Главного бухгалтера предприятия налоговая полиция привлекла к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного пунктом "а" части 2 статьи 199 УК РФ за задолженность по налоговым платежам (недоимку), а именно за то, что поступившие денежные средства в кассу предприятия и на расчетный счет частично расходовались на хозяйственные нужды (покупку ГСМ, расчеты за газ, электроэнергию, сырье), а не на погашение задолженности по налогам.
Объяснения бухгалтера организации, что предприятие сработало убыточно и оно не может в дальнейшем работать не расходуя средства на организацию производства, что ранее систематически налоги уплачивались, и что организация не отказывается от уплаты налогов, следователем в учет приняты не были.
Имеют ли право налоговые органы привлекать к уголовной ответственности по статье 199 УК РФ за задолженность по налоговым платежам в приведенной практической ситуации?
Что делать, куда следует обращаться?
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, совершенное группой лиц по предварительному сговору, наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
При этом следует иметь ввиду, что обязательным условием наступлений уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, которое может выражаться как в действиях, так и в бездействии, является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов (других обязательных платежей).
В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 1998 г. уклонение от уплаты налогов признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время в этих целях используется расчетная база в 100 руб., исходя из чего сумма составит 100 000 руб.), а в особо крупном размере - пять тысяч минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время - 500 000 руб.).
Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 4 июля 1997 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов" отметил, что общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого заплатить установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации), что влечет за собой непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.
Таким образом, при анализе изложенной в вопросе практической ситуации следует учесть:
1) действительно ли неуплаченные суммы налогов являются крупными или особо крупными;
2) имело ли место уклонение от уплаты налогов, и в каком виде это было выражено;
3) имелось ли место такое отягчающее обстоятельство, как сговор группы должностных лиц по неуплате налогов.
На первый и третий вопрос исходя из данных, приведенных в вопросе, ответить затруднительно. Однако на первый вопрос читатели могут найти ответ сами, соразмерив свою задолженность по налоговых платежам в бюджет, с установленными законодательством суммами (100 000 руб. и 500 000 руб.).
Что касается третьего вопроса, то сговор лиц должен быть установлен следствием и со ссылкой на доказательную базу об этом должно быть указано в постановлении следственных органов о привлечении в качестве обвиняемого, в обвинительном заключении и приговоре.
К сожалению, ни действующим законодательством, ни правоприменительной практикой в настоящее время, не определены разумные границы совместного выполнения налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налоговых платежей и направления средств на производственные (управленческие) нужды.
Поэтому любое действие, приводящее к неуплате налогов при наличии соответствующих возможностей у организаций, как налоговыми, так и судебными органами, трактуется в настоящее время однозначно, как уклонение от уплаты налогов.
В связи с этим, по данному основанию, а именно отвлечению средств на другие цели при наличии значительной задолженности по платежам в бюджет, должностные лица организации могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Иное может установить только суд при рассмотрении конкретной ситуации, учитывая отдельные особенности и причины.
Что касается порядка обжалования действий работников налоговой полиции, то следует отметить следующее.
В соответствии со статьей 12 Закона РФ от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона РФ от 8 июля 1999 года N 151-ФЗ) и статьей 20 Закона РФ от 24 июня 1993 года N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (в редакции изменений и дополнений) за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей, они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Порядок обжалования действий работников налоговых органов регулируется разделом VII части первой НК РФ. В частности, согласно статье 138 части первой НК РФ жалоба может быть подана в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящие структуры не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Отметим, что подача жалобы в судебные органы физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции.
1 ноября 2001 г.
"Консультант бухгалтера", N 11, ноябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru