Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции"
Усиление контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции положительно сказалось на легализации алкогольного рынка в 1999 году. Производство водки и ликероводочных изделий составило 134,6 млн.дал, или 154,6 процента к объему производства 1998 года, а объем производства этилового спирта из пищевого сырья увеличился на 32,7 процента. Повышение собираемости акцизов позволило обеспечить увеличение их поступления в бюджет в 2,1 раза.
Однако уже в 2000 году имеет место падение производства и оборота алкогольной продукции, что частично объясняется изменением акцизной политики и наличием на рынке различного рода фальсификатов алкогольной продукции в виде гигиенических спиртов, растворителей, очистителей и других спиртосодержащих, дешевых жидкостей, фактически не облагаемых акцизами.
Объем производства водки и ликероводочных изделий снизился в 2000 году до 122,04 млн.декалитров.
Такая ситуация стала возможной в результате низкого контроля за производством спиртосодержащих растворов, которые в дальнейшем используются для выработки нелегальной алкогольной продукции. Практически все заводы по производству гидролизного и синтетического спирта перешли на выпуск денатурированных спиртов и спиртосодержащих жидкостей, для осуществления закупки которых, до последнего времени квоты не требовались и дальнейшее их использование никак не контролируется.
Проверки, проводимые правоохранительными органами с целью выяснения дальнейшего использования этих спиртов и спиртосодержащих жидкостей, показывают, что потребители, которым отгружается данная продукция, или не обнаруживаются по указанным адресам, или занимаются перепродажей.
Информация, поступающая от налоговых и правоохранительных органов, а также от администраций регионов, говорит о том, что значительная часть денатурированных спиртов и спиртосодержащих жидкостей используется при производстве нелегальной алкогольной продукции или употребляется населением в виде заменителей этой продукции. При этом наносится непоправимый ущерб здоровью значительной части населения, вокруг производства и оборота этих видов продукции создана нетерпимая криминальная обстановка, а в бюджеты всех уровней не поступают значительные суммы налоговых платежей.
В целях усиления государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции, в том числе денатурированных, головной фракции этилового спирта и необходимости приведения действующего законодательства в соответствие со второй частью Налогового кодекса Российской Федерации предлагается внести соответствующие изменения в действующее законодательство, регулирующее производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Представляемый проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", наряду с конкретизацией и уточнением отдельных понятий, определяет дополнительные меры, направленные на дальнейшее усиление государственного контроля в данной сфере экономики и планомерное вытеснение теневого сектора.
Изменения и дополнения, предлагаемые в законопроекте затрагивают практически все статьи действующего закона. Со времени принятия закона прошло почти два года. За это время выявились отдельные слабые его стороны, которые позволяли неоднозначно трактовать некоторые понятия статей и положений закона, что в свою очередь позволяло нарушителям уходить от ответственности.
В данном законопроекте постарались учесть допущенные просчеты, что должно способствовать улучшению ситуации на алкогольном рынке.
Предлагается ввести новые понятия: головная фракция этилового спирта, квота использования, квота производства и специальные разрешения на поставку.
Введение квоты использования позволит значительно снизить использование спирта для производства теневой алкогольной продукции (сегодня по некоторым оценкам теневой оборот составляет порядка 40% от общего оборота).
Введение системы акцизных складов и региональных марок вызвало необходимость узаконить эти марки и ввести соответствующие определения марок и маркировки.
В связи с большими нарушениями, возникающими при экспорте товаров и возвратом НДС принято решение запретить предприятиям - производителям алкогольной продукции осуществлять экспорт иных товаров несобственного производства помимо этилового спирта и алкогольной продукции.
Принятие данного федерального закона не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Реализация федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета и изменения иных финансовых обязательств государства.
Перечень
законодательных актов, подлежащих отмене, изменению и дополнению
в случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" отмена действующих законодательных актов федерального законодательств, а также внесение изменений и дополнений в них не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.