Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 82540-3 "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах"
Указанный проект федерального закона разработан в целях социальной защиты военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, принимавших участие в боевых действиях на территории Российской Федерации и направлен на совершенствование Федерального закона "О ветеранах" в части регламентации правового положения участников боевых действий на территории Северо-Кавказского региона. Его внесению способствовали проведенные 13.11.2000 г. Комитетом по делам ветеранов парламентские слушания, где было предложено депутатам Государственной Думы разработать законопроект, социально защищающий указанных выше лиц. Многочисленные попытки решить эту проблему некоторыми субъектами Российской Федерации, в том числе Московской областной Думой, наталкивались на трудности с финансово-экономическим обоснованием законопроекта в федеральном масштабе.
Внесению данного законопроекта в Государственную Думу предшествовала длительная работа с силовыми министерствами и ведомствами по определению исходных данных (количество военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, на которых предполагается распространить действие этого закона, уточнение периодов боевых действий и т.п.).
Статья 1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции от 2 января 2000 года N 40-ФЗ) не содержит такого понятия, как боевые действия на территории Российской Федерации. Поэтому военнослужащие, и другие лица, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе, начиная с 1994 года, не отнесены к категории участников боевых действий и, соответственно, на них не распространяются меры социальной защиты, предусмотренные статьей 16 указанного Федерального закона.
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закона "О ветеранах" направлен на восстановление справедливости в отношении военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), и других лиц, принимавших участие в вооруженных конфликтах на территории Российской Федерации в условиях введенного чрезвычайного положения, военного положения или проведения контртеррористической операции, как это происходит в Северо-Кавказском регионе.
Законопроектом предусматривается распространить на указанных лиц, выполнявших задачи при вооруженных конфликтах на территории Российской Федерации, права и льготы, установленные статьей 16 Федерального закона "О ветеранах". В связи с этим раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации дополняется: "Боевые действия на территории Северо-Кавказского региона: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; с августа 1999 года".
Следует отметить, что военнослужащим и другим лицам, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, военного положения, вооруженных конфликтов, проведения контртеррористичеких операций действующим законодательством установлены некоторые социально-правовые гарантии, в том числе по выплате денежной компенсации, санаторно-курортному лечению, поступлению в учреждения профессионального образования. На военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, распространяются права и льготы, установленные законодательством Российской Федерации для инвалидов Великой Отечественной войны (в редакции Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21.01.1993 г. N 4328-1).
Учитывая изложенное, для реализации данного законопроекта потребуется меньше средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Основная тяжесть его финансирования возлагается согласно статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" на субъекты Российской Федерации.
Предложенный законопроект устранит несправедливость в отношении военнослужащих и других лиц, принимавших участие в боевых действиях в Северо-Кавказском регионе, снизит социальную напряженность в обществе и усилит им социальные гарантии со стороны государства в случае вооруженных конфликтах на территории Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона N 82540-3 "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах"
1. Численность военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории Российской Федерации в условиях введенного чрезвычайного положения, военного положения, проведения контртеррористических операций (по информации Минобороны РФ, МВД РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ) - 397 тыс.человек, из них военнослужащих, имеющих ранение, контузию или увечье - 61 тыс.человек.
2. Расчет дополнительных расходов на реализацию мер социальной защиты в связи с принятием указанного проекта федерального закона согласно статьи 16 Федерального закона "О ветеранах":
1) 50% скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы), в том числе членам семей, совместно с ними проживающим:
397 тыс.чел. х (4,71 х 63 х 0,7) руб. х 0,5 х 12 мес. = 494,767 млн.руб.
2) бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей в пределах норм:
397 тыс.чел. х 77,4руб. х 4,34 рец. = 133,358 млн.руб.
3) бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов):
397 тыс.чел. х 350 руб. = 138,950 млн.руб.
4) бесплатный проезд на автомобильном транспорте в том числе:
- стоимость проезда на городском транспорте:
397 тыс.чел. х 33 руб. х 12 мес. = 157,212 млн.руб.
- стоимость проезда на пригородном автомобильном транспорте:
397 тыс.чел. х 100 руб. х 12 мес. = 476,400 млн.руб.
Итого: (157212000 + 476400000):2 = 316,806 млн.руб.
5) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте:
397 тыс.чел. х 10 руб. х 18 поездок х 12 мес. = 857,520 млн.руб.
6) проезд с 50% скидкой один раз в год (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте (при наличии ранения, контузии или увечья):
61 тыс.чел. х (585 + 2034) руб. х 0,5 х 0,5 = 39,940 млн.руб.
Общая сумма расходов в год:
494,767 + 133,358 + 138,950 + 316,806 + 857,520 + 39,940 = 1981,34 млн.руб.
Расходы на меры социальной защиты указанным ветеранам боевых действий распределяются согласно статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" следующим образом:
- за счет средств федерального бюджета - 39,940 млн.руб.
- за счет средств субъектов Российской Федерации - 1941,400 млн.руб.
Как показывает правоприменительная практика реализации мер социальной защиты фактически эти затраты будут уменьшены так как не каждый ветеран использует полностью предусмотренные законом льготы.
Примечание:
Из расчета численности военнослужащих, подпадающих под действие указанного законопроекта, исключены военнослужащие, на которых в настоящее время уже распространены соответствующие льготы согласно Федеральных законов "О статусе военнослужащих", "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (в редакции от 19 ноября 1997 года N 146-ФЗ) и других законодательных актов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием проекта федерального закона N 82540-3 "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах"
В связи с принятием указанного проекта федерального закона не потребуется вносить изменения или дополнения в федеральное законодательство Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.