Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
В соответствии с вступившим в действие с 1 января 2001 года Бюджетным Кодексом в Российской Федерации вводится казначейская система исполнения бюджета. Контроль за использованием и распоряжением бюджетными средствами возлагается на Федеральное казначейство и региональные казначейства субъектов Федерации. К 1 января 2002 года должен быть завершен перевод бюджетных счетов из коммерческих банков в Банк России, на который будет полностью возложена функция их обслуживания.
Накопленный за последние годы опыт работы Казначейства показывает, что оно еще не в полной мере готово выполнять возложенные на него функции, в том числе и эффективного контроля за использованием бюджетных средств. Кроме того, при полном переводе счетов из коммерческих банков в Банк России нерешенными остаются вопросы кредитования кассовых разрывов при исполнении региональных бюджетов, осуществления федеральных и региональных программ, получения дополнительных доходов в бюджет за счет платы за остатки на счетах.
Представляется, что на региональном уровне указанные задачи могут и должны решаться в рамках эффективного взаимодействия Казначейства и коммерческих банков. Для осуществления этого в масштабах бюджета отдельного региона объективно существуют не только экономические предпосылки, но и правовые возможности.
Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей казначейское исполнение бюджета, полномочия субъектов федерации по определению порядка обслуживания регионального бюджета и участие кредитных организаций в бюджетном процессе (обслуживание счетов бюджетов и Федерального казначейства) показал следующее:
- акты конституционного законодательства Российской Федерации допускают самостоятельное определение субъектами РФ порядка размещения средств бюджетов на счетах в кредитных учреждениях. К актам, определяющим конституционные полномочия субъектов РФ, следует также отнести и "Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992)" не относящий вопросы региональных бюджетов к предметам ведения РФ или совместного ведения.
- Бюджетный кодекс РФ в части, регламентирующей обязательность обслуживания Банком России счетов бюджетов, противоречит конституционному разграничению предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ. Кроме того, он имеет внутренние противоречия, так как предписывая обслуживать счета бюджетов в Банке России, он не устанавливает, о каких именно бюджетах идет речь, а также содержит упоминание о возможности ведения счетов казначейства кредитными организациями.
- Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" устанавливает право кредитных организаций осуществлять операции со средствами федерального бюджета.
- Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривает обязательность только хранения (размещения на счетах) в Банке России исключительно средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Представленные основные положения законодательства, регулирующего банковское и казначейское исполнение федерального и местных бюджетов позволяют сделать следующие выводы:
- Нормы о механизмах казначейского исполнения бюджетов субъектов РФ, свидетельствуют об обязательности введения казначейского управления финансами, но не говорят об обязательности размещения средств казначейств на счетах только в Банке России.
- Законодательство РФ и субъектов РФ содержит противоречивые и не четкие нормы о порядке размещения средств региональных бюджетов в кредитных учреждениях и Банке России.
Внесение настоящей поправки в статью 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации связано с необходимостью устранения противоречий в законодательстве по вопросу обслуживания бюджетных средств. Кроме того, принятие данной поправки позволит использовать имеющиеся в распоряжении региональных органов власти потенциал созданных ими муниципальных банков и сократить расходы по переходу к казначейской системе исполнения бюджета.
Такие кредитные организации создавались в основном с целью совершенствования расчетно-кассового обслуживания бюджета, бюджетных и внебюджетных счетов муниципальных учреждений и организаций, контроля за целевым использованием бюджетных средств, обеспечения бесперебойного функционирования муниципальных предприятий и снабжения региона. Созданные для реализации этих целей многофилиальные банки с преобладающим участием в их капитале региональных органов власти и муниципальных предприятий были оснащены высокотехнологичным оборудованием и программным обеспечением, укомплектованы профессиональным штатом сотрудников, вовлечены во все детали бюджетного процесса.
Использование муниципальных банков для обслуживания бюджетных счетов позволит сохранить существующее качественное и оперативное обслуживание бюджетополучателей, минимизировать расходы бюджета на создание, организацию работы и содержание региональных казначейств, обеспечить высокую степень контроля за бюджетным процессом, объединив банковский и казначейский контроль, оптимизировать движение денежных средств, повысить эффективность использования государственных ресурсов, сократить сроки перехода к казначейской системе исполнения бюджета и создания региональных казначейств.
Финансово-экономическое обоснование
Вступление в силу федерального закона "О внесении дополнения в статью 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта
Принятие данного федерального закона не потребует внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
Предложения
о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации федерального закона
Принятие данного федерального закона не потребует разработки иных нормативных правовых актов.
Справка
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
В настоящее время вопросы обслуживания кредитными организациями счетов региональных и местных бюджетов регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.