Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации"
В общественном сознании есть понимание того, что в России существуют социальные основы роста экстремизма и в том числе в отдельных случаях фашистского толка. Экономическое положение миллионов россиян за годы реформ значительно ухудшилось и в такой ситуации доведенные до отчаяния люди поддаются самым различным экстремистским настроениям: от религиозного сектантства до участия в военизированных профашистски настроенных организациях.
По инициативе депутатов - членов Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций был подготовлен и в мае 1995 года вступил в силу Федеральный закон "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", в котором статья 6 запрещает "использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах".
Деятельность правоохранительных органов показала, что данная норма недостаточна и что необходим специальный закон о запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации. Такой проект подготовлен в Комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Главная его задача - создание правового механизма предупреждения и пресечения пропаганды и иных способов распространения и публичного оправдания фашистской идеологии.
Принципиальной можно считать попытку дать в законопроекте определения фашизма и его пропаганды. При этом в понятии фашизма можно считать основным утверждение превосходства и исключительности одних рас и наций и дискриминации других.
Во избежание злоупотреблений при применении закона обозначаются пределы его действия, гарантии сохранения основных конституционных прав и свобод человека и гражданина. Публичные действия по пропаганде фашизма запрещаются Законом. В то же время предусматривается материальная или дисциплинарная ответственность за неправомерное обвинение граждан или юридических лиц в фашизме (явление распространенное в российском обществе, как свидетельствует судебная практика).
Основные задачи по предупреждению пропаганды фашизма возлагаются на правоохранительные органы. Органы внутренних дел составляют протокол об административном правонарушении. Решение о привлечении к административной ответственности и решение о наложении административного взыскания принимается судом, который рассматривает представленные правоохранительными органами материалы. В связи с этим необходимо соответствующее дополнение Кодекса об административных правонарушениях РСФСР.
Органы государственной власти призваны сотрудничать с общественными объединениями, политическими партиями противодействующими пропаганде фашизма.
Законопроектом не затрагивается деятельность нелегальных военизированных формирований, фашистских групп и иные формы экстремизма; имеется в виду, что большинство совершаемых ими общественно опасных деяний, как и само их существование, охватывается существующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
Текст законопроекта доработан с учетом замечаний и предложений. В частности, конкретизированы понятия фашизма и его пропаганды, даны понятия фашистских символов и атрибутов, а также исключены некоторые расплывчатые и неконкретные формулировки.
Принятие предлагаемого законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из бюджета.
Председатель Комитета по делам
общественных объединений и
религиозных организаций |
В.Зоркальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.