Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 146426-3 "О внесении в законодательные акты
Российской Федерации изменений и дополнений, направленных
на предотвращение поступления на рынок контрафактной продукции"
Досье на проект федерального закона
Незаконное использование товарных знаков приобрело в России масштабный и крайне опасный характер. В отдельных секторах потребительского рынка доля нелегального оборота достигает 85 процентов. Массовое проникновение на рынок контрафактной продукции ведет к следующим негативным явлениям:
увеличивается риск причинения вреда жизни и здоровью граждан;
недобросовестная конкуренция со стороны фальсификаторов приводит к сокращению доходов производителей известной, пользующейся высоким спросом продукции;
подрывается репутация товарных знаков добросовестных предпринимателей;
формируется питательная среда для преступных сообществ.
Основными причинами данной масштабной проблемы являются как несовершенство законодательства, которое, с одной стороны, недостаточно четко определяет признаки незаконного использования товарных знаков, а с другой, - предусматривает квалифицирующие признаки состава преступления (неоднократность незаконного использования товарного знака, причинение крупного ущерба), крайне затрудняющие привлечение виновных к уголовной ответственности при полном отсутствии административной ответственности за подобные правонарушения, так и нечеткость распределения функций между органами государственного контроля в этой сфере.
Предлагаемым законопроектом предусматривается:
1) внести в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" изменения и дополнения, которые более четко и полно раскрывают признаки нарушения прав владельцев товарных знаков и обладателей прав на наименование места происхождения товара, дают определение понятия "контрафактная" продукция, устанавливают разнообразные меры защиты прав владельца товарного знака и обладателя права на наименование места происхождения товаров, в том числе по выбору владельца товарного знака права на возмещение убытков или взыскания доходов, полученных нарушителем, или выплаты денежной компенсации (новая ст.47). При этом понятие "контрафактная" продукция впервые включает наряду с товарами также и сопровождающие их документы, этикетки, упаковочные и рекламные материалы, введенные в гражданский оборот с нарушением прав интеллектуальной собственности. Прежняя редакция закона фактически не позволяла принимать меры к изготовителям и заказчикам этикеток, упаковочных, рекламных и иных материалов и документов, использующих чужие товарные знаки.
2) внести в КоАП РСФСР дополнение, которое предусматривает административную ответственность за незаконное использование товарного знака, называет конкретные признаки правонарушения ("предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот либо хранение или перевозка с этой целью продукции, нарушающие права владельца товарного знака"). Дополнение устанавливает не только обязанность уничтожения, но и возможность передачи конфискованной контрафактной продукции действительному владельцу товарного знака по его заявлению.
3) внести изменения в УК РФ, которыми более четко и полно раскрываются признаки нарушения прав владельцев товарных знаков (так же, как и в предлагаемом дополнении в КоАП РСФСР), поскольку в действующей редакции понятие "незаконное использование чужого товарного знака" никак не раскрывается.
Кроме того устанавливается в качестве квалифицирующего признака совершение преступления в крупном размере (оцениваемом стоимостью контрафактной продукции, превышающей 200 МРОТ), усиливаются применяемые меры уголовной ответственности.
Применяющиеся в действующей редакции квалифицирующие признаки: неоднократное совершение или крупный ущерб - трудно доказуемы, а применяемые меры уголовной ответственности за эти деяния, по мнению работников правоохранительных органов, оказываются несопоставимы со сложностью доказательства вины, что в совокупности позволяет преступникам практически всегда уходить от уголовной ответственности по этой статье;
дополнить статью 180 УК РФ частью третьей, установив в ней в качестве квалифицирующих признаков совершение преступлений, предусмотренных частями первой или второй данной статьи, с отягчающими вину обстоятельствами: неоднократно, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, лицом с использованием служебного положения, лицом ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 146, 147, 171, 180, 200 УК РФ, в особо крупном размере (стоимость контрафактной продукции, превышающей 500 МРОТ), установив в ней в качестве меры уголовной ответственности лишение свободы на срок от 2 до 6 лет с конфискацией имущества или без таковой.
4) внести изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (статьи 126, 414), устанавив проведение дознания по делам о преступлениях, предусмотренных частями первой и второй статьи 180 УК РФ, и проведение предварительного следствия следователями органов внутренних дел (также и следователями органов налоговой полиции, если их расследование связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство) по делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей указанной статьи.
5) в ст.42 ФЗ "О защите прав потребителей", определяющей полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, перечень названных органов дополнить федеральным органом по торговле, качеству продукции и защите прав потребителей (в настоящее время таким органом является Госторгинспекция Минэкономразвития и торговли России, которая после принятия данного законопроекта может стать одним из основных субъектов выявления и предотвращения нарушений прав владельцев товарных знаков).
Реализация законопроекта не требует дополнительных расходов федерального бюджета и не ведет к снижению поступлений в бюджет.
Финансово-экономическое обоснование
проекта ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации
изменений и дополнений, направленных на предотвращение поступления
на рынок контрафактной продукции"
Реализация законопроекта не требует дополнительных расходов федерального бюджета и не ведет г снижению поступлений в бюджет.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене, изменению
или дополнению в связи с принятием ФЗ "О внесении в законодательные акты
Российской Федерации изменений и дополнений, направленных
на предотвращение поступления на рынок контрафактной продукции"
Данный законопроект предлагает внести изменения и дополнения в конкретные законодательные акты Российской Федерации.
В связи с его принятием иные законы и нормативные правовые акты не требуют отмены, изменения или дополнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.