Пояснительная записка
по проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 5 Закона
Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"
Проектом федерального закона "О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" предлагается:
- предоставить право российским предприятиям, имеющим обязательства по кредитным соглашениям с организациями-нерезидентами - агентами правительств США, Японии, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Италии, зачислять часть валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг (результатов интеллектуальной деятельности) в размере, необходимом для исполнения своих обязательств, на счета в банках за пределами Российской Федерации;
- установить в качестве условия осуществления такой операции получение соответствующего разрешения Центрального банка Российской Федерации.
Необходимость предоставления такой возможности объясняется следующим:
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу" обозначен отказ от использования связанных кредитов как элемента бюджетной политики государства.
Банки-нерезиденты, являющиеся подведомственными учреждениями правительств иностранных государств, такие как Экспортно-импортный банк США, Банк международного сотрудничества Японии, обычно предоставляют кредиты для российских предприятий только под гарантии Правительства Российской Федерации. Исключением из общего правила служат кредиты Экспортно-импортного банка США, привлеченные российскими нефтяными компаниями и направляемые ими на реконструкцию нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий. Привлечение таких кредитов не предусматривает гарантий российского правительства, что, в свою очередь, не создает дополнительной долговой нагрузки.
Такую возможность нефтяные компании получили в результате заключения в 1993 году Рамочного соглашения для нефтегазовой промышленности между Министерством финансов Российской Федерации, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Экспортно-импортным банком США. В соответствии с указанным соглашением российская сторона приняла на себя обязательства не создавать препятствий для выполнения заемщиками своих обязательств. То есть, создать условия, при которых резидент-заемщик мог бы сразу же направлять необходимую сумму валютной выручки на погашение кредита.
Банк международного сотрудничества Японии в настоящее время также рассматривает возможность предоставления кредитов российским предприятиям без требования государственных гарантий под свои кредиты.
Действовавший до 1 января 2002 года Указ Президента Российской Федерации "О поддержке приоритетных инвестиционных проектов, финансируемых в соответствии с российско-американским Рамочным соглашением для российской нефтегазовой промышленности от 6 июля 1993 года" освобождал резидентов от обязательной продажи валютной выручки в части, направляемой на погашение кредита. В связи с тем, что резидентами были заключены кредитные соглашения до прекращения действия Указа, предлагается внести в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" норму прямого действия, позволяющую резиденту-заемщику добросовестно выполнять взятые на себя обязательства по кредитным соглашениям.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнения
в статью 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании
и валютном контроле"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребуется внесения изменений в действующее законодательство.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 5 Закона
Российской Федерации "О салютном регулировании и валютном контроле"
Проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" не предполагает затрат за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.