Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"
Законопроект разработан по вопросу, являющемуся предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и раскрывает вопросы развития правового регулирования установления пограничной зоны и пограничного режима в интересах поддержания необходимых условий охраны Государственной границы Российской Федерации. Его актуальность обусловлена возрастанием угроз национальной безопасности Российской Федерации, в том числе усложнением обстановки на Северном Кавказе, усилением контрабандной деятельности через Государственную границу Российской Федерации, продолжающимися попытками расхищения природных богатств России, увеличением потоков незаконной миграции и количества территориальных притязаний к Российской Федерации со стороны некоторых сопредельных государств.
Законопроект направлен на совершенствование порядка установления пограничной зоны и ее режима в части, касающейся определения пределов пограничной зоны. Данный законопроект не затрагивает установленных Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" правил пограничного режима, полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не ограничивает возможности России по выполнению своих международных обязательств.
Законопроектом предусматривается возможность увеличения пределов пограничной зоны и предлагается более гибкий порядок определения ее ширины в зависимости от административно-территориальных, экономических, географических, демографических и иных условий. В то же время он определяет, что пограничная зона не может превышать пределов территории района, города примыкающих к Государственной границе Российской Федерации, морскому побережью, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов.
Кроме того, предложенный проект федерального закона предполагает в сложных для Российской Федерации экономических условиях решить проблему несоответствия установленных еще в советское время на некоторых участках границы рубежей основных инженерно-технических сооружений пограничных войск и существующей шириной пограничной зоны. На сегодняшний день пограничная зона включает полосу местности шириной до 5 км от Государственной границы Российской Федерации, морского побережья, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов, тогда как рубеж основных инженерно-технических сооружений располагается, как правило, на удалении 8-10 км, а на некоторых участках Государственной границы и более. Несовпадение установленных пределов пограничной зоны с рубежом основных инженерно-технических сооружений порождают конфликтные ситуации в приграничных районах между местными жителями и должностными лицами войск и органов Пограничной службы Российской Федерации. Перенос же рубежей основных инженерно-технических сооружений пограничных войск на 5 километровую глубину потребует вложения значительных дополнительных финансовых средств.
В то же время, в условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока, где безлюдные участки местности простираются на сотни километров 5-километровая пограничная зона теряет свой смысл, что не позволяет существующими силами и средствами эффективно выполнять поставленные перед Пограничной службой Российской Федерации задачи.
Законопроект, кроме того, уточняет порядок отмены и изменения пограничных зон.
Так как в соответствии с пунктом "б" статьи 72 Конституции Российской Федерации "режим пограничных зон" находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а статьей 16 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" установлено, что пределы пограничной зоны устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению Пограничной службы Российской Федерации, а пограничный режим - по согласованию с ней, то и отмена таких решений или их изменение также должны осуществляться по согласованию с Пограничной службой Российской Федерации.
В результате на сегодняшний день имеет место ряд случаев, когда субъекты Российской Федерации самостоятельно отменяют пограничные зоны. В частности, Республикой Дагестан после вступления в силу Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" было разработано и принято постановление правительства Республики Дагестан от 11 марта 1997 года N 27 "Об установлении пограничной полосы и утверждении правил пограничного режима в пределах Республики Дагестан", а затем, в одностороннем порядке, приостановлено решением Госсовета Республики Дагестан от 24 марта 1997 года, что привело к активизации в районе Каспийского моря незаконной добычи водных биоресурсов и усилению контрабандной деятельности на российско-азербайджанском и российско-грузинском участках Государственной границы Российской Федерации в пределах Республики Дагестан.
Чтобы исключить подобные случаи законопроект предусматривает внесение дополнений в части пятую - седьмую, которые потребуют осуществлять согласование нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по отмене или изменении пограничных зон с войсками и органами Пограничной службы Российской Федерации.
Таким образом, принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 16 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" позволит повысить надежность охраны Государственной границы Российской Федерации.
Принятие данного федерального закона дополнительных средств из федерального бюджета не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.