Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О денежном довольствии сотрудников
некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим
сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников
федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской
Федерации на иные условия службы (работы)"
Проект федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (далее именуется - законопроект) подготовлен на основе решений, принятых 11 мая 2001 г. на совещании членов Совета Безопасности Российской Федерации. Законопроект содержит положения, касающиеся проведения комплекса мероприятий, связанных с реформированием денежного довольствия и предоставлением льгот сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации.
Концептуальными положениями законопроекта предусматривается:
реформирование условий выплаты денежного довольствия сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, имеющим специальные звания, применительно к положениям проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот", 15 марта 2002 г. принятого во втором чтении Государственной Думой;
введение с 1 июля 2002 г. в федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации государственных должностей федеральных государственных служащих и должностей работников организаций бюджетной сферы;
уточнение отдельных положений, связанных с прохождением службы сотрудниками федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, должности которых с 1 июля 2002 г. подлежат замещению федеральными государственными служащими и работниками организаций бюджетной сферы;
внесение изменений и дополнений в ряд законодательных актов Российской Федерации.
В случае принятия законопроекта палатами Федерального Собрания будут реализованы следующие меры.
1. С 1 июля 2002 г. для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, имеющих специальные звания, денежное довольствие будет определяться с соблюдением единства его основных норм, применительно к условиям формирования и этапам повышения денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. При этом размеры окладов денежного содержания указанных лиц, так же как у военнослужащих, будут определяться на уровне соответствующих должностных окладов и надбавок за квалификационный разряд федеральных государственных служащих. В среднем должностные оклады повышаются в 2,0-2,2 раза, а оклады по специальным званиям -1,5 раза.
Соответственно надбавка за выслугу лет будет увеличена до 70 процентов и до 70 процентов возрастет выплачиваемая от оклада по занимаемой штатной должности надбавка за сложность, напряженность. Формирование единовременного денежного вознаграждения, премий и материальной помощи указанным лицам будет производиться от окладов денежного содержания.
С учетом увеличения размеров процентной надбавки за выслугу лет выплата пенсионной надбавки указанным сотрудникам будет отменена.
Завершение мероприятий по разработке новых условий выплаты денежного довольствия сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации позволит увеличить ежемесячное денежное довольствие данных лиц в среднем в 1,4-1,7 раза.
2. Для данной категории сотрудников предлагается упразднить выдачу продовольственного пайка. В целях сохранения экономических факторов применяемой нормы предлагается ввести новую ежемесячную выплату - денежную продовольственную компенсацию в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не ниже размеров денежной компенсации взамен продовольственного пайка, устанавливаемой для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В расчет денежного довольствия для исчисления пенсий, назначаемых указанным лицам, соответственно предлагается ввести норму "ежемесячная денежная продовольственная компенсация" вместо применяемой ранее нормы "месячная стоимость выдаваемого продовольственного пайка".
3. Значительным повышением уровня окладов денежного содержания лиц, имеющих специальные звания, будет решена задача денежного замещения ранее предоставляемых льгот по оплате жилья, коммунальных услуг, услуг связи и подоходному налогу (налогу на доходы с физических лиц). Положения ряда законодательных актов Российской Федерации, касающиеся вопросов предоставления льгот указанным лицам, по налогу с физических лиц, оплате жилья, коммунальных услуг и услуг связи, предлагается отменить.
В то же время для членов семей сотрудников, погибших (умерших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с исполнением служебных обязанностей, вводится выплата ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов от расходов по оплате жилья, коммунальных услуг, абонентской плате за пользование телефоном, радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами.
4. С 1 июля 2002 г. в федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации вводятся государственные должности федеральных государственных служащих и должности работников организаций бюджетной сферы. Введение данных должностей будет произведено в пределах общей штатной численности указанных органов за счет сокращения численности сотрудников, имеющих специальные звания. Количество государственных должностей федеральной государственной службы и должностей работников организаций бюджетной сферы в федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации будет утверждаться Правительством Российской Федерации.
5. Назначение на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы сотрудников, чьи должности подлежат замещению федеральными государственными служащими и работниками организаций бюджетной сферы, будет производиться с их письменного согласия на внеконкурсной основе без испытательного срока, с одновременным присвоением квалификационных разрядов.
При этом, для данных лиц законопроектом предусматриваются следующие гарантии и компенсации:
выплата денежной компенсации в размере, соответствующем уровню снижения дохода в случае уменьшения ежемесячного денежного содержания (заработной платы) с учетом иных выплат, по сравнению с ранее установленным уровнем среднемесячного денежного довольствия;
право на бесплатное медицинское обслуживание, а также на санаторно-курортное обеспечение;
до 30 июня 2005 г. при увольнении с государственной службы (работы) за ними сохраняется право выхода на пенсию и на назначение пенсии в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
при увольнении на пенсию независимо от времени увольнения за ними сохраняются выплаты единовременных и выходных пособий в порядке и на условиях, установленных статьей 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации и статьей 51 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Предлагаемые меры полностью реализуют решения совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 11 мая 2001 г. в части, касающейся подготовки предложений по поэтапному реформированию системы денежного довольствия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации России на принципах, предусмотренных для военнослужащих по контракту, а также по переводу условий материального и социального обеспечения сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на условия федеральной государственной службы с учетом значимости и специфики их служебной деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых
федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим
сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников
федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской
Федерации на иные условия службы (работы)"
Проектом федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (далее именуется - законопроект) вносятся изменения в действующий порядок формирования денежного довольствия лиц, приравненных к военнослужащим, предоставления им отдельных льгот, исчисления пенсионных выплат.
К указанным лицам относятся сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации, имеющие специальные звания и лица, уволенные с указанной службы в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В целом на мероприятия, связанные с реализацией законопроекта, из средств федерального бюджета будет направлено в расчете на один финансовый год, не менее 52,45 млрд. рублей, в том числе расходы по пенсионному обеспечению составят 14,98 млрд. рублей.
Дополнительные расходы федерального бюджета на мероприятия, предусмотренные законопроектом к реализации в 2002 г., оцениваются в 16,78 млрд. рублей, в том числе пенсионные выплаты - в 5,25 млрд. рублей. При этом следует отметить, что в связи с принятием Государственной Думой 15 марта 2002 г. во втором чтении проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот", в котором учтены ранее представленные предложения по вопросам формирования денежного довольствия и пенсионных выплат, финансовая оценка мероприятий, предусмотренных к реализации в 2002 г., была уточнена.
Введение надбавки за сложность, напряженность в размере 70 процентов от должностного оклада для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации (проекты решений о введении указанной выплаты с 1 января 2002 г. согласованы и представлены в установленном порядке) будет осуществляться соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах федерального бюджета на 2002 г., учитывая дифференцированный подход к условиям введения этой надбавки. При формировании проекта федерального бюджета на 2003 г. соответствующие расходы федеральных органов исполнительной власти будут уточнены.
С учетом изложенного в 2003 г. на реализацию мероприятий, предусмотренных законопроектом, потребуется в целом 51,79 млрд. рублей, в том числе дополнительно к уровню расходов 2002 года 35,01 млрд. рублей, из них на пенсионные выплаты 9,73 млрд.рублей; в 2004 г. дополнительно к уровню 2003 г. потребуется 0,66 млрд. рублей.
На проведение мероприятий, связанных с введением в федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации государственных должностей федеральной государственной службы и должностей работников бюджетной сферы, в целом в течение 2002 - 2003 годов будет направлено 1,49 млрд. рублей. Из указанных средств будут выплачиваться денежные компенсации в случае уменьшения ежемесячного денежного содержания (заработной платы) с учетом иных выплат по сравнению с ранее установленным уровнем среднемесячного денежного довольствия, будут производиться выплаты единого социального налога в связи с тем, что сотрудники указанных органов, имеющие специальные звания, от уплаты данного налога освобождены, а также иные выплаты, предусмотренные законопроектом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.