Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года устанавливает в связи с введением нового порядка исчисления пенсии порядок конвертации пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года в расчетный пенсионный капитал для последующего расчета страховой части трудовой пенсии. При этом применяется понятие общего трудового стажа, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке. Но в п.1 статьи 30 данного закона "осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года", то есть должны учитываться все ранее приобретенные права.
До введения в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применялось льготное исчисление некоторых периодов, засчитываемых в трудовой стаж. К ним также относились и периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые учитывались в полуторном порядке (ст.94 Закона РФ от 20.11.90 г. "О государственных пенсиях в РФ" (утратил силу).
Между тем, ст.28 действующего Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" устанавливает, что "при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере...".
В результате получается, что работающие на Крайнем Севере зарабатывали свои пенсионные права при одних условиях, справедливо полагая, что в соответствии с законом они зарабатывают свой трудовой стаж как год за полтора, но новый закон лишил их этого. Между тем, условия жизни на Севере таковы, что практически единицы могут наработать 40 лет стажа для женщин и 45 лет для мужчин для получения максимальной пенсии. Продолжительность жизни на Крайнем Севере и условия проживания не позволяют этого. Кроме того, многие нынешние пенсионеры, выходя на пенсию при старом законодательстве, полагали, что заработали себе максимальную пенсию, но сейчас оказывается, что это не так. Хотя п.4 ст.29 закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и сохраняет прежний размер пенсии, если по новому расчету уровень пенсии оказывается ниже, это означает, что пенсия застрахованного лица не будет индексироваться наравне со всеми, а будет ждать того момента, когда старая пенсия сравняется с исчисляемой по новому методу, и только потом подвергаться индексации.
Таким образом, ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" противоречит Закону РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в части исчисления трудового стажа за периоды работы в районах КС и МПКС.
Данный законопроект направлен на восстановление данного пробела.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
При составлении финансово-экономического обоснования проекта федерального закона был использован расчет, предоставленный ПФ РФ N КА-02-II/3699 от 18 апреля 2002 года.
Исходные данные:
1. Численность пенсионеров, проживающих в РК и МПКС, размер стажа которых будет увеличен - 2,2 млн.чел. - 2.2 млн.чел.
2. Численность пенсионеров, имеющих стаж работы в РКС и МПКС, выехавших из РКС и МПКС, размер стажа которых будет увеличен - 1,75 млн.чел.
3. Среднее отношение заработков, используемое для расчета пенсии по индивидуальному коэффициенту пенсионера (ИКП) - 1,34
4. Стаж для исчисления пенсии по ИКП:
- учитываемый в календарном порядке - 34?6
- учитываемый в полуторном размере - 42 года
5. Размер увеличения стажа - 7,4 года
6. Установленный размер заработной платы на 01.01.2002 - 1671 руб.
7. Индексация пенсий:
с 01.02.2002 - 1,065
с 01.08.2002 - 1,07
Таким образом, дополнительные расходы на выплату пенсий в 2003 году составят:
- месяц: (2,2 + 1,75) х (1,34 х 7,4% х 1671) х 1,065 х 1,07 = 745,836 млн.рублей
- год: 745,836 х 12 = 8950,034 млн.рублей
Итого: дополнительные расходы Пенсионного фонда при восстановлении права северных пенсионеров на льготное исчисление стажа составят около 9,0 млрд.рублей.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения
или принятия которых потребует принятие проекта федерального закона
"О внесении дополнения в Федеральный закон "О трудовых пенсиях
в Российской Федерации"
Принятие данного законопроекта не потребует внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.