Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"
Предполагаемый проект федерального закона направлен на исправление и не допущение судебных ошибок, связанных с неправильным толкованием судами Федерального Закона "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (в редакции Федерального закона от 9.01.96 г. N 2-ФЗ, от 17 декабря 1999 г. 212-ФЗ).
Действующий Закон рассчитан на отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при выполнении работ, оказании услуг, изготовителями, продавцами при продаже товаров по возмездным договорам при условии получения прибыли при стабильном состоянии экономики и финансов в стране. Однако в ходе реформ, последовавших инфляции и системного кризиса в стране, ситуация менялась ежедневно. Вместе с тем нашли распространение такие, например, способы выживания людей, как коллективное строительство жилья, организация и сохранение для себя рабочих мест.
В частности, это касается сотен переселенческих организаций, созданных вынужденными мигрантами на территории России, образовавшихся после распада СССР и сопутствующих ему гонений и межнациональных конфликтов. Эти организации сегодня объединены в различные организационно-правовые формы и различные виды собственности.
Поскольку эти группы людей вложили в определенных долях свои средства при образовании юридического лица и начале коллективного строительства жилья, во всех правовых взаимоотношениях между собой в рамках деятельности по обустройству, члены таких объединений являются равными партнерами.
Однако возникли случаи, когда кто-либо из участников таких переселенческих объединений обращается в суд с целью возвратить свою долю, вложенную в строительство коллективного жилья. Суды, не имея четких формулировок в действующих законах, применяют Закон "О защите прав потребителей", который априори исходит из неравенства положения сторон, определяя истца - потребителем, а таких же участников коллективного строительства - исполнителями.
Поскольку такие иски не облагаются судебной пошлиной, некоторые недобросовестные участники коллективного строительства заявляют фантастические суммы возврата вместо индексированной суммы внесенной доли.
Суды, пользуясь дискриминационным по отношению к исполнителю Законом "О защите прав потребителей", удовлетворяют иски, взыскивая пеню, штрафы и моральный ущерб, разоряя и банкротя такие организации. При этом не учитывается, что растаскивание коллективно созданного имущества, приведет к краху целой организации, утрате большим трудом созданных рабочих мест, провоцирует социальную нестабильность в местах компактных поселений таких участников строительства жилья как вынужденные переселенцы.
Взыскание значительных сумм в пользу одного лица будет так или иначе произведено за счет других таких же участников строительства. Между тем, согласно ч.3 ст.17 Конституции РФ права человека не должны осуществляться в ущерб правам и свободам других лиц. Судья при этом по собственному усмотрению, пользуясь расплывчатостью терминологии и нечеткостью понятийного аппарата вышеуказанного Закона, осуществляет судебное толкование в пользу того, кто ему больше импонирует. Это порождает коррупцию, способствует неосновательному обогащению одних за счет других, хотя ст.10 ГК РФ говорит о недопустимости злоупотребления гражданина правом в любой форме.
В Послании Президента РФ Путина В.В. Федеральному Собранию РФ четко указано, что мы практически стоим у опасного рубежа, когда судья может по своему усмотрению выбирать норму, которая ему кажется наиболее приемлемой и как результат уже формируется теневая юстиция. В большой степени это возможно при нечетких формулировках основополагающих положений закона, допускающих расширительное толкование отдельных правовых норм.
Поскольку Закон "О защите прав потребителей" освобождает истцов от уплаты госпошлины, подаются иски, в тысячи раз превышающие цену спорного требования.
Для защиты законных прав и интересов исполнителя при осуществлении подрядных работ и обеспечения конституционного принципа равенства сторон перед законом и судом, а также соблюдения норм гражданского и гражданско-процессуального законодательства РФ о праве на защиту прав исполнителя, необходимо дополнять закон, положением, уравнивающим его права с заказчиком-потребителем. А именно: освободить от уплаты госпошлины исполнителя при предъявлении встречного требования в результате неисполнения потребителем своих встречных обязательств, т.е. необходимо освободить также и ответчиков от уплаты госпошлины при предъявлении встречных исков и подаче кассационных жалоб. Закон в сегодняшнем его виде такой возможности не предусматривает, что нарушает конституционный принцип равенства сторон и равного правосудия.
Кроме того, суды не учитывают, что в результате проводимых с начала 1992 г. Правительством РФ реформ, в стране началась инфляция и системный кризис во всех областях, то есть процесс, от воли сторон не зависящий. Ни Гражданский кодекс, ни Закон "О защите прав потребителей" не расшифровывают и не распространяют понятие форс-мажорных обстоятельств на решения высших государственных органов, забастовки, войны, революции, межнациональные конфликты, имеющие глобальные масштабы, неуправляемую инфляцию и другие непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, которые явились препятствием для исполнения обязательств. Учет этих обстоятельств судами позволит предпринимателю более уверенно участвовать в хозяйственном обороте, вкладывать инвестиции в проекты, не опасаясь, что, произвольно толкуя закон при имеющихся законодательных пробелах, суды сами способствуют разорению отечественного товаропроизводителя.
Поэтому, представляется целесообразным внесения поправок в действующий Закон для обеспечения единообразия в практике его применения.
Предложения
о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо
для реализации федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1
"О защите прав потребителей"
Для реализации федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" предложений по разработке нормативных правовых актов нет.
Финансово-экономическое обоснование
принятия федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1
"О защите прав потребителей"
Дополнительных расходов для реализации федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9.01.96 г. N 2-ФЗ, от 17 декабря 1999 г. 212-ФЗ) не требуется.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения
или принятие которых потребует принятие проекта федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской
Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"
С принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9.01.96 г. N 2-ФЗ, от 17 декабря 1999 г. 212-ФЗ) отмены, изменения, дополнения или принятие иных законов не требуется.
Справка
о состоянии законодательства по регулированию гражданских правоотношений,
вытекающих из договора подряда в части выполнения работ (услуг)
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II. Глава 37, ст.702-762.
2. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9.01.96 г. N 2-ФЗ, от 17 декабря 1999 г. 212-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.