Проект федерального закона N 160854-3
"О регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень законодательных актов для изменения
финансово-экономическое обоснование
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 6)
Глава II. Система государственного регулирования (ст.ст. 7 -10)
оборота земель сельскохозяйственного
назначения
Глава III. Запреты в сфере оборота земель (ст.ст. 11-14)
сельскохозяйственного назначения
Глава IV. Ограничения и специальные требования в сфере (ст.ст. 15-21)
оборота земель сельскохозяйственного
назначения
Глава V. Особенности арендных отношений, оборота (ст.ст. 22-33)
земельных долей и залога земель при обороте
земель сельскохозяйственного назначения
Глава VI. Заключительные положения (ст.ст. 34-26)
Преамбула
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения в целях недопущения обезземеливания крестьян, фермеров, производственных сельскохозяйственных кооперативов, создания земельных латифундий, недопущения удорожания производства продовольствия за счет ренты частной собственности на землю, а также в целях создания условий для включения в рыночные отношения земли как недвижимого имущества, рационального, эффективного его использования, сохранения и повышения стоимости.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правоотношения, которые возникают по поводу распоряжения, владения, пользования землями сельскохозяйственного назначения.
2. Содержание и состав земель сельскохозяйственного назначения определяются Земельным кодексом Российской Федерации.
3. Настоящий Закон не распространяется на земли личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, оборот которых осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Статья 2. Правовые основы регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения
1. Оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Федерации с учетом требований настоящего федерального закона.
2. Требования Гражданского Кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации в отношении оборота земель сельскохозяйственного назначения применяются в случаях непротиворечащих требованиям настоящего Федерального закона.
Статья 3. Методы государственного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения
Государственное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения осуществляются путем законодательно установленных запретительных и ограничительных мер, а также специальных технических требований к субъектам правоотношений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Оборот земель сельскохозяйственного назначения - есть переход земельных участков от одного лица к другому на основании договоров купли-продажи, дарения, мены, пожизненного содержания с иждивением, аренды, безвозмездного срочного пользования, передачи в уставный (складочный) капитал или паевой фонд, передачи по наследству, переход в результате обращения взыскания на заложенный земельный участок, изъятия (выкупа) для государственных и муниципальных нужд, принудительного лишения прав в случае ненадлежащего использования земельного участка, конфискации и реквизиции земельного участка, добровольного отказа от прав на земельный участок, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами.
Земельная доля - установленное законодательством должным образом оформленное и зарегистрированное право собственности гражданина на земельный участок:
Латифундия - крупная земельная собственность физического лица;
земельная рента - доход получаемый собственником земли от сдачи в аренду земельного участка;
земельный субандеррайтер - специализированный финансовый институт (земельный банк), выступающий вторичным гарантом заемщика, берущего в банке кредит под обеспечение земельным участком.
Статья 5. Государственная регистрация актов (сделок) по обороту земель сельскохозяйственного назначения
1. Оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством и настоящим Законом.
2. Акты (сделки) по обороту земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основании договора, заключаемого сторонами в письменной форме.
3. Договоры могут заключаться между гражданами, между юридическими лицами, между гражданами и юридическими лицами.
4. Договоры подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статья 6. Преимущественное право на приобретение земель сельскохозяйственного назначения
Преимущественное право на приобретение земель сельскохозяйственного назначения при соблюдении требований, установленных статьями настоящего Закона, имеют:
в первую очередь, арендаторы этих земельных участков;
во вторую очередь, лица, чьи земельные участки граничат с отчуждаемым земельным участком;
в третью очередь, лица, постоянно проживающие в сельской местности.
Глава II. Система государственного регулирования оборота земель
сельскохозяйственного назначения
Статья 7. Основные направления государственного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения
1. Регулирование отношения по обороту земель сельскохозяйственного назначения и соблюдение требований настоящего Федерального закона осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
2. Государственное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по следующим основным направлениям:
- формирование государственной политики по развитию рынка земли;
- организация кредитования аграрных предприятий на основе земельных залоговых отношений;
- создание общеэкономических условий для эффективного аграрного производства;
- защита интересов отечественного рынка продовольствия при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
- подготовка специалистов, переподготовка и повышение квалификации кадров для профессиональной деятельности на рынке земли;
- совершенствование законодательства в сфере земельных отношений;
- разработка и осуществление федеральных целевых программ по сохранению и повышению плодородия почв;
- иные направления деятельности.
Статья 8. Предметы ведения Российской Федерации в области регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения
К ведению Российской Федерации в области регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения относятся:
- развитие гражданского и земельного законодательства;
- организация государственного контроля за соблюдением требований земельного законодательства;
- установление налогообложения в сфере оборота земли;
- установление государственных стандартов и технических требований в сфере землепользования;
- организация и осуществление государственного учета и отчетности в области земельных отношений;
- разработка, принятие и реализация целевых федеральных программ в области сохранения и повышения плодородия почв;
- другие вопросы, связанные с оборотом земли и отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти федеральными законами.
Статья 9. Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области регулирования оборота земельных участков
К предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области регулирования оборота земельных участков относятся:
- проведение государственного контроля за соблюдением требований земельного законодательства;
- установление максимальных пределов земельной собственности.
Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют, собственное правовое регулирование в области оборота земель, с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления в области регулирования оборота земель
1. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют следующие полномочия по реализации требований настоящего закона:
- осуществляют контроль за соблюдением законодательства по надлежащему целевому использованию земли;
- устанавливают дополнительные требования по защите плодородия земли и соблюдения экологических требований;
- участвуют в организации и проведении квалификационных испытаний, предъявляемых пользователям земли.
Глава III. Запреты в сфере оборота земель сельскохозяйственного
назначения
Статья 11. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на земли сельскохозяйственного назначения
1. Не допускается оборот земель сельскохозяйственного назначения предоставляющий иностранным гражданам, лиц без гражданства и иностранным юридическим лицам право собственности на землю.
2. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица могут приобретать земли сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Статья 12. Запрет на крупное землевладение (латифундии)
1. Не допускается крупное, помещичье землевладение. Объем земли сельскохозяйственного назначения, находящийся в собственности физического лица не может быть выше установленных по основным аграрным зонам землепользования следующих предельных значений:
а) Черноземная зона - до 45 гектаров;
б) Нечерноземная зона - до 90 гектаров;
в) Сибирь и Дальний Восток - до 150 гектаров.
2. Субъекты Федерации в пределах установленных п.1 настоящей статьи ограничений своими специальными законами определяют границы объемов собственности физических лиц на землю сельскохозяйственного назначения.
Статья 13. Запрет на приобретение земли в собственность залогодержателем
В случае залоговых отношений законодержателю запрещается приобретение в собственность земли при обращении взыскания, в силу ненадлежащего исполнения обязательства, на заложенный земельный участок.
Статья 14. Запрет на продажу земли, полученной бесплатно
Физическим и юридическим лицам в течении 5 лет запрещается продажа земель сельскохозяйственного назначения, полученных (приобретенных) или бесплатно (безвозмездно) из состава государственных или муниципальных земель.
Глава IV. Ограничения и специальные требования в сфере оборота земель
сельскохозяйственного назначения
Статья 15. Ограничения по изменению целевого использования земель сельскохозяйственного назначения
1. Оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется при условии сохранения их целевого использования, а также выполнения требований и обременений, установленных при регистрации прав на земельный участок.
Статья 16. Ограничения оборотоспособности части земель сельскохозяйственного назначения
1. Земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, занятые лесами и древесно-кустарниковой растительностью, не входящих в состав лесного фонда, земли под водоемами и объектами мелиоративных систем, земли под внутрихозяйственными дорогами и лесополосами, оврагами, болотами и другими несельскохозяйственными угодьями не могут предоставляться в частную собственность и являются изъятыми из оборота, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (п.2 настоящей статьи).
2. Земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями, строениями, сооружениями, производственными комплексами могут предоставляться в частную собственность, в том числе и иностранным лицам, и находится в обороте в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
3. Земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, занятые пашней, сенокосами, пастбищами, залежью, виноградниками и другими многолетними плодовыми насаждениями находятся в обороте в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Статья 17. Ограничение прав собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения по причине ненадлежащего его использование
1. В случае, если в течение трех лет с момента государственной регистрации прав собственности на землю она используется не по назначению, или используется хищническим образом с нарушением правил рационального использования земли, что влечет потерю уровня плодородия, земельный участок может быть изъят из собственности физического или юридического лица, в соответствии с требованиями ст.284, 285, 286 ГК Российской Федерации.
2. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования определяется законом субъекта Федерации регулирующем отношения по обороту земель сельскохозяйственного назначения и в соответствии с требованиями статьи 286 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 54 Земельного кодекса Российской Федерации, настоящего Закона.
Статья 18. Ограничение прав собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения в силу государственных или муниципальных нужд
1. Земельный участок может быть изъят у собственника, для государственных или муниципальных нужд.
2. Решение об изъятии земельных участков для федеральных нужд принимается Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположен изымаемый земельный участок.
3. Решение об изъятии земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположен изымаемый земельный участок.
4. Решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению органов местного самоуправления.
Статья 19. Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд
1. Изъятие земельного участка или его части у собственника осуществляется путем выкупа. Пользователь участка получает справедливое возмещение вложенных средств и упущенной выгоды.
2. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектов Российской Федерации или муниципальным образованием.
3. Собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год письменно уведомлен о предстоящем акте изъятия земли. Иное решение допускается только с согласия собственника.
4. Выкупная цена за земельный участок, изымаемый у собственника для государственных и муниципальных нужд, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником земельного участка.
5. По соглашению с собственником взамен участка, изъятого для государственных и муниципальных нужд может быть предоставлен другой равноценный земельный участок.
6. В случае несогласия с изъятием земли для государственных и муниципальных нужд, или если с собственником не достигнуто соглашение о выкупной цене и других условиях выкупа (изъятия) или предоставления другого земельного участка, орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе либо изъятии земельного участка в принудительном порядке в суд.
Статья 20. Специальные требования, предъявляемые к гражданам и юридическим лицам при приобретении участков земель сельскохозяйственного назначения
1. Земли сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства вправе приобретать граждане, имеющие необходимую сельскохозяйственную профессиональную подготовку.
2. Квалификационные требования и порядок выдачи документа о соответствии указанным требованиям устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Юридические лица вправе приобретать такие земли при наличии в их составе не менее половины работников, отвечающих указанным квалификационным требованиям, в том числе не менее половины лиц руководящего состава.
Статья 21. Ограничение размеров собственности на участки земель сельскохозяйственного назначения
1. С целью недопущения обезземеливания крестьян, фермеров, сельских производственных кооперативов, спекуляции земельными участками, получения помещичьей земельной ренты в обороте земель для физических и юридических лиц устанавливаются ограничения размеров собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.
2. Ограничение размеров земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности физических и юридических лиц устанавливаются по максимальным и минимальным предельным значениям.
3. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в собственности физических и юридических лиц, устанавливаются земельными законами субъектов Российской Федерации.
4. Субъекты Федерации при определении предельных размеров земельных участков, как правило, руководствуются следующими факторами:
- этнокультурными и хозяйственными традициями;
- плотностью населения;
- уровнем и характером развития сельскохозяйственного производства;
- соотношением городского и сельского населения;
- особенностями географического положения;
- количеством земель сельскохозяйственного назначения;
- другими факторами.
5. Как правило, максимальный размер земельного участка, который может находиться в собственности одного гражданина, определяется требованиями ведения эффективного для данной аграрной зоны сельскохозяйственного производства в индивидуальном фермерском хозяйстве соответствующей специализации.
6. Как правило, максимальный размер земельного участка, который может находиться в собственности одного юридического лица, определяется требованиями и условиями ведения эффективного для данной аграрной зоны сельскохозяйственного производства в рамках крупного агропромышленного комплекса в любой организационно-правовой форме, разрешенной законодательством Российской Федерации.
7. Минимальный размер земельного участка, который может находиться в собственности гражданина для ведения сельскохозяйственного производства, устанавливается в размере сложившегося по факту минимального размера земельной доли в хозяйствах района.
При обороте земель сельскохозяйственного назначения не допускается раздел земельного участка, который приведет к образованию земельного участка менее установленной минимальной нормы.
Глава V. Особенности арендных отношений, оборота земельных долей и залога
земель при обороте земель сельскохозяйственного назначения
Статья 22. Особенности арендных отношений при обороте земель сельскохозяйственного назначения
1. Размер земельного участка сельскохозяйственного назначения, арендуемого иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен находиться в пределах нормы, установленной субъектом Федерации для максимального земельного участка, который может находиться в собственности одного гражданина.
2. Аренда иностранным юридическим лицом земельного участка сельскохозяйственного назначения размером более 500 гектаров осуществляется с разрешения органа исполнительной власти субъекта Федерации.
Порядок получения разрешения устанавливается земельным законодательством субъекта Федерации.
3. Размеры земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, арендуемых российскими гражданами и юридическими лицами определяются земельным законодательством субъекта Федерации.
4. С целью эффективного и заинтересованного использования земли сельскохозяйственного назначения, сохранения плодородия почв минимальный срок аренды устанавливается равным 3 годам, предельный (максимальный) 15 годам.
5. Арендатор земельного участка сельскохозяйственного назначения обладает преимущественным правом на продление срока аренды.
6. Обязательными условиями договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения является требование сохранения плодородия почвы и использование земли по назначению.
7. Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованный земельный участок в субаренду на срок, который не превышает срок договора аренды.
8. Размер арендной платы за аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается органами исполнительной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления.
Статья 23. Особенности оборота земельных долей
1. Собственники земельных долей, осуществляют в отношении них права, предусмотренные гражданским законодательством России с учетом требований настоящего Закона и, в частности, могут передать их на условиях договора ренты или пожизненного содержания, внести в уставный капитал или паевой фонд хозяйственного общества или товарищества, выделить земельный участок в натуре для ведения крестьянского (фермерского) или личного подсобного хозяйства.
2. Право на выдел земельных долей в натуре не распространяется на земельные участки, приватизация которых осуществляется по особым условиям при реорганизации сельскохозяйственных предприятий, определенных Правительством Российской Федерации.
3. Преимущественное право приобретения земельной доли имеют участники общей долевой собственности.
4. В случае бесплатной передачи земель в общую собственность и последующего раздела на доли, орган местного самоуправления района в течение трех лет после принятия решения может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельную долю, которая используется ненадлежащим образом.
Статья 24. Особенности передачи земельных долей в уставный (складочный) капитал или паевой фонд
1. Передача земельных долей в уставный капитал закрытого или открытого акционерного общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, в складочный капитал полного товарищества или товарищества на вере, в паевой фонд производственного или потребительского кооператива осуществляется в соответствии с правилами гражданского и земельного законодательства с соблюдением следующих особенностей:
1) границы земельной доли в натуре (на местности) не определяются;
2) земельная доля должна быть оценена в денежном выражении в порядке, установленном земельным законодательством субъекта Федерации;
3) в обмен на передаваемую земельную долю ее собственник приобретает долю участия в уставном (складочном) капитале или паевом фонде организации, принявшей земельную долю в качестве вклада;
4) в случае выхода из хозяйственного общества собственник земельной доли вправе требовать возврата причитающегося ему имущества (внесенного и накопленного) в форме и порядке, установленном земельным законодательством субъекта Федерации;
5) если более 50% участников общей собственности на сельскохозяйственные угодья передадут земельные доли в уставный (складочный) капитал или паевой фонд организации, то такая организация вправе определить границы своих земельных долей в натуре (на местности). Местонахождение выделяемых земельных долей в натуре (на местности) определяется по согласованию с остальными участниками общей собственности на сельскохозяйственные угодья;
6) до разграничения земельных долей в натуре (на местности) их местонахождение считается условным;
7) в случае несогласия собственников земельных долей с местоположением выделяемого им земельного участка споры решаются в судебном порядке.
Статья 25. Особенности дарения земельных долей
Дарение земельных долей осуществляется в соответствии с правилами, установленными гражданским законодательством с соблюдением следующих особенностей:
1) границы земельной доли в натуре (на местности) не определяются, кроме случаев, когда они по соглашению между участниками общей собственности были определены ранее;
2) в договоре дарения указывается местоположение земельного массива, частью которого является земельная доля;
3) одаряемым может быть только российский гражданин, юридическое лицо, государство или муниципальное образование;
4) даритель в письменной форме извещает участников общей собственности о своем решении. Если в течение месяца со дня извещения более 50% участников общей собственности заявят о своем несогласии с дарением земельной доли, то даритель для решения вопроса вправе обратиться в суд;
5) одаряемый после государственной регистрации договора дарения приобретает права участника общей собственности на сельскохозяйственные угодья.
Статья 26. Особенности мены земельных долей
Заключение договора мены земельных долей осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства с соблюдением следующих особенностей:
1) сторонами в договоре мены могут быть только российские лица;
2) по договору мены собственник земельной доли может обменять ее на имущественный пай;
3) после государственной регистрации договора мены каждой стороне выдается свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект мены, и приобретатель земельной доли приобретает права участника общей собственности.
Статья 27. Особенности наследования земельных долей
Наследование земельных долей осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства с соблюдением следующих особенностей:
1) в силу установленных настоящим законом запретов и ограничений иностранные наследники, лица без гражданства и лица, не имеющие специальной подготовки для ведения сельского хозяйства, обязаны в течение года после открытия наследства произвести отчуждение наследуемого земельного участка способом, разрешенным гражданским законодательством России.
В случае несоблюдения данного требования орган местного самоуправления обязан в течение месяца обратиться в суд с иском о принудительном отчуждении земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) в случае перехода по наследству земельной доли к нескольким наследникам она оформляется ими на праве совместной собственности;
3) наследники в течение года со дня открытия наследства обязаны осуществить государственную регистрацию прав на наследуемую земельную долю. В случае несоблюдения данного требования орган местного самоуправления может обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на эту земельную долю;
4) наследник после государственной регистрации прав на земельную долю приобретает права участника общей долей собственности на сельскохозяйственные угодья.
Статья 28. Особенности передачи земельных долей на условиях договора ренты и договора пожизненного содержания с иждивением
Договор ренты (постоянной ренты или пожизненной ренты) и договор пожизненного содержания с иждивением заключаются в соответствии с нормами гражданского законодательства с соблюдением следующих особенностей:
1) договор заключается между гражданином, являющимся собственником земельной доли (получатель ренты), и лицом - пользователем земли (плательщик ренты);
2) границы земельной доли в натуре (на местности) не определяются;
3) плательщик ренты после государственной регистрации договора приобретает права участника общей собственности на сельскохозяйственные угодья.
Статья 29. Особенности залога земель сельскохозяйственного назначения
1. Договор кредита под залог земли сельскохозяйственного назначения заключается между собственником земли, кредитно-финансовой организацией и земельным субандеррайтером.
2. Земли, находящиеся в общей собственности, могут передаваться в залог только при наличии в уставных документах лиц, осуществляющих пользование этой земли, положений, регулирующих взаимоотношения участников по поводу залога земли.
3. Размер годового кредита под залог земли не может превышать 75% среднегодового дохода, полученного от использования земли в течение трех лет, предшествующих получению кредита.
4. Цена земли, передаваемой в залог, не может быть ниже кадастровой стоимости. Превышение величины обеспечения над размером кредита не допускается.
4. При залоге земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения залог распространяется и на находящиеся на этом земельном участке здания, строения, сооружения, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
5. Перемена лиц в кредитных обязательствах с залогом земли не допускается.
Статья 30. Основные функции земельного субандеррайтера
1. Земельный субандеррайтер - специальная, государственная кредитная организация, уполномоченная Правительством Российской Федерации осуществлять следующие функции:
а) организатора механизма кредитования субъектов хозяйственной деятельности под залог земли сельскохозяйственного назначения;
б) гаранта по обязательству, обеспеченного залогом земли сельскохозяйственного назначения;
в) исключительного покупателя (приобретателя) заложенных земель сельскохозяйственного назначения, на которые обращено взыскание по причине неисполнения (или ненадлежащего исполнения) обязательства и продавцом этих земель;
г) агента государства по регулированию цен на рынке земли;
д) агента государства по движению бюджетных средств, направляемых на поддержку сельского хозяйства посредством субсидирования процентной ставки кредитов, полученных на условиях залога земли;
е) распорядителя выкупленных земель;
ж) иные функции, установленные Правительством Российской Федерации.
2. Положение о деятельности земельного субандеррайтера принимается Правительством Российской Федерации.
3. Размещение территориальных подразделений земельного субандеррайтера осуществляется по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Федерации.
Статья 31. Ограничения в обороте земельных участков, предоставленных бесплатно в собственность граждан и юридических лиц из государственных и муниципальных земель
1. Земельные участки, бесплатно переданные из государственных и муниципальных земель в частную собственность граждан и юридическим лицам, не могут быть ими проданы в течение первых пяти лет владения.
2. При передаче в аренду, полученных бесплатно земель (согласно п.1 настоящей статьи) арендная плата определяется совместно с органами местного самоуправления и в течение 5 лет с момента регистрации земельной собственности 50% арендной платы перечисляется в бюджет органа местного самоуправления.
3. В иных видах оборота, при которых возникает отчуждение собственности на земельный участок, переданный бесплатно первому правообладателю, действует правило, установленное п.1 настоящей статьи.
Статья 32. Нижний предел цены на землю сельскохозяйственного назначения
1. Нижним пределом цены на землю сельскохозяйственного назначения является кадастровая стоимость.
2. Сделки с земельными участками сельскохозяйственного назначения по ценам ниже кадастровой стоимости не допускается.
3. По ценам ниже кадастровой стоимости, в случае необходимости для собственника произвести отчуждение участка, земля выкупается местными органами власти, или уполномоченной Правительством Российской Федерации кредитной организацией (ст.30 настоящего закона).
4. Уровень кадастровых цен, их зонирование, порядок пересмотра и применение в обороте земель сельскохозяйственного назначения устанавливается земельным законодательством субъекта Федерации с учетом требований настоящего закона.
Статья 33. Государственный земельный фонд
1. С целью устойчивого развития аграрного сектора экономики, регулирования рынка земли, безопасности государства создается Государственный фонд земель сельскохозяйственного назначения (далее по тексту "земли ГЗФ).
2. Земли ГЗФ являются государственной собственностью и исключаются из свободного оборота.
3. На землях ГЗФ осуществляют хозяйственную деятельность государственные аграрные предприятия, государственные научно-образовательные, научно-исследовательские, образовательные, экологические и иные организации и учреждения, использующие земли сельскохозяйственного назначения в целях развития продовольственного комплекса страны.
4. В состав земель ГЗФ включаются земли, выводимые из гражданского оборота по причине их заброшенности или ненадлежащего использования, а также вводимые в состав земель сельскохозяйственного назначения новые земли, окультуренные при помощи государственных средств.
5. Размер, региональное территориальное размещение, структура, характер производственного использования, порядок передачи в пользование, экономические взаимоотношения и расчеты, возникающие в связи с отношениями пользования земель ГЗФ, определяются Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Федерации.
6. Приватизация или включение в гражданский оборот земель ГЗФ осуществляется в соответствии с правилами Федерального закона "О приватизации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности государства".
Глава VI. Заключительные положения
Статья 34. Ответственность за нарушение требований настоящего закона
За нарушение требований настоящего закона лица несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 35. Приведение нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Федеральные органы государственной власти в течение 6 месяцев обязаны привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
2. Органы власти субъектов Федерации в течение 1 года со дня вступления в силу настоящего Закона обязаны привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.