Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
В связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации установлен свободный оборот земель поселений, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, информатики и иного назначения, за исключением отдельных категорий земель, закрытый перечень которых представлен в пунктах 4-5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок, в соответствии с которым происходит оборот земель в Российской Федерации, установленный Земельным кодексом Российской Федерации, разработан и принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с предлагаемым законопроектом, оборот земель сельскохозяйственного назначения предлагается осуществляться на общих основаниях, предусмотренных Гражданским кодексом и Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации к регулируемым гражданским законодательством имущественным отношениям относятся только определенная их часть, в том числе, отношения собственности и гражданского оборота движимого и недвижимого имущества. В тоже время земля и другие природные ресурсы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 9, 36) включены в число объектов частной собственности, и, следовательно, стали предметом гражданского оборота. Соответственно расширился диапазон охвата отношений, регулируемых гражданским законодательством. С введением земли в гражданский оборот, изменилось соотношение между земельным и гражданским законодательством. С признанием земли и природных ресурсов в качестве объектов гражданского оборота, они вошли в сферу регулирования гражданским правом. В связи с этим не должно быть различий между понятиями, применяемыми в гражданском и земельном праве в отношении права собственности и других вещных прав на землю.
Представляется нецелесообразным установление особого порядка, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения. Принципиальные отличия в порядке осуществления сделок с землями сельскохозяйственного назначения, а также значительные ограничения оборотоспособности указанных земель приведут тому, что их оборот будет происходить нелегально и бесконтрольно для государства и не позволит перейти к эффективному землепользованию.
Кроме того, установление ограничений в оборотоспособности земель сельскохозяйственного назначения, прямо не предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, вступит в противоречие с положениями Главы 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, являющейся основой для действующего Земельного кодекса Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения"
Принятие и реализация предлагаемого проекта федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не требует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению,
дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
В связи с принятием федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению актов федерального законодательства не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.