Фирма проводит рекламные кампании с целью увеличения объема продаж: организует бесплатную раздачу физическим лицам произведенной продукции (безалкогольных напитков) для пробы, дегустации и передачу продукта (бутылки напитка) по принципу "купи бутылку - вторую получи бесплатно"; бесплатно отдает часть товара покупателю, приобретающему определенную партию товара; дарит подарки оптовым покупателям, приобретающим большие партии товара (телефоны, пейджеры и др.).
Данная деятельность оценивается фирмой как рекламная, что закреплено в ее маркетинговой политике. В связи с этим специалистам были заданы вопросы: вправе ли фирма возместить НДС, уплаченный при приобретении сырья и материалов, в сумме, приходящейся на продукцию, переданную безвозмездно в ходе рекламных акций? должно ли выбытие продукции и имущества отражаться через счета реализации при проведении рекламных акций? обязана ли фирма начислять НДС на стоимость передаваемой бесплатно продукции (имущества)?
Одной из операций, признаваемых объектом НДС, является реализация товаров (подп.1 п.1 ст.146 НК РФ), т.е. возмездный переход права собственности на них (п.1 ст.39 НК РФ). При этом, в целях исчисления НДС к реализации товаров приравнивается их передача на безвозмездной основе.
Безвозмездным признается такой договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п.2 ст.423 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации передача рекламной продукции обусловлена для получателя совершением действий по покупке товаров в значительном объеме, поэтому такая передача не может быть квалифицирована как безвозмездная сделка.
Так, Арбитражный суд г.Москвы в Решении от 3 августа 2000 г. по делу N А40-22165/00-76-392 указал, что не может быть признана безвозмездной сделка, по условиям которой при покупке одного телефона второй передается бесплатно. В этом случае полученная от покупателя телефонов сумма должна трактоваться как цена обоих телефонов.
Таким образом, право собственности на "бесплатную" продукцию (имущество) передается получателю на возмездной основе. Такая передача облагается НДС в соответствии с первым абзацем подп.1 п.1 ст.146 НК РФ.
Сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Следовательно, для того чтобы исчислить налог по переданной продукции (имуществу), нужно определить налоговую базу по этой операции.
В соответствии с п.1 ст.40 НК РФ "налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога и налога с продаж". Статьей 40 НК РФ устанавливается, что для целей налогообложения применяются цены, указанные сторонами сделки.
Согласно п.1 ст.424 ГК РФ "исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон". В рассматриваемой ситуации передача продукции (имущества) обусловлена покупкой товаров в определенном количестве. Их цена и будет, по нашему мнению, общей ценой договора с учетом передачи призов.
Суммы, полученные от покупателя, приобретшего рекламную продукцию (имущество), уже были включены в налоговую базу при исчислении налога со стоимости реализованных ему товаров. Изложенное позволяет утверждать, что этими суммами оплачивается не только стоимость реализованных товаров, но и стоимость "приза".
Продукция фирмы облагается НДС по ставке 20%. По той же ставке облагаются пейджеры, телефоны и иное имущество, передаваемое в качестве приза. Следовательно, налог с их стоимости уже был исчислен в должном размере при реализации основной продукции.
В соответствии с подп.1 п.2 ст.171 НК РФ вычетам при подсчете суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами НДС (за исключением товаров, освобождаемых от НДС). Следовательно, налог, уплаченный при покупке приза поставщикам или таможенным органам, подлежит вычету.
Для снижения риска иной трактовки данных отношений налоговыми органами рекомендуем разработать приказ о проведении массовых рекламных кампаний, содержащий четкие условия выдачи призов, применимые ко всем договорам фирмы. Именно данным термином - "массовая рекламная кампания" оперирует приказ Минфина России от 15 марта 2000 г. N 26-н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров", разрешая относить к расходам на рекламу затраты на приобретение либо изготовление призов, вручаемых во время массовых рекламных кампаний.
И.В.Хаменушко,
заместитель директора департамента налогов и права фирмы "ФБК",
канд. юрид. наук
1 июля 2001 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 7, июль 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru