Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 32, 84 и 102 части первой Налогового Кодекса Российской Федерации"
Необходимость внесения предлагаемых изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса вызвана существующими в действующем налоговом законодательстве недостатками правового регулирования налоговой тайны, в результате которых могут быть нарушены права налогоплательщиков и иных лиц.
4 Налоговая тайна обеспечивает правовую защиту прав лиц, обязанных в силу Налогового кодекса предоставлять налоговым и иным государственным органам о себе информацию, необходимую для контроля за правильностью и полнотой исчисления налогов и сборов. В процессе проведения налогового контроля налоговым и иным государственным органам становятся известными не только информация, относящаяся непосредственно к вопросам налогообложения, но и коммерческая и производственная тайна, а также сведения о частной жизни лица, в том числе составляющие личную и семейную тайну, его религиозная принадлежность и политические убеждения и др., правовая защита которых гарантирована Конституцией Российской Федерации. Следовательно, налоговая тайна призвана обеспечить реализацию и защиту конституционных прав налогоплательщиков и иных лиц в сфере налогообложения.
Между тем анализ части первой Налогового кодекса свидетельствует о несоответствии ряда ее положений Конституции Российской Федерации, а также действующему российскому и международному законодательству. Учитывая, что несовершенство правового регулирования налоговой тайны может привести к нарушению прав лиц, гарантированных Конституцией Российской Федерации, необходимо внести следующие изменения в статью 102 Налогового кодекса.
1. В соответствии со статьей 102 Налогового кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговыми и иными государственными органами сведения о налогоплательщике. Следовательно, обязанность налоговых и иных органов государственной власти соблюдать налоговую тайну о физическом или юридическом лице зависит от наличия у них статуса налогоплательщика.
Однако в процессе осуществления мер налогового контроля налоговым органам становятся известными сведения и о других лицах, обязанных в силу Налогового кодекса предоставлять о себе сведения. Например, согласно статье 87 Налогового кодекса налоговые органы вправе истребовать у организаций, являющихся контрагентами налогоплательщика, документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная налоговая проверка). При этом контрагент не всегда является плательщиком налога, в отношении которого проводится налоговая проверка. Так, при проведении налоговой проверки уплаты налога на рекламу рекламодателем (налогоплательщиком), налоговый орган вправе истребовать информацию у рекламного агентства (контрагента), который в соответствии с действующим налоговым законодательством не является плательщиком налога на рекламу. Следовательно, если исходить из буквального толкования статьи 102 Налогового кодекса, то рекламное агентство вообще не имеет права требовать соблюдения налоговой тайны в отношении предоставленных налоговому органу о себе сведений, поскольку в данном случае оно не имеет статуса "налогоплательщика" по налогу на рекламу. При действующей редакции статьи 102 Налогового кодекса лишены права на налоговую тайну и допрашиваемые налоговыми органами свидетели (статья 90), и частные нотариусы (статья 85), а также банки (статья 86) и другие лица.
Таким образом, устанавливая правовую защиту полученных налоговыми органами сведений только для лиц, признаваемых налогоплательщиками, Налоговый кодекс предоставляет одной категории лиц (налогоплательщикам) более привилегированное положение, по сравнению с другими лицами, также обязанными в силу закона сообщать налоговым органам о себе информацию, разглашение которой может нанести значительный ущерб их правам и интересам. Это противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, в которой провозглашено равенство всех перед законом.
В целях исключения указанного противоречия предлагается к налоговой тайне относить также сведения, полученные налоговыми и иными государственными органами от всех других лиц.
2. Также требует уточнения установленные в Налоговом кодексе сведения налогоплательщиков, не признаваемые налоговой тайной.
2.1. Исключение из состава налоговой тайны сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения, не соответствует действующему российскому законодательству.
Согласно статьям 102 и 108 Налогового кодекса эти сведения прекращают быть налоговой тайной только с момента вступления в законную силу решения суда о признании налогоплательщика виновным.
Однако в силу конституционного принципа гласности судопроизводства (статья 123 Конституции РФ, статья 9 ГПК РСФСР и АПК РФ, статья 18 УПК РФ), составляющие налоговую тайну сведения могут стать открытыми намного раньше, чем вступит в законную силу решение суда о признании налогоплательщика виновным.
Признание указанных сведений открытыми также вступает в противоречие с положениями вышеуказанных статьей в случае удовлетворения судом ходатайства лица на проведение судебного закрытого заседания в целях сохранения личной, коммерческой и иной тайны.
2.2. Исключение из состава налоговой тайны сведений, предоставленных налоговым, таможенным или правоохранительным органам других государств в соответствие с международными договорами, противоречит сложившейся практике международно-правового регулирования вопросов защиты информации.
В отличие от статьи 102 Налогового кодекса международно-правовые договоры, как правило, содержат специальные положения, предусматривающие режим конфиденциальности для передаваемых в порядке международного сотрудничества сведений. Важно также отметить, что признание таких сведений налоговой тайной совсем не препятствует международному обмену информацией в сфере налогообложения, поскольку в силу статьи 7 Налогового кодекса если международным договором, содержащим положения, касающихся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров.
2.3. Неопределенным является положение об исключении из налоговой тайны сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно. В частности, прямо не определено, что понимается под самостоятельным разглашением: сообщение налогоплательщиком сведений своим контрагентам, общественности или др.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что неопределенность норм налогового законодательства противоречит принципу правового государства (статья 1 Конституции РФ) и может привести к произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства граждан перед законом (статья 19 Конституции РФ).
2.4. Признание налоговой тайной сведений об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) позволит, с одной стороны, защитить права налогоплательщиков (знание ИНН может быть достаточным для неправомерного доступа третьих лиц в компьютерную сеть налоговых органов), а, с другой стороны, не затронет эффективность налогового контроля, поскольку обязанность налогоплательщиков указывать ИНН во всех подаваемых в налоговый орган документах, установлена статьей 84 Налогового кодекса.
2.5. Сведения, разглашенные с согласия налогоплательщика, необходимо рассматривать как еще одно (наряду с федеральным законом) основание для правомерного разглашения налоговой тайны. Согласие налогоплательщика разгласить определенные сведения предполагает, что эти сведения уже известны налоговому органу, и по существу, выступает добровольным намерением налогоплательщика освободить налоговый орган от обязанности соблюдать налоговую тайну. Более того, в связи с введением уголовной ответственности за нарушение налоговой тайны необходимо установить, что разглашение налоговой тайны допустимо только с письменного согласия налогоплательщика.
Таким образом, в статье 102 Налогового кодекса необходимо установить только два основания правомерного разглашения налоговой тайны:
1) с письменного согласия налогоплательщика;
2) в случаях прямо предусмотренных федеральным законодательством.
3. В целях эффективной защиты прав налогоплательщиков и иных лиц, а также в связи с введением с 1 февраля 2002 года уголовной ответственности за незаконное получение, разглашение и использование налоговой тайны, необходимо дополнить установленный статьей 102 Налогового кодекса перечень государственных органов и лиц, обязанных соблюдать налоговую тайну.
В указанный перечень необходимо включить "обязанные лица", к числу которых предлагается отнести:
во-первых, все органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц, которым в силу Налогового кодекса или иного федерального закона может стать известной налоговая тайна;
во-вторых, работников органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе и не являющихся должностными лицами, которые в ходе исполнения своих должностных (трудовых) обязанностей получают доступ к составляющим налоговую тайну сведениям (секретари-делопроизводители, курьеры, программисты и др.):
в-третьих, переводчиков, свидетелей и понятых, привлекаемых налоговым органом в установленном Налоговым кодексом порядке.
4. В статье 102 Налогового кодекса указаны частные случаи разглашения налоговой тайны и не определены такие базовые понятия как "разглашение", "использование", "утрата" налоговой тайны. Между тем четкое определение этих понятий в статье 102 Налогового кодекса необходимо не только для эффективной защиты прав налогоплательщиков и иных лиц, но и для установления содержания обязанности органов и лиц, которые в случае неправомерных разглашения, использования и утраты налоговой тайны подлежат привлечению к ответственности, в том числе к уголовной.
На том же основании крайне важно разграничить правомерное и неправомерное разглашение и использование налоговой тайны, что предусмотрено законопроектом.
5. Необходимо также установить ответственность всех обязанных лиц за неправомерные разглашение, использование и утрату налоговой тайны. Действующая редакция статьи 102 Налогового кодекса не предусматривает ответственности за неправомерное использование налоговой тайны.
В связи с предложенными изменениями и дополнениями в статью 102 Налогового кодекса необходимо внести следующие изменения и дополнения в другие статьи Налогового кодекса.
6. В целях соблюдения прав лиц, привлекаемых налоговыми органами для участия в мероприятиях налогового контроля, необходимо в подпункте 6 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса установить обязанность налоговых органов предупреждать привлекаемых для целей налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков, свидетелей и понятых об обязанности соблюдать налоговую тайну и ответственности, в том числе уголовной, за ее нарушение.
7. Необходимо также исключить пункт 9 статьи 84 Налогового кодекса, который противоречит статье 102 Налогового кодекса. Согласно пункту 9 статьи 84 Налогового кодекса сведения о налогоплательщике являются налоговой тайной только с момента его постановки на учет в налоговом органе, в то время как, в силу статьи 102 Налогового кодекса - в момент получения налоговым органом любых сведений о налогоплательщике. Ограничение момента возникновения обязанности по соблюдению налоговой тайны фактом постановки на налоговый учет необоснованно лишает правовой защиты сведения о лице, ставшие известными налоговому органу до постановки на налоговый учет.
Также, существование двух противоречащих норм создает неопределенность в налоговых правоотношениях, что может негативно отразиться на правах налогоплательщиках и иных лиц.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи
32, 84 и 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 32, 84 и 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в статьи 32, 84 и 102 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 32, 84 и 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных изменений в законодательстве Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.