Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс
внутреннего водного транспорта" (по вопросу исключения спортивных судов
из сферы действия Кодекса)
В настоящее время на плавучие средства, используемые в спортивных целях, распространяются два закона: Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (N 81-ФЗ от 30 апреля 1999 года) и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (N 24-ФЗ от 7 марта 2001 года).
Предлагаемый законопроект призван исключить дублирование положений Кодекса внутреннего водного транспорта с положениями Кодекса торгового мореплавания.
Кодекс торгового мореплавания соответствует целям и задачам, стоящим - перед Госкомспортом РФ в области развития и наиболее рациональной эксплуатации спортивного флота. Изначально в нем предусмотрены нормы, регулирующие вопросы в области спорта, так как статьей 2 использование судов для спортивных целей отнесено к торговому мореплаванию.
В основу Кодекса внутреннего водного транспорта РФ положен Устав внутреннего водного транспорта, ведомственного документа бывшего Министерства речного флота РСФСР, целью которого не ставилось регулирование вопросов в области спорта. В результате сложилось положение, при котором:
- нормы и положения Кодекса внутреннего водного транспорта не учитывают специфики эксплуатации спортивных судов, обусловленной применением их не только на внутренних водах, но и на морских акваториях;
- происходит разделение государственного и технического надзора за спортивным флотом в зависимости от места регистрации и базирования судна на внутренних водах (КВВТ РФ) или в устьях рек и морях (КТМ);
- к одинаковым спортивным судам предъявляются различные технические требования, надзор за соблюдением которых возложен на разные государственные органы, что не позволяет обеспечить равные условия для одинаковых судов при основном условии проведения любых спортивных соревнований - предъявлении ко всем их участникам единых технических требований, что распространяется и на материальную часть судов.
В результате спортивные суда, приписанные к внутренним водоемам, не могут выходить в море без перерегистрации. Специфика спортивных судов состоит в их высокой мобильности: в течение одного спортивного сезона они транспортируются на различные соревнования, проводимые как на внутренних водоемах, так и на морских акваториях. Поэтому применение к таким судам правил "Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" лишает их возможности участия в морских гонках.
С целью ликвидации указанных противоречий считаю необходимым исключить спортивные суда из сферы действия Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Вместо этого распространить на них, независимо от места регистрации, базирования и эксплуатации, порядок государственного и технического надзора, принятый Кодексом морского мореплавания Российской Федерации.
В связи с изложенным необходимы изменения в статьях 1, 17, 35 и 36 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 1 Кодекса внутреннего водного транспорта установлены виды судов, на которые не распространяются положения настоящего Кодекса. Предлагается включить в этот перечень спортивные суда, учитывая, что регулирование их использования отнесено к прерогативе Кодекса торгового мореплавания РФ.
В пункте 2 статьи 17 КВВТ, определяющем перечень судов, подлежащих государственной регистрации государственными речными судоходными инспекциями бассейнов в Государственном судовом реестре Российской Федерации, предлагается новая редакция текста с исключением спортивных парусных судов. Нормы, определяющие государственную регистрацию спортивных парусных судов, установлены пунктом 2 статьи 35 Кодекса торгового мореплавания.
Предлагается новая редакция пункта 2 статьи 35 КВВТ (с исключением из ведения органов технического надзора и классификации судов РФ технического надзора за спортивными парусными судами), пункта 2 статьи 36 (с исключением из ведения государственной речной судоходной инспекции спортивных парусных судов), что определено соответственно пунктом 3 статьи 23 КТМ, пунктом 4 статьи 6 КТМ.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" акты федерального законодательства не подлежат утратившими силу, а также не требуется их приостановления, изменения, дополнения или принятия новых законодательных актов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации"
от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ
Реализация внесенного проекта федерального закона не потребует дополнительных материальных затрат из федерального бюджета и бюджетов других уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.