содержание, обеспечении сохранности и восстановление пришедших в негодность воинских захоронений, памятников, других мемориальных сооружений, увековечивающих память погибших при защите Отечества, возлагается на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов и других режимных объектов - на органы военного управления этих гарнизонов (объектов).
2. Организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить.
Глава 3. Поисковая работа
Статья 8. Организация поисковой работы
1. В целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления личности погибших или пропавших без вести проводится поисковая работа. Она организуется на основе федеральных (государственных) планов и программ, программ субъектов Российской Федерации и проводится общественными или иными объединениями, специально уполномоченными на проведение такой работы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
2. Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.
3. Передача (продажа) земли в собственность, владение, аренду, иное ее использование физическим или юридическим лицам для проведения строительных, земляных и иных работ в пределах бывших тыловых границ действующих фронтов, на территориях бывших военных действий, концентрационных лагерей не допускается без предварительного обследования территорий (включая прибрежные акватории) на предмет наличия неизвестных захоронений и останков погибших (умерших) при защите Отечества. Решение о дальнейшем использовании указанной земли принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления с учетом законодательства Российской Федерации.
Статья 9. Порядок проведения поисковой работы
1. Порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами, издаваемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления.
2. Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях, а также общественных или иных объединений.
3. Найденные оружие, военная техника, а также награды, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета, после чего документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, а стрелковое оружие по акту передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи, установления на постаменты в мемориальных комплексах, памятных местах по согласованию с органами военного управления.
4. Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются.
Глава 4. Органы исполнительной власти, осуществляющие работу
по увековечению памяти погибших при защите Отечества, и их полномочия
Статья 10. Органы исполнительной власти, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
1. Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества осуществляет Правительство Российской Федерации через уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
2. Практическую работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральная пограничная служба, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации и другие уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Статья 11. Полномочия Правительства Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества
Правительство Российской Федерации руководит работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества, для чего принимает федеральные (государственные) планы, программы, определяет порядок их финансирования и материально-технического обеспечения, разрабатывает и принимает нормативные правовые акты на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Статья 12. Полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества
1. Министерство обороны Российской Федерации:
1) по поручению Правительства Российской Федерации принимает участие в разработке федеральных (государственных) планов и программ по увековечению памяти погибших при защите Отечества;
2) осуществляет координацию и контроль за выполнением мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества, проводимых федеральными органами исполнительной власти;
3) участвует в разработке и реализации международных договоров и соглашений о статусе российских воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации;
4) обеспечивает содержание и определяет порядок деятельности Федерального военного мемориального кладбища и его филиалов, организует захоронение на них военнослужащих и других граждан Российской Федерации, погибших при защите Отечества, а также имевших особые заслуги перед государством;
5) осуществляет контроль за состоянием воинских захоронений, координирует выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы, а также по паспортизации воинских захоронений на территории Российской Федерации и других государств;
6) ведет учет воинских захоронений, а также погибших и пропавших без вести военнослужащих;
7) совместно с зарубежными представителями участвует в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
8) участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества, а также оказывают помощь в подготовке материалов по изданию книг Памяти;
9) рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников.
2. Федеральная служба безопасности Российской Федерации:
1) принимает участие в подготовке и реализации федеральных (государственных) планов и программ по увековечению памяти погибших защитников Отечества;
2) ведет учет погибших и пропавших без вести из числа своих сотрудников;
3) участвует в подготовке материалов для книг Памяти;
3. Министерство внутренних дел Российской Федерации:
1) участвует в разработке и реализации федеральных (государственных) планов и программ по увековечению памяти погибших при защите Отечества;
2) ведет учет погибших военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;
3) принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;
4) обеспечивает общественный порядок при проведении поисковых мероприятий;
5) в установленном порядке осуществляет прием стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы.
4. Министерство иностранных дел Российской Федерации:
1) разрабатывает проекты международных договоров и соглашений об обеспечении и сохранности и благоустройстве российских воинских захоронений на территориях других государств, захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации, а также участвует в реализации этих договоров и соглашений;
2) через свои представительства в других государствах осуществляет мероприятия по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на территориях других государств, организует учет и паспортизацию воинских захоронений на территориях других государств, обеспечивает поддержание их в надлежащим виде;
3) согласовывает с соответствующими организациями государств, на территории которых находятся российские воинские захоронения, вопросы об установлении на них мемориальных знаков, а также об их благоустройстве;
4) регулирует порядок посещения родственниками погибших воинских захоронений на территориях других государств;
5) устанавливает порядок посещения воинских захоронений на территории Российской Федерации родственникам погибших (умерших) - гражданами других государств.
5. Федеральная пограничная служба Российской Федерации:
1) принимает участие в подготовке и реализации федеральных (государственных) планов и программ по увековечению памяти погибших при защите Отечества;
2) ведет учет погибших и пропавших без вести военнослужащих пограничных войск;
3) обеспечивает сохранность и уход за воинскими захоронениями, расположенных в приграничной зоне;
4) участвует в подготовке материалов для книг Памяти.
6. Служба внешней разведки Российской Федерации:
1) ведет учет погибших из числа своих сотрудников;
2) принимает участи в установлении судеб пропавших без вести;
3) участвует в подготовке материалов для книг Памяти.
7. Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций:
1) организует пропаганду подвигов погибших при защите Отечества в средствах массовой информации;
2) обеспечивает регулярные сообщения о розыске погибших, пропавших без вести, выявленных в ходе поисковой работы;
3) участвует в разработке концепции федеральных (государственных) планов и программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;
4) обеспечивает регулярный выпуск литературных изданий патриотической направленности, а также военных мемуаров;
5) обеспечивает полиграфическую базу для издания Всероссийской книги Памяти.
8. Министерство культуры Российской Федерации:
1) организует проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества;
2) принимает участие в сооружении памятников и мемориалов, создании музейных экспозиций и выставок, мартирологов жертв фашизма, в работе по благоустройству воинских захоронений, реконструкции надгробий и памятников погибшим, классификации и паспортизации воинских захоронений.
9. Министерство образования Российской Федерации:
1) участвует в разработке федеральных (государственных) программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;
2) организует пропаганду подвигов при защите Отечества среди учащейся молодежи;
3) принимает участие в мероприятиях по поиску и захоронению останков погибших воинов и увековечении их памяти.
Статья 13. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по увековечению памяти погибших при защите Отечества
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества:
1) организуют планирование и реализацию планов и программ, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества;
2) осуществляют мероприятия по содержанию и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях;
3) ведут учет и паспортизацию воинских захоронений;
4) привлекают общественные объединения для проведения поисковых работ и осуществляют контроль за их деятельностью в части проведения поисковых работ;
5) осуществляют выделение земельных участков в пределах своих полномочий для воинских захоронений и мемориальных сооружений;
6) руководят изданием книг Памяти;
7) контролируют исполнение настоящего Федерального закона и при обнаружении нарушений принимают меры по их устранению.
Статья 14. Полномочия территориальных органов военного управления
Территориальные органы военного управления:
1) принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества;
2) оказывают практическую помощь органам местного самоуправления, общественным объединениям в проведении поисковой работы;
3) осуществляют документальный прием оружия, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и экспертизу на предмет дальнейшего использования;
4) ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести;
5) оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти.
Глава 5. Обеспечение финансовыми и материально-техническими средствами
по увековечению памяти погибших при защите Отечества
Статья 15. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества
1. Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов местного самоуправления, внебюджетных фондов, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.
2. Расходы на проведение осуществляемых Правительством Российской Федерации мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, финансируются из федерального бюджета Российской Федерации.
3. Расходы на содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и захоронений иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации осуществляются на основе международных договоров и соглашений, а в случае их отсутствия - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Порядок материально-технического обеспечения предусмотренных настоящим Федеральным законом мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
1. Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством.
2. Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 6. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Статья 17. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
В связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона признать утратившим силу Закон Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 7, ст.245).
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.