Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 255 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
С 1 января 2002 года вводится в действие глава 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации ("Налог на прибыль организаций"). В соответствии с абзацем 9 пункта 16 статьи 255 части второй Налогового кодекса Российской Федерации взносы работодателей по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов от суммы расходов на оплату труда. Ранее указанные взносы включались в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах 1 процента объема реализуемой продукции (работ, услуг).
Изменение указанной нормы приведет к сокращению расходов организаций на уплату страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию примерно в 3,3 раза. В этих условиях организации ограничат программы медицинского обслуживания работников по договорам добровольного медицинского страхования. Коснется это прежде всего рядовых сотрудников. Кроме того, медицинские учреждения получат втрое меньше средств от оказания услуг по добровольному медицинскому страхованию. Следует учитывать, что для многих из них средства добровольного медицинского страхования являются основным источником доходов. Сокращение объема услуг по добровольному медицинскому страхованию будет также способствовать увеличению объема "теневой" оплаты медицинских услуг.
Добровольное медицинское страхование - цивилизованный способ привлечения дополнительных средств на оказание медицинской помощи населению. Учитывая, что основную долю в структуре доходов системы добровольного медицинского страхования составляют платежи предприятий и организаций (на их долю приходится примерно 90% поступлений), необходимо создать благоприятный налоговый режим для увеличения отчислений организаций на указанные цели. В связи с этим предлагаем внести изменения в статью 255 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и объединить в единый норматив включения в состав расходов, нормативы на добровольное страхование, установленные в абзацах 7 и 9 пункта 16 статьи 255. Другими словами предлагаем предоставить возможность работодателям направлять на цели добровольного страхования совокупную сумму платежей (взносов) в размере, не превышающем 15 процентов от суммы расходов на оплату труда, вместо 12 процентов и 3 процентов установленных статьей 255 части второй Налогового кодекса.
В связи с этим абзац 7 следует изложить в следующей редакции:
"Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 15 процентов от суммы расходов на оплату труда".
Такое изменение позволит работодателям, без увеличения действующих нормативов включения в состав расходов сумм взносов по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования, добровольного личного страхования, предусматривающего оплату страховщиками медицинских расходов, более гибко с учетом потребностей трудового коллектива направлять средства на указанные виды добровольного страхования.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 255 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Законопроект не предусматривает увеличения норматива включения в себестоимость продукции расходов организаций на добровольное страхование работников. В связи с этим законопроект в случае его принятия, не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета и не отразится на доходах федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием данного закона
Принятие данного закона не требует приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.