Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об игорном бизнесе в Российской Федерации"
Игорный бизнес как вид легальной предпринимательской деятельности появился в России в начале 90-х годов. Его развитие было достаточно бурным и носило во многом стихийный характер. На настоящий момент игорные заведения существуют практически в каждом субъекте Российской Федерации (по состоянию на начало 2001 года они зарегистрированы в 75 субъектах).
Несмотря на довольно долгий срок своего легального существования, игорный бизнес в России продолжает оставаться законодательно неурегулированной отраслью предпринимательства. Сейчас регулирование данной отрасли осуществляется рядом федеральных подзаконных нормативных актов, а также подзаконными нормативными актами субъектов Российской Федерации, что не обеспечивает необходимого уровня регулирования и контроля в сфере игорного бизнеса.
В силу специфики данной отрасли предпринимательства традиционным является достаточно жесткое отношение со стороны государства к вопросу организации и осуществлению игорного бизнеса. Это проявляется в том, что в случае разрешения государством организации азартных игр и пари, максимально четко определяется порядок такой деятельности в целях предупреждения неконтролируемого увеличения числа игорных заведений, защиты участников от злоупотреблений со стороны организаторов игр и пари, а также для обеспечения достижения государством фискальных целей. Такое отношение к проведению игр и пари воспринято и российским законодательством, что нашло отражение в рассматриваемом законопроекте.
Целям обеспечения эффективного правового регулирования отношений в сфере игорного бизнеса и его единообразия в данном проекте закона служат прежде всего следующие моменты.
Во-первых, включение в закон довольно обширного перечня основных понятий в сфере игорного бизнеса, целью определения которых является необходимость устранения множественности их толкования и придания правового статуса отдельным элементам, которые ранее не подвергались правовому регулированию.
Во-вторых, это четкое исчерпывающее определение и закрепление разрешенных в Российской Федерации видов деятельности в сфере игорного бизнеса. Это организация и содержание казино, электронного казино, тотализатора, букмекерской конторы и зала игровых автоматов. Обязательным условием осуществления этих видов деятельности является получение лицензии.
Статья 6 законопроекта определяет специальные требования к лицензированию видов деятельности в сфере игорного бизнеса по сравнению с общими требованиями, содержащимися в ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В частности, лицензия выдается отдельно на осуществление каждого вида деятельности, при этом лицензия на организацию и содержание казино является, по сути, генеральной и представляет ее владельцу возможность заниматься всеми остальными видами деятельности в данной сфере. Установлены специальные размеры лицензионных сборов, при этом размер сбора за организацию и содержание казино является достаточно высоким - 5000000 рублей, что сделано с целью ограничить количество организаторов игорных заведений для упрощения контроля со стороны государства за их деятельностью.
Законопроект устанавливает как общие: статьи 7, 8, 13 и 14, - так и специальные (в зависимости от вида игорного заведения): статьи 9-12, - требования к местонахождению, режиму работы, посещению игорных заведений и организации игр и пари в этих заведениях.
В частности, запрещается создание игорных заведений в жилых помещениях, действующих детских и учебных учреждениях, в помещениях медицинских и культовых организаций. В качестве специальных положений, на которые следовало бы обратить внимание можно отметить: обязанность организаторов игорных заведений размещать в доступных для участников игр и пари местах правила посещения игорных заведений и правила проведения игр и пари, а также обязанность по требованию участников игр и пари выдавать справки, подтверждающие размеры полученных в результате участия в играх и пари денежных средств. Первая обязанность позволяет защитить участников игр и пари от злоупотреблений со стороны их организаторов, а вторая обязанность - облегчить порядок налогообложения соответствующих категорий доходов.
Новеллой для российского законодательства является включение в данный закон норм относительно электронных казино. Данный вид игорного бизнеса сейчас является одной из наиболее быстро разрастающихся и одной из наименее поддающихся контролю отраслей. Поэтому определение правового режима электронных казино и решение вопроса о порядке их организации является неоспоримым достижением данного закона.
Статья 14 посвящена саморегулируемым организациям, создание которых возможно для защиты общих интересов организаторов игр и пари, для выработки на уровне этих организаций требований к их участникам, учитывающих обобщенный опыт деятельности игорных заведений, для контроля над деятельностью организаторов игр и пари, а также рассмотрения жалоб участников азартных игр и пари и принятия по ним соответствующих мер.
При принятии закона предлагается внести поправки в ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", что обусловлено необходимостью обеспечения надлежащего контроля за созданием игорных заведений. В целях непротиворечивости и согласованности действующего законодательства необходимо также внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части ответственности за нарушения в данной сфере правоотношений.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об игорном бизнесе в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "Об игорном бизнесе в Российской Федерации" не потребует дополнительных средств из бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих изменению, дополнению
в связи с принятием федерального закона "Об игорном бизнесе
в Российской Федерации"
Статья 1. Статью 164.1. Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 27, ст.909; 1985, N 40, ст.1398; 1986, N 6, ст.176; N 23, ст.638; 1987, N 27, ст.961; 1988, N 12, ст.341; N 31, ст.1005; 1989, N 10, ст.246; N 15, ст.369; N 50, ст.1477; 1990, N 1, ст.3; N 10, ст.287; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 21, ст.232; 1991, N 15, ст.494; N 18, ст.567; N 52, ст.1867; 1992, N 3, ст.86; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст.894; N 34, ст.1970; 1993, N 3, ст.97; N 32, ст.1231; N 33, ст.1313; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 11, ст.939; N 18, ст.1594; N 30, ст.2865, 2866, 2869; 1996, N 22, ст.2593; N 32, ст.3843; N 33, ст.3964; N 49, ст.5496; 1997, N 11, ст.1239; N 24.cT.2731; 1998, N 26, ст.3011; 1999, N 14, ст.1651; 2000, N 2, ст.125) изложить в следующей редакции:
Статья 164.1. Азартные игры
Организация азартных игр и пари без соответствующей лицензии -
влечет наложение штрафа в размере до одной тысячи рублей с конфискацией игральных принадлежностей, а также денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре или пари или без таковой.
Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за нарушение, предусмотренное частью первой настоящей статьи, -
Влечет наложение штрафа в размере от одной тысячи до десяти тысяч рублей с конфискацией игральных принадлежностей, а также денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре или пари.
Статья 2. Внести в Федеральный закон от 13 июля 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3430) следующие дополнение и изменение:
1. Статью 1 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Особенности лицензирования деятельности в сфере игорного бизнеса устанавливаются федеральным законом об игорном бизнесе".
2. Внести в пункт 1 статьи 17 следующее изменение:
абзац "организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;" изложить в следующей редакции:
"деятельность в сфере игорного бизнеса (организация и содержание казино, электронного казино, тотализатора, букмекерской конторы, зала игровых автоматов)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.