Об изменениях и дополнениях N 1 инструкции МНС России N 56
Изменения и дополнения N 1 (далее - Изменения N 1), внесенные в инструкцию МНС России от 21.02.2000 г. N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю", зарегистрированные Минюстом России 5.12.01 г. N 3069*, разработаны в соответствии с действующей редакцией части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 27.12.2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", от 4.05.2000 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О ветеранах", от 12.02.01 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", постановлений Правительства Российской Федерации от 5.10.99 г. N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны", от 4.12.99 г. N 1349 "Об утверждении Типового положения о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам и о перечне видов производств и групп изделий народных художественных промыслов", а также других законодательных и нормативных документов.
Изменения N 1, в частности, затронули порядок индексации ставок земельного налога и порядок уплаты земельного налога, уточнили налоговые льготы физическим и юридическим лицам, порядок уплаты земельного налога жилищно-строительными, дачно-строительными, гаражно-строительными кооперативами, садоводческими, огородническими и животноводческими товариществами, изменили формы расчета земельного налога, прилагаемые к налоговой декларации по земельному налогу.
Объекты налогообложения и плательщики земельного налога
В Изменениях N 1 уточнены некоторые понятия, используемые в Инструкции N 56, такие, как "объекты налогообложения" и "налогоплательщики земельного налога", которые в свою очередь связаны с понятием "земельные отношения". Основополагающим документом в вопросах земельных отношений в настоящее время является новый Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.01 г. N 136-ФЗ, введенный в действие Федеральным законом от 25.10.01 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Объектами земельных отношений согласно этому Кодексу признаются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, расположенные в пределах территории Российской Федерации, и части земельных участков. Таким образом, в этом документе земельный участок определяется как объект земельных отношений, которым является часть поверхности земли (в том числе и ее почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Объектами налогообложения в соответствии со ст.38 НК РФ являются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений ст.38 НК РФ. В связи с этим объектами обложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование. К ним, в частности, относятся земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. При этом в составе земель сельскохозяйственного назначения как объектов налогообложения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которым земля предоставлена в собственность, владение, пользование на территории Российской Федерации. При этом организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Физическими лицами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.
Изменения N 1 дополняют Инструкцию N 56 положением, касающимся порядка уплаты земельного налога плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Поправка обусловлена действующей редакцией Федерального закона от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Этим документом узаконен порядок установления и введения в действие единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. В Изменениях N 1 говорится о том, что не освобождаются от уплаты земельного налога плательщики единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, являющиеся юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом предпринимательская деятельность таких лиц осуществляется в следующих сферах: оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг; оказание бытовых, парикмахерских, медицинских, косметологических, ветеринарных и зооуслуг физическим лицам; оказание услуг по краткосрочному проживанию; оказание консультационных, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание; общественное питание; розничная торговля через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади; розничная выездная (нестационарная) и стационарная торговля горюче-смазочными материалами; оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек, за исключением оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси; оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси; оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей; деятельность организаций по сбору металлолома; изготовление и реализация предпринимателями игрушек и изделий народных художественных промыслов.
Ставки земельного налога
Изменениями N 1 определены новые ставки земельного налога на 2001 г. Однако пока Изменения N 1 проходили юридическое согласование и государственную регистрацию в Минюсте России, был принят Федеральный закон от 14.12.01 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", который увеличил ставки земельного налога на 2002 г. по сравнению с 2001 г. в 2 раза. С учетом этого при расчете земельного налога на 2002 г. не следует забывать, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах и средние размеры налога с 1 га пашни, приведенные в приложениях N 1-2 к Закону Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 (в ред. по состоянию на 31.12.99 г.) "О плате за землю", указаны в значениях, соответствующих 1994 г. Эти же значения ставок продублированы в Инструкции N 56, а затем уточнены с учетом ежегодно проводимой индексации ставок земельного налога в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации и федеральными законами о бюджете. Поэтому, чтобы правильно рассчитать ставки земельного налога и взять за основу для дальнейшего применения их с установленной индексацией в 2002 г., следует исходить из значений ставок налога, установленных Законом Российской Федерации "О плате за землю" с учетом индексации ставок земельного налога в 1995-1997, 1999-2000 и 2002 гг.
Изменениями N 1 уточнены ставки земельного налога, приведенные в п.14 Инструкции N 56. Согласно новой редакции этого пункта земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота) целей, взимается со всей площади земельного участка в размере 7,2 коп. за 1 м2. В состав земель в границах сельских населенных пунктов для иных целей могут входить земельные участки под постройками для содержания животных, под зданиями почты, аптеки, магазина, бани, котельной, мастерскими, складами для хранения плодоовощной продукции, земли, выделенные под жилищное строительство. В новой редакции п.14 Инструкции N 56 ставки земельного налога приведены с учетом проводимой в 1995-1997 и 1999-2000 гг. индексации ставок налога, в результате которой размер земельного налога по указанным категориям земель рассчитывался следующим образом: [5 руб./м2 (1994 г.) х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.) х 2 (1999 г.) х 1,2 (2000 г.)] : 1000 = 7,2 коп./м2.
С учетом индексации ставок земельного налога в 2002 г. размер налога по приведенным категориям земель составит 14,4 коп./м2 (7,2 коп./м2 х 2).
Пример. На территории сельского населенного пункта организации выделен земельный участок для постройки сооружения, предназначенного для содержания в нем сельскохозяйственных животных. Площадь земельного участка - 12 000 м2. Для реализации сельхозпродукции организации выделен участок под строительство продовольственного ларька площадью 200 м2.
В связи с тем что в данном случае речь идет о землях, предоставленных юридическому лицу в границе сельского населенного пункта для иных целей, выбираем для расчета налога ставку, приведенную в первоначальной редакции п.14 Инструкции N 56. Указанная ставка налога соответствует 5 руб. за 1 м2 земельного участка. Это значение определяет базовую ставку, иными словами соответствует значениям ставки в 1994 г.
С учетом индексации ставок земельного налога в 1995-1997 и 1999-2000 гг. средняя ставка налога рассчитывается по следующей формуле:
(5 руб./м2 х 2 х 1,5 х 2 х 2 х 1,2) : 1000 = 7,2 коп./м2. Эта ставка соответствует значению, принятому Изменениями N 1 в п.14 Инструкции N 56.
С учетом коэффициента 2 в 2002 г. сумма земельного налога, подлежащая уплате, составляет (12 000 м2 х 7,2 коп./м2 х 2) + (200 м2 х 7,2 коп./м2 х 2 ) = 1756,8 руб.
Органы местного самоуправления приняли решение о повышении ставок налога по приведенным выше категориям земель в 2 раза. В связи с этим сумма налога за оба участка составит 3513,6 руб. (1756,8 руб. х 2).
Изменениями N 1 внесены поправки в п.16 Инструкции N 56. Согласно новой редакции этого пункта налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 14,4 коп. за 1 м2. Указанный минимальный размер земельного налога обоснован применением коэффициентов индексации ставок налога в 1995-1997, 1999-2000 гг. и рассчитывается следующим образом: [10 руб./м2 (1994 г.) х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.) х 2 (1999 г.) х 1,2 (2000 г.)] : 1000 = 14,4 коп./м2. В 2002 г. указанная ставка налога будет равна 28,8 коп./м2 (14,4 коп./м2 х 2).
Что касается налога за земли, занятые личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, то его минимальный размер, указанный в п.16 Инструкции N 56, составит [10 руб./м2 х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.) х 1,2 (2000 г.)] : 1000 = 7,2 коп./м2.
В 2002 г. минимальный размер земельного налога за указанные земли составит 14,4 коп./м2 (7,2 коп./м2 х 2).
Пример. В.Н. Пронин, проживающий в поселке городского типа Волго-Вятского района, имеет земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 3000 м2.
Согласно Закону "О плате за землю" налог за земли, занятые личным подсобным хозяйством в границах поселковой черты, взимается в размере 3% от ставок, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 14,4 коп. за 1 м2 в 2001 г. Ставка земельного налога по данному поселку Волго-Вятского района в 1994 г. была установлена в размере 0,8 руб./м2.
В 2001 г. ставка составляет: (0,8 руб./м2 х 50 х 2 х 1,5 х 2 х 2 х 1,2 ) : 1000 = 57,6 коп./м2. В 2002 г. эта ставка будет равна 115,2 коп./м2 (57,6 коп./м2 х 2). 3% от этой ставки составляют 3,46 коп./м2. Ставки земельного налога за земли для ведения личного подсобного хозяйства не индексировались в 1999 и 2001 гг., однако индексируются в 2002 г. Так как минимальный размер налога за участки для ведения личного подсобного хозяйства в городах и поселках в 2002 г. равен 14,4 коп./м2 , то из расчета исключаем 3,46 коп./м2. Сумма земельного налога составит: 1000 м2 х 14,4 коп./м2 = 144 руб. (по норме отвода земельного участка); 2000 м2 х 28,8 коп./м2 = 576 руб. (за сверхустановленную норму отвода); за весь земельный участок - 720 руб. (144 + 576).
Изменениями N 1 уточнены ставки земельного налога за земельные участки, предоставленные для садоводства, огородничества и животноводства в пределах городской, поселковой черты. Данный размер земельного налога был указан в п.17 Инструкции N 56 в условиях 1994 г. - 10 руб. за 1 м2. В новой редакции п.17 Инструкции N 56 налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, с учетом индексации ставок земельного налога в 1995-1997 и в 2000 гг. составляет: [10 руб./м2 (1994 г.) х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.) х 1,2 (2000 г.)] : 1000 = 7,2 коп./м2.
В 2002 г. с учетом коэффициента индексации 2 размер налога за указанные земли составит 14,4 коп./м2 (7,2 коп./м2 х 2).
Пример. Огороднический кооператив, расположенный на территории дачного поселка, занимается выращиванием бахчевых культур. Площадь земельного участка, занимаемого кооперативом, составляет 70 000 м2.
При определении ставок земельного налога следует исходить из нормы, установленной в п.17 Инструкции N 56. С учетом индексации средняя ставка налога по указанной в примере категории земли составляла: (10 руб./м2 х 2 х 1,5 х 2 х 1,2 ) : 1000 = 7,2 коп./м2. В 2001 г. ставки не индексировались, а в 2002 г. применяется коэффициент индексации 2, поэтому средняя ставка налога по землям, находящимся в пользовании кооператива, составляет 14,4 коп./м2 (7,2 коп./м2 х 2).
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в 2002 г., - 10 080 руб. (7,2 коп./м2 х 2 х 70 000 м2).
Льготы по земельному налогу
Изменениями N 1 уточнены льготы по земельному налогу для юридических и физических лиц.
Во-первых, порядок предоставления льготы по земельному налогу организациям и гражданам, занимающимся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования, регламентируется дополнительно включенными в Инструкцию N 56 документами. В Изменениях N 1 указано, что при определении круга таких льготников следует руководствоваться Типовым положением о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4.12.99 г. N 1349 "Об утверждении Типового положения о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам и о перечне видов производств и групп изделий народных художественных промыслов". Согласно Типовому положению художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам (далее - совет) создается при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях отнесения изготавливаемых изделий к изделиям народных художественных промыслов и координации деятельности расположенных на территории этого субъекта Российской Федерации организаций (независимо от их организационно-правовой формы) и индивидуально работающих мастеров, занимающихся изготовлением изделий народных художественных промыслов в местах их традиционного бытования. Совет рассматривает представленные организациями и индивидуально работающими мастерами типовые образцы и уникальные изделия и в соответствии с Федеральным законом "О народных художественных промыслах", Перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов принимает решение об отнесении изделий к изделиям народных художественных промыслов. На основании письменного заявления организации или индивидуально работающего мастера совет осуществляет экспертизу новых изделий на предмет отнесения их к изделиям народных художественных промыслов. Перечень изделий, отнесенных к изделиям народных художественных промыслов, утверждается сроком на один календарный год, в течение которого в него могут вноситься изменения. К образцу или фотографии изделия, отнесенного к изделиям народных художественных промыслов, крепится ярлык, заверенный печатью и подписью председателя совета (в его отсутствие - заместителя председателя). Совет выдает организации или индивидуально работающему мастеру, представившим изделия, выписку из протокола заседания совета с результатами экспертизы и перечнем изделий, отнесенных к изделиям народных художественных промыслов, в течение 15 дней после принятия соответствующего решения.
Кроме того, при определении льготной категории организаций и граждан, занимающихся народными художественными промыслами, необходимо руководствоваться Перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, утвержденным приказом Минэкономики России от 28.12.99 г. N 555. В соответствии с указанным Перечнем к изделиям народных художественных промыслов относятся следующие виды производств: художественная обработка дерева и других растительных материалов; производство художественной керамики; художественная обработка металлов; производство ювелирных изделий народных художественных промыслов; миниатюрная лаковая живопись; декоративная роспись по металлу; художественная обработка камня; художественная обработка кости и рога; производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов; художественное ручное кружевоплетение; художественное ручное ткачество; художественное ручное вязание; художественное ручное ковроткачество и ковроделие; художественная ручная роспись и набойка тканей; производство художественных платочных изделий с печатным авторским рисунком; художественная обработка кожи и меха; прочие виды производств изделий народных художественных промыслов, определяемые данным Перечнем. Одновременно указано, что каждому виду производств соответствует определенная группа изделий народных художественных промыслов, перечисленная в этом Перечне.
Во-вторых, Изменениями N 1 уточнен порядок предоставления льготы по земельному налогу гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с п.п.8 п.5 Инструкции N 56 граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, освобождаются полностью от уплаты земельного налога. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяет Закон Российской Федерации от 15.05.91 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с последующими изменениями и дополнениями). Этим же Законом установлен порядок пенсионного обеспечения каждой категории граждан, подвергшихся воздействию радиации, а также предусмотрены компенсации и льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в том числе льготное налогообложение по земельному налогу.
Ранее в Инструкции N 56 был приведен перечень граждан, подвергшихся радиационному воздействию, согласно которому данные лица освобождались от уплаты земельного налога. Этот перечень соответствовал тем категориям граждан, для которых Законом N 1244-1 предусмотрены компенсации и льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в том числе льготное налогообложение по земельному налогу.
Следует отметить, что ст.7 указанного Закона распространяет действие данного Закона на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в 1996 г. и в последующие годы проведены эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 г. среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр); на которых начиная с 1991 г. плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/м2. При этом данные территории подразделяются на зону отчуждения; зону отселения; зону проживания с правом на отселение; зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Кроме того, ст.13 Закона N 1244-1 определяет конкретные категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. В связи с этим следует отметить, что Закон "О плате за землю" освобождает от уплаты земельного налога только тех граждан, которые непосредственно подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Поэтому указанная льгота предоставляется согласно перечню категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденному ст.13 Закона N 1244-1.
В-третьих, согласно Изменениям N 1 круг льготников пополнился лицами, работавшими на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. и награжденными медалью "За оборону Ленинграда". Это дополнение объясняется следующим образом. В соответствии с п.6 ст.12 Закона "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 18.01.94 г. N 163 "О социальных гарантиях и льготах гражданам, награжденным медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Жителю блокадного Ленинграда" социальные гарантии и льготы, предоставляемые участникам Великой Отечественной войны, распространялись на граждан, награжденных медалью "За оборону Ленинграда" и знаком Ленинградского Совета народных депутатов "Жителю блокадного Ленинграда". В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9.09.99 г. N 1186 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации" Указ Президента Российской Федерации от 18.01.94 г. N 163 утратил силу.
В п.8 Инструкции N 56 предусмотрено, что в случае утраты в течение года права на льготу обложение земельным налогом производится, начиная с месяца, следующего за месяцем утраты этого права. В связи с этим обложение земельным налогом граждан, награжденных медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Жителю блокадного Ленинграда", должно производиться с октября 1999 г.
Федеральным законом от 4.05.2000 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О ветеранах", вступившим в силу с 1 января 2001 г., перечень граждан, отнесенных ст.2 Федерального закона "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны, дополнился лицами, работавшими на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. и награжденных медалью "За оборону Ленинграда".
Таким образом, указанные лица с 1 января 2001 г. отнесены к участникам Великой Отечественной войны и в связи с этим включены Изменениями N 1 в круг лиц, освобождаемых от уплаты земельного налога. Однако граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", Федеральным законом "О ветеранах" не отнесены к участникам Великой Отечественной войны и, следовательно, не имеют право на льготу по уплате земельного налога.
В-четвертых, в Изменениях N 1 уточнен порядок предоставления льготы военнослужащим. При определении указанной льготы следует руководствоваться Федеральным законом от 27.05.98 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта. При этом офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следует учитывать, что определение понятия "военная служба" дано в Федеральном законе от 28.03.98 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Согласно ст.2 данного Закона военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях. Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Основанием для предоставления льготы военнослужащим служат удостоверения воинских частей, справки рай- (гор-) военкоматов, пенсионные удостоверения. Кроме того, в соответствии со ст.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих. Порядок выдачи военнослужащим указанных документов определяется Правительством Российской Федерации.
В-пятых, в Изменениях N 1 уточнены льготы по земельному налогу членам семей, состоявшим на иждивении погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе погибших (умерших) военнослужащих участников Великой Отечественной войны).
В соответствии с п.18 ст.12 Закона "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей. Основное требование, которое Закон установил при предоставлении льготы по земельному налогу членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, заключается в том, что потеря кормильца связана с исполнением служебных обязанностей данных лиц.
Кроме того, следует учитывать, что согласно Закону Российской Федерации от 12.02.93 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в ст.1 Закона N 4468-1, назначается в том случае, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами имели источники дохода (в том числе получали какую-либо пенсию), может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
Льгота по уплате земельного налога предоставляется членам семей, состоявшим на иждивении погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе погибших (умерших) военнослужащих участников Великой Отечественной войны). Членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), льгота по уплате земельного налога предоставляется на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Положением о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 23.02.81 г. N 209.
Удостоверение выдается по обращении граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца. Основанием для предоставления права на льготы может служить и пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", а также справка установленной формы о гибели военнослужащего. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные ст.21 Федерального закона "О ветеранах".
И, наконец, последняя поправка по льготам связана с уточнением порядка льготирования предприятий, государственных учреждений и организаций морского и речного транспорта. В ранее действовавшей инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 г. N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" судостроительные и судоремонтные заводы были включены в перечень организаций морского и речного транспорта, освобождаемых от уплаты земельного налога. Налогоплательщик, воспользовавшись этим положением, заявлял льготу по земельному налогу, при этом обращал внимание на Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 г. N 1038, в соответствии с которым Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области транспортного комплекса. При этом транспортный комплекс включает гражданскую авиацию, морской, внутренний водный, автомобильный, городской электрический, промышленный (кроме отнесенного к ведению Министерства путей сообщения Российской Федерации) транспорт и дорожное хозяйство с входящими в них юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют наряду с перечисленной в указанном Положении деятельностью в том числе и обследование, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования, водных путей сообщения и судоходных гидротехнических сооружений, морских (за исключением рыбных) и речных портов. Однако согласно Положению о Минтрансе России к функциям Министерства в области морского и внутреннего транспорта не относятся работы по производству и ремонту судов.
При решении данного вопроса следует исходить из нормы, установленной в п.п.11 п.5 Инструкции N 56, в соответствии с которым от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия водных путей и гидросооружений Минтранса России, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений.
Согласно Положению о проведении работ по развитию единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1.11.99 г. N 1212, одной из основных задач системы кодирования технико-экономической и социальной информации в Российской Федерации является информационное обеспечение налогообложения. В связи с этим следует отметить, что Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства" в основном обеспечивает группировку предприятий и организаций по отраслям народного хозяйства и соответственно относит организации по строительству судов к судостроительной промышленности (код по ОКОНХ - 14740), а специализированные предприятия по ремонту морских, озерных и речных судов, судового оборудования, механизмов и приборов, предприятия по ремонту специальных судов и кораблей - к отрасли "Промышленность" (код по ОКОНХ - 14921 - ремонт судов). Вследствие этого судостроительные и судоремонтные заводы не относятся к организациям морского и речного транспорта и поэтому не имеют права на льготу по земельному налогу. Новая редакция Инструкции N 56 (с учетом Изменений N 1) принята в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" и не содержит льготы по земельному налогу для судостроительных и судоремонтных организаций.
В соответствии со ст.80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Организации, полностью освобожденные от уплаты земельного налога в соответствии со ст.12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", должны представлять в налоговые органы декларации по земельному налогу в связи с тем, что данный Закон устанавливает льготы по земельному налогу, но не выводит те или иные земли из объекта налогообложения.
Налоговая декларация по земельному налогу представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения облагаемых объектов. Если часть земельных участков или в целом весь земельный участок организации подлежит льготному налогообложению, налогоплательщик должен представить в налоговый орган документ, подтверждающий право на льготу. В декларации необходимо указать, на каком основании земли подлежат льготному налогообложению, а именно подтвердить их на основании ст.12 Закона "О плате за землю", а в случае предоставления льгот органами местного самоуправления или субъектами Российской Федерации представить копии их документов, устанавливающие указанные льготы.
При заполнении налоговой декларации перечисляются объекты, полностью или частично льготируемые, основания их освобождения, местонахождение, площади земельных участков, подлежащих освобождению от уплаты налога, ставки земельного налога и его сумма по каждому льготируемому земельному участку. В итоговой строке рассчитывается общая сумма предоставленных льгот.
Порядок уплаты земельного налога садоводческими и огородническими товариществами
Разъяснение по вопросу, связанному с обложением земельным налогом дачно-строительных, гаражно-строительных, жилищно-строительных кооперативов, садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ, дано в совместном письме Минфина России, Роскомзема и Госналогслужбы России от 9.06.92 г. N 9-02-13, 5-10/1605, ВГ-4-02/33 "О порядке уплаты земельного налога дачно-строительными, гаражно-строительными, жилищно-строительными кооперативами, садоводческими, огородническими и животноводческими товариществами". В соответствии с Изменениями N 1 это разъяснение полностью включено в Инструкцию N 56. Кроме того, при налогообложении дачно-строительных кооперативов, садоводческих, огороднических товариществ следует руководствоваться Федеральным законом от 15.04.98 г. N 66-ФЗ (в ред. от 22.11.2000 г.) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Согласно данному Закону под садоводческим и огородническим товариществом понимается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства и огородничества.
В садоводческом и огородническом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица. Земли общего пользования предоставляются товариществу как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве. Одновременно общее собрание членов товарищества вправе принять решение о закреплении за ним как за юридическим лицом всей предоставленной ему земельной площади.
Порядок уплаты земельного налога указанными товариществами, как и кооперативами, регулируется Законом "О плате за землю", в соответствии с которым основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
Изменениями N 1 уточняется, что до выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками всем членам кооперативов и товариществ плательщиками земельного налога являются их правления, которые должны представлять налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных организаций. При этом ответственность за правильное исчисление и своевременную уплату налога за земельные участки, предоставленные товариществам и кооперативам, возлагается на их правления.
В Изменениях N 1 указывается, что начисление земельного налога производится со всей площади земельного участка товарищества и кооператива, в том числе и с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за гражданами, которым в соответствии с Законом "О плате за землю" предоставлены льготы, и их доли в площадях земель общего пользования. Если члены товариществ и кооперативов получат свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками, исчисление земельного налога будет производиться каждому из них налоговыми органами. Таким образом, если члены товарищества и кооператива имеют правоустанавливающие документы на земельные участки, земельный налог исчисляется каждому из них налоговыми органами, и в таком случае каждый член данного товарищества и кооператива будет уплачивать земельный налог самостоятельно, а не возмещать соответствующие расходы товарищества и кооператива посредством уплаты их членами членских взносов.
Пример. На территории Пензенской области в одном из дачных поселков огородническому товариществу "Урожай" выделен земельный участок. Его площадь по правоустанавливающему документу составляет 340 000 м2. Из 250 членов товарищества имеют льготы по земельному налогу участники Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, инвалиды I и II групп, военнослужащие в количестве 30 человек. Не все члены товарищества имеют свидетельства на право собственности на землю. В этом случае плательщиком земельного налога за весь земельный участок, в том числе земли общего пользования, будет являться само товарищество.
Земли общего пользования (30 000 м2) предоставлены огородническому товариществу как юридическому лицу в собственность. Из общего количества членов товарищества плательщиками земельного налога являются 200 человек. На земли, закрепленные за всеми членами товарищества, приходится 310 000 м2 (340 000 м2 - 30 000 м2).
Исходя из того что на одного члена товарищества выделен земельный участок площадью 1240 м2, площадь земельного участка у имеющих льготы составляет 62 000 м2 (1240 м2 х 50 человек).
На земли, принадлежащие непосредственно налогоплательщикам, приходится 248 000 м2 (310 000 м2 - 62 000 м2).
Площадь общего пользования на одного члена товарищества - 120 м2 (30 000 м2 : 250 человек), на всех членов товарищества, являющихся налогоплательщиками, - 24 000 м2 (120 м2 х 200 человек).
Поскольку земельный участок находится на территории дачного поселка, для расчета суммы земельного налога выбираем ставку земельного налога согласно Изменениям N 1 в п.17 Инструкции N 56 - 7,2 коп. за 1 м2. Это значение ставки соответствует 2001 г.
Сумма земельного налога со всей облагаемой площади в 2002 г. составит:
(7,2 коп./м2 х 2 х 248 000 м2) + (7,2 коп./м2 х 2 х 24 000 м2) = 39 168 руб.
Форма расчета по налогообложению товариществ и кооперативов (форма N 5) включена Изменениями N 1 в приложение к Инструкции N 56 (табл. 5). Рассмотрим на примере порядок заполнения формы расчета по налогообложению садоводческого товарищества.
Форма расчета по налогообложению дачно-строительных, гаражно-строительных, жилищно-строительных кооперативов, садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ
Полное название налогоплательщика Огородническое товарищество "Урожай"
N п/п |
Показатели | |
1 | Адрес налогоплательщика, номер и дата пра- воустанавливающего документа, кем выдан |
Ул. Правды, пос. Новое, ул. 3. Свидетельство от 1.05.95 г. N 25 |
2 | Количество членов кооператива (товарищест- ва) - всего (человек) в том числе: 2.1. имеющие льготы 2.2. плательщики земельного налога |
250 50 200 |
3 | Площадь земельного участка по правоустана- вливающему документу - всего (м2) в том числе: 3.1. земли общего пользования 3.2. земли, закрепленные за членами коопе- ратива (товарищества) из них: 3.3. у имеющих льготы 3.4. у налогоплательщиков из земель, принадлежащих налогоплательщи- кам, приходится: 3.5. а) в пределах нормы б) сверх нормы, но в пределах двойной нор- мы в) сверх двойной нормы |
340000 30000 310000 62000 248000 248000 |
4 | Приходится площади общего пользования: 4.1. на одного члена кооператива (товари- щества) (стр.3.1 : стр.2) 4.2. на всех членов кооператива (товарище- ства), являющихся налогоплательщиками (стр.4.1 х стр.2.2) |
120 24000 |
5 | Ставки земельного налога за 1 м2 (руб. коп.): 5.1. а) за площадь в пределах нормы и зе- мель общего пользования 5.2. б) сверх нормы, но в пределах двойной нормы 5.3. в) свыше двойной нормы |
В 2001 г. - 7,2 коп./м2 В 2002 г. - 14,4 коп./м2 |
6 | Сумма земельного налога со всей облагаемой площади (руб. коп.) (стр.5.1 х стр.3.5) + (стр.5.2 х стр.3.6) + (стр.5.3 х стр.3.7) + (стр.5.1 х стр.4.2) |
(14,4 коп. / м2 х 248000 м2) + (14,4 коп./м2 х 24000 м2) = 39168 руб. |
Кроме того, Изменениями N 1 полностью изменены формы расчета, прилагаемые к налоговой декларации по земельному налогу, в частности по определению земельного налога за земли:
сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций;
городов и поселков городского типа сверх установленных норм их отвода, кроме земель, занятых государственным, муниципальным, общественным, кооперативным жилищным фондом и нежилым фондом;
городов и поселков городского типа, занятые государственным, муниципальным, общественным, кооперативным жилищным фондом;
лесного фонда, предоставленные для рекреационных целей.
Р. Габбасов,
Н. Голубева,
советники налоговой службы I ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 1, январь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
* Опубликованы в "Финансовой газете" N 52 за 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71