Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ
от 21 декабря 2001 г. N 2.2-1/3483
по проекту федерального закона N 125504-3 "О бюджете Фонда социального
страхования Российской Федерации на 2002 год" (ко второму чтению)
и по проектам соответствующих постановлений Государственной Думы
о принятии законопроекта во втором и третьем чтениях
Изучив по поручению Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике от 18 декабря 2001 года указанный проект федерального закона, подготовленный к рассмотрению во втором чтении, и проекты соответствующих постановлений Государственной Думы о принятии его во втором и третьем чтениях, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.
По проекту федерального закона следует отметить, что он значительно изменился: вместо 13 статей внесенного и принятого в первом чтении проекта, ко второму чтению проект содержит 25 статей.
По статье 7. Представляется некорректным в рамках акта бюджетного законодательства, к тому же носящего временный характер, регулировать вопросы касающиеся открытия счетов банками и иными кредитными организациями.
По статье 8. Согласно статье 8 законопроекта, начисление и уплата пеней при нарушении сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется в размерах, порядке и на условиях, установленных частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, для исчисления и уплаты пени за нарушение сроков уплаты налогов и сборов.
По нашему мнению, отсутствуют правовые основания для применения, в данном случае, норм части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом вкладе социального страхования.
В этой связи отношения по взиманию указанных платежей не являются налоговыми правоотношениями и, следовательно, применение норм части первой Налогового кодекса Российской Федерации к порядку начисления и уплаты сумм недоимок и пеней по указанным платежам необоснованно, поскольку эти суммы возникли в рамках правоотношений, связанных с уплатой страховых взносов, а не налоговых правоотношений.
С этой точки зрения вызывает сомнения и правомерность применения в отношении страхователей нарушающих требований, указанные в части второй статьи 8 проекта, штрафных санкций, в размерах, установленных частью первой Налогового кодекса Российской Федерации за аналогичные правонарушения.
В части второй статьи 8 проекта предусмотрено, что за незаконное воспрепятствование доступу должностного лица исполнительного органа Фонда, проводящего проверку полноты и правильности уплаты страхователем страховых взносов на обязательное социальное страхование, на территорию или в помещение страхователя наступает ответственность в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации за аналогичное налоговое правонарушение.
Данный состав правонарушения соответствует статье 124 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за незаконное воспрепятствование доступу должностного лица органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение если действия должностных лиц исполнительного органа Фонда, перечисленные в части второй статьи 8 проекта, можно квалифицировать как проведение налоговой проверки (см. диспозицию статьи 124 Налогового кодекса Российской Федерации).
Обращаем внимание, что статья 2 Федерального закона "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", принятого 20 декабря 2001 года, предусматривает отмену статьи 124 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, по всей видимости, потребуется корректировка предлагаемой редакции части второй статьи 8 проекта, а также части четвертой этой же статьи.
Статья 11 законопроекта отчасти дублирует положения статьи 2 Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год", принятого Государственной Думой 21 декабря 2001 года, что представляется не корректным.
По статье 12. Вызывает сомнения правомерность положения, согласно которому порядок направления средств на обучение и порядок контроля за их использованием определяется Фондом по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, а не Правительством Российской Федерации (см. подпункт 12 пункта 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
По статьям 16, 17 и 20. Вызывает серьезные сомнения правомерность установления в законопроекте ограничений размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (статья 16), а также размера ежемесячной страховой выплаты пострадавшему (статья 17) имея в виду, что действующими законодательными актами, в соответствии с которыми выплачиваются указанные пособия и выплаты, никаких ограничений в их размерах, также как и введение таких ограничений, не предусмотрено. Аналогичное по характеру замечание относится также к статье 20 законопроекта. Следует иметь в виду, что согласно статье 55 Конституции Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
По статье 18. Поправка, касающаяся оплаты стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Автономней Республики Крым, являющейся административно-территориальной единицей иностранного государства (Украины), может создать прецедент расширения перечня мест санаторно-курортных учреждений, пребывание в которых компенсируется Фондом. Во-первых, Украина является самостоятельным субъектом международного права. Во-вторых, положение поправки "не имеющие аналогов в Российской Федерации" при желании может быть применено и к другим местам с иными климатическими условиями, отличными от российских. В-третьих, данное положение может быть отражено в локальных правовых актах российских предприятий и организаций.
По статье 19. Содержание абзаца третьего части первой статьи 19 законопроекта не корреспондирует со смысловым содержанием этой части данной статьи проекта.
Проект требует существенной лингвистической и редакционно-технической доработки.
Следует иметь в виду, что правовая экспертиза в части соответствия законопроекта требованиям правил юридической техники не проводилась.
Проекты соответствующих постановлений Государственной Думы о принятии законопроекта во втором и третьем чтениях после доработки соответствуют требованиям Регламента Государственной Думы и замечаний правового и лингвистического характера по ним не имеется.
Начальник Управления |
В.Б.Исаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.