Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "Основы законодательства об антикоррупционной политике"
Настоящий законопроект имеет целью создание единой правовой основы функционирования системы формирования и реализации антикоррупционной политики, систематизацию антикоррупционного законодательства и его гармонизацию с нормами международного права и для своей реализации предполагает как внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты, а также принятие целого ряда новых законов, в том числе "О криминологической экспертизе", "О парламентском расследовании", "О лоббистской деятельности".
Основы законодательства об антикоррупционной политике по своей сути могут быть только комплексным правовым актом, структура которого адекватна сложной социально-правовой природе коррупции, порождающих или способствующих ее росту факторов, разнообразию и многоуровневому характеру мер борьбы с этим злом. Вместе с тем, федеральным законом, устанавливающим основы законодательства антикоррупционной политики, не должны создаваться параллельные механизмы правового регулирования. Напротив, должны быть названы и подтверждены оправдавшие себя средства борьбы с коррупцией, определены сферы перспективного правового регулирования и направления обновления действующего отраслевого законодательства в целях ограничения коррупции.
Антикоррупционная политика как предмет правового регулирования включает в себя отношения по:
формированию основных начал антикоррупционной политики, определению ее понятий, целей и принципов;
реализации антикоррупционной политики в деятельности по охране прав и свобод человека и гражданина;
установлению приоритетных сфер и системы мер предупреждения коррупции, а также определению системы субъектов реализации антикоррупционной политики;
определению компетенции органов публичной власти федерального, регионального и местного уровней в формировании и реализации антикоррупционной политики;
определению и проведению антикоррупционной политики в правотворческой и правоприменительной деятельности;
формированию общественного правосознания в соответствии с антикоррупционными стандартами;
формированию основ международного сотрудничества в реализации мер антикоррупционной политики.
Социально-экономические предпосылки законопроекта. Коррупция стала, с одной стороны, привычным явлением в жизни граждан и общества, а с другой - одной из основных угроз национальной безопасности России, ведущим фактором стагнации экономики, сохранения и развития выраженного социального неравенства вопреки усилиям государства.
Развившаяся практика назначения на должности государственной и муниципальной службы за взятки ведет к деградации аппарата органов власти и существенному росту числа непрофессиональных управленческих решений.
Значительная часть федеральных экономических программ потерпела крах в результате коррупционной блокады. Коррупция в немалой степени ограничила свободное действие экономических законов и снизила престиж России в глазах мирового сообщества, стала одним из главных препятствий на пути выгодных для всей страны зарубежных инвестиций. Вследствие коррупции на российском рынке утвердился культ сверхприбыльных краткосрочных инвестиций. Честный и социально ориентированный бизнес вытесняется с рынка путем вымогательства взяток, которое превращает такой бизнес в нерентабельный.
Многие ожидания народа, связанные с демократическими преобразованиями последнего десятилетия, оказались обманутыми в результате неспособности государства и гражданского общества найти в себе силы для преодоления инерции коррупционного разложения. Российское общество устало от коррупции. Национальное самосознание созрело для глубоких антикоррупционных преобразований, затрагивающих все сферы социальной жизни. Надежды добиться успеха исключительно путем уголовных репрессий потеряли свою притягательность и перестали владеть умами большей части населения. Настало время для формирования и укрепления новой социальной и правовой среды, в которой не распространяется коррупция. Предвыборный тезис решительной борьбы с коррупцией на основе диктатуры закона еще только предстоит реализовать.
Правовые предпосылки законопроекта. Для создания единой правовой основы функционирования системы формирования и реализации антикоррупционной политики, систематизации антикоррупционного законодательства и его гармонизации с нормами международного права необходим новый закон. Данный проект не является альтернативой другим законопроектам, в основном направленным на решение хотя и конкретных, но частных задач в сфере, прежде всего, уголовной антикоррупционной политики. Данный проект в отличие от ранее заявленных носит системообразующий, "рамочный" характер.
Предлагаемый проект федерального закона "Основы законодательства об антикоррупционной политике" учитывает современные политические, правовые и экономические реалии, правовые акты и рекомендации мирового сообщества, в том числе содержащиеся в конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, парафированной от имени РФ в 1999 г., Палермской Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, подписанной РФ в 2000 году, а также в Конвенции по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при совершении международных деловых операций, принятой Организацией экономического сотрудничества и развития в 1997 г. Законопроект создает благоприятные предпосылки для ратификации Российской Федерацией конвенций Совета Европы об уголовной и гражданской ответственности за коррупцию, преследующих цель создания эффективных барьеров на пути использования подкупа в сфере международных, в том числе экономических отношений, а также для реализации Глобальной программы ООН против коррупции, принятой в 2000 г.
При подготовке законопроекта учтен многолетний опыт разработки, обсуждения и принятия российским парламентом проектов законов о борьбе с коррупцией. В частности, устранены недостатки, относящиеся к формированию законодательства, параллельного по отношению к действующему; декодификации уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, административно-правовых мер борьбы с коррупцией; созданию исключительного порядка уголовного преследования лиц, совершивших коррупционные правонарушения; неоправданному вмешательству в сферу гражданско-правовых отношений; нарушению принципов разграничения полномочий ветвей государственной власти, а также полномочий Российской Федерации и ее субъектов.
При подготовке данного проекта также приняты во внимание: практика применения действующего законодательства РФ, содержащего антикоррупционные нормы; опыт реализации всех, ранее принимавшихся Президентом РФ и Правительством РФ решений в сфере борьбы с коррупцией; рекомендации Верховного Суда РФ относительно толкования понятий взяточничества и коммерческого подкупа; результаты отечественных и зарубежных научных исследований в области борьбы с коррупцией.
Концепция проекта. Концепция законопроекта основывается на следующих положениях.
Первое. Коррупция представляет собой постоянно самовоспроизводящееся явление, коренящееся в недрах самого уклада социальной жизни, не признающее культурно-этнических и территориальных границ. Искоренение коррупции или быстрое и устойчивое ее низведение до социально незначительного уровня на основе срочной целевой программы представляется невозможным. Борьба против коррупции является постоянной функцией государства и заботой всего общества. В этой связи, должны быть созданы стабильные общенациональные основы ограничения распространения и самовоспроизводства коррупции, рассчитанные на длительную историческую перспективу. Такой основой может служить только федеральный закон.
Второе. Борьба против коррупции затрагивает интересы каждого гражданина, общества и государства. Система противодействия коррупции включает существенно различающиеся между собой по содержанию и правовой природе меры, разработка и принятие которых относится как к исключительным полномочиям РФ, так и к совместному ведению РФ и ее субъектов. Оптимальные возможности для учета названных особенностей предоставляет федеральный закон в форме основ законодательства, непосредственно регулирующий антикоррупционную политику федеральных органов государственной власти, устанавливающий основные начала антикоррупционной деятельности на региональном уровне и общие принципы антикоррупционной политики органов местного самоуправления.
Третье. Сегодня в действующем российском законодательстве уже есть законы, наименования которых содержат в себе слово "политика". Например, законы РФ "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом", "Об основах федеральной жилищной политики", Федеральные законы "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", "О науке и государственной научно-технической политике". Но важно исходить не только из существующей практики нормотворчества на уровне федерального законодательства, но и из того, что правовая политика в любой сфере, в том числе в сфере борьбы с коррупцией, содержит в себе три основных элемента: развитие правосознания, правотворчество и правоприменение. И этим проектом предполагается создание системы, которая бы обеспечивала эту "триаду". Вот почему сам проект, с одной стороны, являясь частью этой политики на этапе правотворчества, в то же самое время закладывает основы для создания системы формирования и реализации такой политики, которая бы эффективно действовала на протяжении исторической перспективы, в том числе и в области развития правосознания.
Четвертое. В интересах формирования оптимальной системы борьбы против коррупции следует принимать во внимание, что коррупция состоит не только из деяний, связанных с подкупом и продажностью государственных и муниципальных служащих, но и из иных злоупотреблений лиц, имеющих публичный статус (в том числе в коммерческих и международных организациях), связанных с незаконным получением (присвоением) ими имущества, услуг или льгот вопреки интересам службы. Под коррупцией в статье 2 законопроекта понимается - подкуп (дача взятки или ее получение), а также любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо предоставление такой выгоды указанному лицу.
Пятое. Приоритетным направлением антикоррупционной политики является предупреждение коррупции. Достижение этой цели связано с необходимостью установления сфер правового регулирования, наиболее подверженных коррупции, (исходя из российской и международной практики выделены 12 таких сфер) а также антикоррупционных стандартов (гарантий, ограничений и запретов), обеспечивающих предупреждение или уменьшение воздействия коррупции на функционирование каждой из этих сфер.
Приоритетными сферами правового регулирования антикоррупционной политики в РФ в законопроекте (статьи 5, 18 - 29) признаются: реализация избирательных прав и права на референдум; деятельность политических партий; государственная и муниципальная службы; служба в коммерческих организациях; служба в некоммерческих организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления или их учреждениями; особые сферы исполнения полномочий органов государственной власти, в том числе: законотворчество, судебная и правоохранительная деятельность, бюджетный процесс, банковская деятельность, кредитование, эмиссия ценных бумаг, приватизация государственного и муниципального имущества, государственные закупки, регистрация и лицензирование видов деятельности, экспертиза, сертификация товаров и услуг, предоставление и получение международной финансовой и гуманитарной помощи.
Шестое. В целях достижения социально необходимого уровня эффективности антикоррупционной политики допустимо устанавливаемое федеральным законом определенное ограничение прав и свобод лиц, занимающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, а также лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными и муниципальными органами или их учреждениями. Вместе с тем, достижение этой цели невозможно без государственной поддержки лиц, безупречно исполняющих свой служебный долг (такая норма сегодня уже действует по отношению к ряду государственных служащих при их награждении государственными наградами) и государственного протекционизма по отношению к предпринимательству, не приемлющему подкуп в качестве средства ведения бизнеса.
Требования по безупречной службе, предъявляемые к лицам, замещающим государственные должности и должности по государственной и муниципальной службам, по состоянию на 1 января 2001 г. содержались в 140 нормативных правовых актах федерального уровня, в том числе в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст.8), Федеральном законе "Об основах государственной службы в Российской Федерации" (ст.13), Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст.41.6). Требования относительно честности служащих содержатся в 25 нормативных правовых актах. В частности, в Уставе Международного Союза Электросвязи (ратифицирован Федеральным законом от 30 марта 1995 года N 37-ФЗ) отмечается, что главным соображением при наборе персонала и определении условий его работы должна быть необходимость обеспечить Союз служащими, соответствующими высшим нормам эффективности, компетентности и честности.
Седьмое. Самой острой и вынужденной формой государственного реагирования на наиболее опасные формы коррупционного поведения, посягающие на конституционные права и свободы граждан, законные интересы общества и государства, является антикоррупционная уголовная политика. Уголовная ответственность и порядок уголовного преследования за коррупционные преступления могут быть установлены только соответствующими федеральными кодексами. Вместе с тем, эффективная реализация антикоррупционной уголовной политики, в том числе мониторинг коррупционных преступлений, оптимальное разграничение компетенции и сфер ответственности субъектов антикоррупционной уголовной политики, ресурсное обеспечение борьбы против наиболее опасных проявлений коррупции, создание гарантий законности уголовного преследования за коррупционные преступления невозможны без нормативного закрепления исчерпывающего перечня таких преступлений. Такой перечень должен строго основываться на действующем уголовном законодательстве и одновременно учитывать принципиальные отличия коррупционных преступлений в форме подкупа и иных коррупционных преступлений, а также феномен преступлений, связанных с коррупцией. В таком перечне предлагалось изначально закрепить 29 составов преступлений, указанных в УК РФ (в форме подкупа - 8, иных коррупционных преступлений - 18, преступлений, связанных с коррупцией - 3), затем 42 состава. В ходе обсуждения законопроекта этот перечень был уточнен и в настоящей редакции законопроекта содержит 26 составов преступлений, указанных в УК РФ (в форме подкупа - 9, иных коррупционных преступлений - 17).
По аналогии с этим, в дальнейшем возможно подобное закрепление перечня коррупционных дисциплинарных и административных правонарушений. В новом проекте КоАП РФ, например, можно выделить 5 составов нарушений в сфере избирательного права, имеющих признаки коррупции (п.5.16 - 5.20), в сфере оборота ценных бумаг - 2 состава нарушений (п.15.19, 15.21).
Перечень коррупционных преступлений, перечисленных в частях пятой и шестой статьи 8 законопроекта, является исчерпывающим и подлежит пересмотру в случае внесения изменений или дополнений в УК РФ, затрагивающих сферу применения настоящего Федерального закона.
В актуальности этого шага убеждает и сегодняшняя правоприменительная практика, когда нет единой статистики коррупционных преступлений. Если учитывать в числе коррупционных преступлений только преступления в форме подкупа, то таковых зарегистрировано в 1999 г. - 8167, в 2000 г. - 9860. Если же наряду с подкупом в числе коррупционных учитывать иные преступления, обладающие признаками коррупции, то таковых зарегистрировано (по 19 составам, где имеется статистика) в 1999 г. - 25211, в 2000 г. - 29698.
Восьмое. Обеспечение реализации целей антикоррупционной политики связано с необходимостью формирования адекватной, основанной на принципе "сдержек и противовесов", системы контроля и надзора. Единая система контроля включает государственный (парламентский контроль, судебный контроль, финансовый контроль, специальный контроль) и гражданский контроль.
Девятое. Транснациональный характер коррупции предопределяет выдвижение в качестве одного из приоритетов антикоррупционной политики российского государства принятие на себя обязательств поддержки и всестороннего развития международного сотрудничества в борьбе с коррупцией.
Десятое. Реализация представленного проекта федерального закона предполагает создание дополнительных гарантий для роста бюджетных поступлений, экономного и целенаправленного расходования имеющихся бюджетных ресурсов путем постепенного разрушения коррупционных механизмов, препятствующих пополнению государственной и муниципальной казны и способствующих ее расхищению и социально не оправданному расходованию.
Настоящий проект федерального закона "Основы законодательства об антикоррупционной политике" содержит 37 статей, объединенных в пять глав.
В главе первой "Общие положения" даны определения предмета антикоррупционной политики, основных понятий, используемых в федеральном законе, цели и задач антикоррупционной политики, ее принципов, приоритетных сфер правового регулирования антикоррупционной политики, правовой основы такой политики, системы субъектов антикоррупционной политики, видов коррупционных правонарушений и субъектов коррупционных правонарушений.
В главе второй "Система мер антикоррупционной политики и ее реализации" содержатся развернутые определения понятий мер предупреждения, пресечения и ответственности за коррупционные правонарушения, возмещения вреда, причиненного такими правонарушениями; антикоррупционной экспертизы правовых актов, антикоррупционного мониторинга, отчета о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики, антикоррупционной программы.
В главе третьей "Антикоррупционные стандарты приоритетных сфер правового регулирования антикоррупционной политики" предлагается нормативно закрепить систему антикоррупционных гарантий, ограничений и запретов, обеспечивающих наиболее эффективное предупреждение коррупции в сферах, наиболее подверженных ее воздействию.
В главе четвертой "Международное сотрудничество в сфере антикоррупционной политики" определяются правовая основа, цели, принципы, приоритетные направления международного сотрудничества в сфере антикоррупционной политики, правовой помощи по уголовным и гражданским делам о коррупционных правонарушениях.
В главе пятой "Заключительные положения" определяется система контроля в сфере антикоррупционной политики, включающая парламентский, судебный, финансовый, специальный и гражданский контроль; закрепляется прокурорский надзор за реализацией предлагаемого федерального закона; устанавливается порядок приведения нормативных правовых актов в соответствие с предлагаемым федеральным законом и вступления последнего в силу.
Основные положения законопроекта и его концепция получили предварительную поддержку, одобрение и развитие при его обсуждении в 2000 - 2001 годах на заседании Бюро Отделения философии, социологии, психологии и права РАН, в субъектах РФ, на конференциях, семинарах и "круглых столах" с участием Секретаря Совета Безопасности РФ, представителей Администрации Президента РФ, руководителей Комиссии Государственной Думы по борьбе с коррупцией, представителей Комитетов и Аппарата Государственной Думы, Генеральной прокуратуры РФ, представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работников правоохранительных и судебных органов, ведущих отечественных ученых в области криминологии, уголовного права и процесса, административного и других отраслей права, юридической общественности, в том числе:
6.12.00 - на заседании Бюро Отделения философии, социологии, психологии и права РАН (положения в основном одобрены, протокол N 14);
8.12.00 - на международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы формирования и защиты союзного государства (Союза Россия-Беларусь) (г.Санкт-Петербург, 200 чел.);
8.02.01 - на научно-практической конференции "Актуальные проблемы антикоррупционной политики в России" в рамках VI Международного форума "Технологии безопасности" (г.Москва, 50 чел.) с участием депутатов Государственной Думы;
16.02.01 - на Северо-Западной региональной научно-практической конференции "Актуальные проблемы антикоррупционной политики на региональном уровне" (г.Санкт-Петербург, 250 чел., организаторами выступили Администрация Президента РФ, Генеральная прокуратура РФ, Комиссия Государственной Думы по борьбе с коррупцией, РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский университет МВД РФ) с участием Полномочного Представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе В.В.Черкесова, Заместителя Генерального прокурора РФ Зубрина В.В., прокуроров субъектов РФ, представителей органов законодательной и исполнительной власти РФ и субъектов РФ Северо-Запада России (положения проекта поддержаны, информация Зубрина В.В. Генеральному прокурору РФ N 57/03-08-24-01 от 20.02.01);
24.03.01 - на региональной научно-практической конференции "Актуальные проблемы противодействия коррупции на региональном уровне" (г.Калининград, 270 чел.) с участием Секретаря Совета Безопасности РФ Иванова С.Б., Заместителя Генерального прокурора РФ Зубрина В.В., Полномочного Представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе В.В.Черкесова, руководителей всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов регионального и районного уровней Калининградской области (концепция законопроекта поддержана, внесены замечания и предложения по его доработке, письмо прокурора Калининградской области N 22-1-2001 от 3.05.01);
26-27.04.01 на Международной научно-практической конференции "Таможня и бизнес" в г.Санкт-Петербурге (положения законопроекта поддержаны, стенограмма конференции);
15.05.01 на круглом столе "Формирование законодательных основ антикоррупционной политики в России" в МГУ им.М.В.Ломоносова с участием ведущих специалистов в области криминологии (35 чел.), руководителей Комиссии Государственной Думы РФ по борьбе с коррупцией (законопроект в основном одобрен, рекомендации круглого стола);
17-18.05.01 на международной конференции в ИГП РАН "Административно-правовые проблемы предупреждения коррупционной и организованной преступности" (положения законопроекта поддержаны, стенограмма конференции).
По итогам обсуждения законопроекта в субъектах РФ Северо-Запада России выражена принципиальная поддержка его основных положений в силу "его актуальности и своевременности", внесены предложения по его доработке (Письмо начальника Университета МВД России Сальникова В.П. от 12 мая 2001 года, информация заместителя Генерального прокурора РФ Зубрина В.В. от 26 мая 2001 года, решение Координационного Совета при Полномочном Представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Черкесове В.В. от 24 мая 2001 года, информация управления Генеральной прокуратуры в Северо-Западном федеральном округе N 31/3-22-2001 от 31 мая 2001 года).
30.05.01 на круглом столе "Борьба с коррупцией: состояние и законодательное обеспечение" (г.Москва, ИНИОН РАН, 40 чел.).
11.07.01 на заседании Координационного Совета Российского Союза юристов (концепция законопроекта поддержана).
13-14.07.01 на научно-практическом семинаре "Актуальные проблемы разработки учебных программ антикоррупционной проблематики" (г.Москва, 30 чел.) (законопроект поддержан).
14.07.01 на совместном заседании Исполнительного комитета Российского Союза юристов и Президиума РАЮН (концепция законопроекта поддержана).
18.12.01 на международном круглом столе "Формирование законодательных основ антикоррупционной политики на уровне субъекта Российской Федерации" в Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан (г.Уфа, 150 человек с участием Президента Республики Рахимова М.Г., представителей Администрации Президента РФ, депутатов палат Государственного Собрания, руководителей правоохранительных, контрольных и судебных органов, представителей Ассоциации работников правоохранительных органов Российской Федерации, российских и международных экспертов (законопроект поддержан, рекомендации круглого стола).
Европейская Комиссия приняла положительное решение о проведении международной экспертизы этого проекта. Все эксперты, участвующие в проведении международной экспертизы проекта в июне - ноябре 2001 года, одобрили концепцию проекта и его основные положения.
Проект предлагаемого федерального закона в первоначальной редакции и пояснительная записка к нему опубликованы тиражом более 10000 экземпляров, в том числе, отдельными изданиями, в журналах "Государство и право" (2001, N 7), "Уголовное право" (2001, N 1), "Государственная власть и местное самоуправление" (2001, N 2), в материалах ряда научно-практических конференций, размещен в Интернет: www.centre.newmail.ru.
В настоящей редакции проект федерального закона "Основы законодательства об антикоррупционной политике" учитывает основные предложения и замечания, которые были высказаны в ходе предварительного обсуждения законопроекта, в том числе, которые внесли: Александров А.И., д.ю.н. (Государственная Дума Федерального Собрания РФ); Алексеев A.И., д.ю.н. (НИИ Генеральной прокуратуры РФ); Бельский К.С., д.ю.н. (Институт государства и права РАН); Березовская А.В. (Институт актуального образования ЮрИнфоР-МГУ); Босхолов С.С., д.ю.н. ("Альфа-Групп"); Брушлинский А.В., чл.-корр. РАН; Вакурин А.В., к.э.н. (Московский институт МВД РФ); Вандер Бекен Т., доктор права, эксперт Европейской Комиссии (Бельгия), Власихин В.В., к.ю.н. (Российский фонд правовых реформ); Возгрин И.А., д.ю.н. (СПб университет МВД РФ); Глинкина С.П., д.э.н. (ИМЭПИ РАН), Головко Л.В., д.ю.н. (Институт государства и права РАН); Гусейнов А.А., чл.-корр. РАН; Демидов Ю.Н., к.ю.н. (ГУБОП МВД России); Дмитриев А.В., чл.-корр. РАН; Дробижева Л.М., д.и.н. (Институт социологии РАН); Дьяков С.В., д.ю.н. (Академия ФСБ РФ); Журавлев М.П., д.ю.н. (НИИ при Генеральной прокуратуре РФ); Зубрин В.В., (Генеральная прокуратура РФ); Иконицкая И.А., д.ю.н. (Институт государства и права РАН); Ковалев Н.Д. (Государственная Дума Федерального Собрания РФ); Кузнецова Н.Ф., д.ю.н. (МГУ им.М.В.Ломоносова); Комиссаров B.C., д.ю.н. (МГУ им.М.В.Ломоносова); Колодкин Л.М., д.ю.н. (Академия управления МВД РФ); Куликов А.Д. (Государственная Дума Федерального Собрания РФ); Крюкова О.С., к.филол.н. (Правительство Москвы); Краснов М.А., д.ю.н. (Национальный антикоррупционный комитет); Ламберт-Могилянски А., доктор экономики, эксперт Европейской Комиссии (Франция); Лунеев В.В., д.ю.н. (Институт государства и права РАН); Лапин Н.И., чл.-корр. РАН; Макаров Д.Г. (ФСНП РФ); Мацкевич И.М., д.ю.н. (Институт прокуратуры при МГЮА); Мешков В.М., д.ю.н. (Калининградский юридический институт МВД РФ); Наумов А.В., д.ю.н. (Институт государства и права РАН); Нерсесянц B.C., академик РАН; Никифоров А.С., к.ю.н. (Институт государства и права РАН); Очковский Е.А. (Представительство в России и Беларуси Управления ООН по предупреждению преступности); Сатаров Г.А. д.э.н. (Национальный антикоррупционный комитет); Сальников В.П., д.ю.н. (СПб университет МВД РФ); Скобликов П.А., к.ю.н. (Академия управления МВД РФ); Сыдорук И.Н. (Прокуратура Санкт-Петербурга); Тарасов А.А., к.ю.н. (Саратовский государственный университет); Тосунян Г.А., д.ю.н. (Институт государства и права РАН); Фадеев В.В. (Правительство Москвы); Фролов О.Я. (Прокуратура Калининградской области); Федоров А.В., к.ю.н. (Администрация Президента РФ); Хаманева Н.Ю., д.ю.н. (Институт государства и права РАН); Цыганова А.А. (Генеральная прокуратура РФ); Черкесов В.В. (Администрация Президента РФ); Эминов В.Е., д.ю.н. (Московская государственная юридическая академия); Яни П.С., д.ю.н. (Институт повышения квалификации Генеральной прокуратуры РФ).
Предлагаемый федеральный закон создает дополнительные гарантии для роста бюджетных поступлений, экономного и целенаправленного расходования имеющихся бюджетных ресурсов, что позволит при его реализации не требовать дополнительных бюджетных затрат, а реализовать антикоррупционную политику в рамках текущего бюджетного финансирования органов государственной власти.
Проект федерального закона "Основы законодательства об антикоррупционной политике" подготовлен инициативной группой ученых в составе: Лопатим В.Н. (рук. группы) - доктор юрид. наук, первый заместитель директора НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ по научной работе, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН; Карапетян С.А. - кандидат юрид. наук, старший помощник Генерального прокурора РФ - Полномочный представитель Генерального прокурора РФ в Федеральном Собрании РФ; Лазарев В.В. - заслуженный деятель науки РФ, доктор юрид. наук, постоянный представитель Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации, заместитель начальника Правового управления Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Максимов С.В. - доктор юрид. наук, заведующий кафедрой уголовного права Института актуального образования "ЮрИнфоР-МГУ", профессор Московского института МВД РФ.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Основы законодательства
об антикоррупционной политике"
Проект федерального закона "Основы законодательства об антикоррупционной политике" при своей реализации не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации не требует заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "Основы законодательства
об антикоррупционной политике"
Должны быть приняты:
1. Федеральный закон "О профилактике правонарушений".
2. Федеральный закон "О парламентском расследовании".
3. Федеральный закон "О криминологической экспертизе".
4. Федеральный закон "О лоббистской деятельности".
5. Федеральный закон о ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
6. Федеральный закон о ратификации Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности.
7. Федеральный закон о ратификации Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию.
Должны быть внесены изменения и дополнения в:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации.
2. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
3. Федеральный закон "Об основах государственной службы в Российской Федерации".
4. Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
5. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
6. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности".
7. Федеральный закон РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.