Изменения, внесенные в закон "О валютном регулировании
и валютном контроле"
В последнее время в Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" внесены довольно значительные изменения. Надо отметить, что несмотря на недостаточную структурированность и четкость валютного законодательства, изменения в данный Закон за время его существования вносились не так уж часто. Основные вопросы валютного регулирования решались на подзаконном уровне, в основном Банком России в его нормативных актах и разъяснениях, а также разъяснениями, даваемыми судебной практикой.
Характер изменений, предусмотренных Законом от 31 мая 2001 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", направлен на уточнение правовой регламентации валютных операций и ответственности за их проведение, а также на предоставление резидентам ряда послаблений в валютных операциях.
В соответствии со ст.3 Закона от 31 мая 2001 г. N 72-ФЗ он вступил в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования. Поскольку впервые он был опубликован 4 июня 2001 г.*(1), то соответствующие изменения вступили в силу с 5 июля 2001 г.
Рассмотрим наиболее важные из них.
1. Законом дана новая редакция подп."г" п.9 ст.1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", касающаяся текущих валютных операций неторгового характера. Напомним, что в соответствии с п.1 ст.6 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" такие операции проводятся резидентами без ограничений и для их совершения не требуется специального разрешения.
Перечень валютных денежных переводов неторгового характера в Законе "О валютном регулировании и валютном контроле" до внесения в него изменений был достаточно узок, хотя и не являлся закрытым. Так, к неторговым переводам относились переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, другие аналогичные операции. При этом проблема часто состояла в том, что было непросто однозначно определить аналогию любой другой операции названным, что являлось основой конфликтов с органами валютного контроля.
Особенно актуальным до внесения изменений в рассматриваемый пункт Закона было определение характера таких переводов в случаях, когда они были связаны со странами дальнего зарубежья. С республиками бывшего СССР этот вопрос решался проще, поскольку с большинством из них у России имеются межправительственные соглашения, касающиеся платежей неторгового характера, где дается развернутый перечень таких операций. Примером может служить Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о неторговых платежах от 7 сентября 1993 г. Перечень неторговых переводов в этих соглашениях в основном унифицирован. Что же касается стран дальнего зарубежья, то объем проводимых с ними неторговых переводов фактически ограничивался перечнем, который содержал подп."г" п.9 ст.1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" до внесения изменений.
В новой редакции в подп."г" к неторговым переводам отнесены:
- выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей;
- оплата расходов, связанных с командированием работников за рубеж;
- платежи в связи с принятием наследства;
- платежи, связанные с погребением умершего;
- выплаты компенсаций жертвам политических репрессий, членам их семей и наследникам;
- оплата приобретения и строительства за пределами Российской Федерации зданий для нужд дипломатических представительств, консульских учреждений и постоянных представительств РФ при международных государственных (межправительственных) организациях;
- средства на содержание дипломатических и других официальных представительств за рубежом;
- платежи, связанные с нотариальными и следственными действиями, с судебными и арбитражными издержками; платежи по возмещению расходов арбитражными и административными органами, а также суммы государственной пошлины, уплаченные в связи с проведением указанных действий и рассмотрением дел в судах;
- выплаты денежных средств на основании приговоров, решений и определений судебных, следственных и других правоохранительных органов;
- платежи за участие в международных конгрессах, симпозиумах, конференциях, спортивных и культурных мероприятиях, а также в международных встречах, выставках и ярмарках, за исключением затрат на капиталовложения и других материальных затрат;
- плата за обучение граждан одного государства в образовательных учреждениях другого государства;
- выплата авторских вознаграждений;
- взносы в международные общественные объединения;
- расходы, связанные с гастролями артистов;
- иные валютные операции, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
В связи с этим следует отметить следующие особенности неторговых переводов в новой редакции закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Хотя перечень указанных операций дан в более широком варианте, он является, по сути, исчерпывающим и не допускает определения таких операций по аналогии. Из Закона также следует, что никакие органы, кроме Правительства РФ, не могут дополнять перечень таких операций.
При этом следует иметь в виду, что если межправительственным соглашением России с каким-либо государством будет предусмотрен иной перечень неторговых переводов, то в этом случае в соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ следует исходить из приоритета международного акта, тем более, что в большинстве таких международных соглашений перечень неторговых переводов несколько шире, чем в новой редакции Закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
2. Момент отсчета срока платежа при экспорте товаров четко определен в новом п.13 ст.1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле". С учетом того, что квалификация валютной операции как текущей в ряде случаев зависит от сроков поступления платежа по поставленным товарам (подп."а" п.9 ст.1 Закона), то имеет значение однозначное определение даты поставки. В рассматриваемом пункте определено, что отсчет срока платежа при расчетах, связанных с экспортом товаров, ведется с даты фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы РФ.
3. Резидентам в ряде случае разрешено иметь за пределами РФ счета в иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой, без получения специального разрешения органа валютного контроля.
Напомним, что в соответствии с разд.IV письма Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. N 352 (действие письма на территории РФ подтверждено телеграммой Банка России от 19 мая 1993 г. N 83-93) открытие текущих и иных счетов и совершение по ним операций в иностранной валюте за границей юридическими лицами-резидентами осуществляется с разрешения и под контролем Банка России.
Закон от 31 мая 2001 г. N 72-ФЗ предусматривает исключения из этого порядка.
Для открытия счетов за рубежом без разрешения Банка России должны быть соблюдены следующие условия:
- иностранная валюта, в которой открыт счет, не должна быть свободно конвертируемой;
- счет может быть открыт:
для расчетов по договорам международного строительного подряда, заключенного с субподрядчиками, выполняющими отдельные виды работ (услуг);
для расчетов, связанных с закупкой товаров, необходимых для исполнения указанных договоров;
для расчетов с командированными специалистами - гражданами РФ в соответствии с такими договорами.
Указанные счета открываются без предварительного разрешения, но в уведомительном порядке: резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета. Кроме того, резиденты должны ежемесячно отчитываться перед налоговыми органами о движении денежных средств на этих счетах с приложением банковских выписок по таким счетам.
Следует учитывать, что в соответствии с п.14 ст.7 Закона "О налоговых органах Российской Федерации" МНС России является органом валютного контроля и выполняет эти функции в порядке, определяемом Правительством РФ. Очевидно, что при нарушении резидентами требований об уведомлении налогового органа и непредставлении соответствующей отчетности к ним может быть применена ответственность по ст.14 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Однако обращает на себя внимание отсутствие в Законе конкретно установленных сроков для уведомления налогового органа об открытии счета, а также сроков и порядка представления отчетности об операциях по счету, что затрудняет применение ответственности к резидентам и вызывает споры с органами валютного контроля. Вероятно, регламентация этих вопросов будет дана на подзаконном уровне, тем более, что в соответствии с новой редакцией Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" порядок открытия таких счетов и представления информации о них определяется Банком России.
Законом установлено, что Банк России определяет валюту, не являющуюся свободно конвертируемой, в которой нерезидентом может быть открыт счет (п.2 ст.1 Закона N 72-ФЗ). При этом данный пункт Закона не ограничивает резидентов в выборе стран, в которых они имеют право открывать указанные счета. В то же время ст.2 Закона N 72-ФЗ дает поручение Банку России установить исчерпывающий перечень иностранных государств и их валют, в которых резиденты могут открывать соответствующие счета. Таким образом, в одном и том же Законе даны не согласующиеся между собой нормы. Причем норма ст.2 Закона, направленная на реализацию новой редакции п.2 ст.6 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", фактически вносит изменения в эту новую редакцию, даваемую тем же Законом.
Тем не менее Банком России уже приняты Указания от 3 августа 2001 г. N 1010-У, утверждающие "Перечень иностранных государств (территорий) и их валют, не являющихся свободно конвертируемыми, в которых резиденты могут в уведомительном порядке открывать счета за пределами Российской Федерации для обеспечения расчетов по договорам международного строительного подряда". К числу таких государств отнесена 51 страна. Практически это государства, не являющиеся экономически развитыми, в том числе ряд стран бывшего СССР (Азербайджан, Афганистан, Белоруссия, Вьетнам, Египет, Иран, Ирак и др.).
Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в новой редакции определяет понятия "свободно конвертируемая валюта" и "валюта, не являющаяся свободно конвертируемой". При всей актуальности решения этого вопроса следует отметить, что оба понятия применяются законодателем к иностранной валюте и не касаются валюты РФ.
4. В соответствии с п.2 ст.6 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные операции, связанные с движением капитала, проводятся резидентами в порядке, устанавливаемом Банком России. Фактически это означает разрешительный порядок для проведения всех валютных операций, за исключением текущих валютных операций (п.9 ст.1 Закона) и операций, связанных с движением капитала, на осуществление которых Банком России дано разрешение в генеральном порядке (как, например, в Положении об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций от 24 апреля 1996 г. N 39).
Законом N 72-ФЗ в ст.6 внесены изменения, которые разрешают резидентам без ограничений проводить отдельные валютные операции, по сути своей относящиеся к операциям, связанным с движением капитала.
К таким операциям следует отнести, во-первых, расчеты за экспорт товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ, при условии, что срок возврата валютной выручки от реализации этих товаров на экспорт не будет превышать трех лет с даты фактического пересечения этими товарами таможенной границы РФ. Стоит отметить, что уже имеется установленный таможенными органами порядок подтверждения даты фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ, который определен в распоряжении ГТК России от 24 мая 1999 г. N 01-14/615 "О подтверждении вывоза товаров".
Во-вторых, без ограничений подлежат осуществлению расчеты за производимые резидентами вне пределов РФ строительные и подрядные работы, сроки платежей за которые в соответствии с заключенными договорами превышают 90 дней, при условии, что срок возврата валютной выручки за строительные и подрядные работы не будет превышать пяти лет с даты заключения такого договора.
Необходимо обратить внимание на позицию, изложенную в письме ГТК России от 12 июля 2001 г. N 13-15/27494 "О вступлении в силу федерального закона от 31 мая 2001 г. N 72-ФЗ", относительно сроков поступления в РФ оплаты за товары, вывозимые с территории России для использования в проводимых за рубежом строительных и подрядных работах. В письме определено, что "при таможенном оформлении товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации по договорам на осуществление строительных и подрядных работ за пределами территории Российской Федерации, предусматривающим проведение расчетов за данные товары, необходимо исходить из того, что срок поступления выручки за экспортируемые по таким договорам товары составляет 90 календарных дней с даты фактического пересечения таможенной границы Российской Федерации (за исключением товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX ТН ВЭД, при экспорте которых срок поступления выручки может составлять до трех лет с даты фактического пересечения таможенной границы Российской Федерации)".
В-третьих, без ограничений выполняются теперь расчеты, связанные со взносами и выплатами по страхованию и перестрахованию в период срока действия соответствующего договора, при условии, что срок действия указанного договора не будет превышать пяти лет с даты его заключения.
Разрешение на перевод платежей по страховым договорам не является нормой, привнесенной Законом N 72-ФЗ. Так, в соответствии с п.1.6 Положения Банка России "Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" от 24 апреля 1996 г. N 39 допускались без разрешения Банка России переводы из РФ иностранной валюты в счет оплаты страховых взносов (страховых премий) страховщикам-нерезидентам независимо от страхуемого интереса, а также зачисления на валютные счета резидентов в уполномоченных банках РФ сумм в иностранной валюте в счет оплаты страховых взносов (страхового возмещения) с учетом требований законодательства РФ о страховании.
Новая норма Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" фактически перекрывает соответствующую норму, изложенную в указанном Положении. При этом Закон вносит в эту норму следующие изменения:
- если по Положению резиденты практически могли выступать только страхователями, а нерезиденты - только страховщиками, то Законом в новой редакции не делается различий, в качестве какой стороны - страховщика или страхователя - будет выступать резидент или нерезидент;
- установлен предельный срок действия договора страхования - пять лет с момента его заключения.
В-четвертых, без ограничений теперь осуществляются физическим лицом-резидентом переводы иностранной валюты в Российскую Федерацию и из Российской Федерации на сумму, не превышающую 75 тыс. дол. США, осуществляемые в течение календарного года в целях приобретения физическим лицом-резидентом прав на ценные бумаги в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом - резидентом принадлежащих ему прав на ценные бумаги. Указанные переводы выполняются физическим лицом - резидентом через счет в уполномоченном банке, порядок открытия и ведения которого определяется законодательством РФ. При переводе физическим лицом-резидентом иностранной валюты для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, это лицо и уполномоченный банк, через который был совершен перевод, обязаны в течение 10 рабочих дней с даты такого перевода уведомить о нем налоговый орган по месту учета физического лица-резидента с приложением банковских выписок по счету.
С принятием Закона N 72-ФЗ физические лица-резиденты получили возможность осуществлять определенного рода инвестиционную деятельность без разрешения Банка России - проводить портфельные инвестиции, относящиеся в соответствии с подп."б" п.10 ст.2 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" к операциям, связанным с движением капитала. Юридическим лицам даже измененный Закон не предоставил права проводить подобные операции без лицензии Банка России.
5. Еще одно изменение, внесенное в Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" Законом N 72-ФЗ связано с введением новой статьи 6.1 "Выдача разрешения резиденту". Статья в общем виде регламентирует порядок рассмотрения и выдачи органами валютного контроля разрешений на проведение валютных операций. Особо следует обратить внимание на то, что на всю процедуру, связанную с выдачей таких разрешений, Закон устанавливает конкретный срок - два месяца с момента подачи заявления. По смыслу данной нормы этот срок - предельный и включает время для запроса у резидента дополнительных документов. Так, в случае необходимости органом валютного контроля должны быть запрошены дополнительные документы у резидента в течение месяца и предоставлены резидентом в течение 10 дней с даты получения запроса. Для сравнения можно привести норму п.2.5 Положения Банка России от 21 декабря 2000 г. N 129-П "О выдаче территориальными учреждениями Центрального банка Российской Федерации разрешений юридическим лицам-резидентам на осуществление отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала".
Данный пункт предусматривает, что срок рассмотрения заявок и принятия постановления о выдаче разрешения не должен превышать 20 дней, следующих за датой поступления заявления и всех необходимых документов в территориальное учреждение Банка России. При такой трактовке выдача разрешений может длиться сколь угодно долго, поскольку не урегулированы сроки, в течение которых территориальное управление Банка России должно затребовать необходимые документы. Такое положение позволяло чиновникам затребовать документы не единожды, отодвигая тем самым сроки выдачи разрешения и превращая установленный срок в некую формальность.
В связи с этим представляется, что новая статья 6.1 Закона, формально удлиняя сроки выдачи соответствующих разрешений, позволит более оперативно организовать процесс их получения.
6. Несколько претерпела изменения ст.11 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", касающаяся органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
На наш взгляд, данная норма не является удачной, поскольку не вносит четкости в систему валютного контроля. Так, Правительство РФ теперь не является органом валютного контроля, хотя и проводит валютный контроль. К органам валютного контроля отнесены: Банк России, федеральный исполнительный орган, уполномоченный Правительством, и федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами.
Это означает, что помимо Банка России имеется специальный орган валютного контроля в структуре Правительства РФ (до 17 мая 2000 г. - Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, упраздненная Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867, функции которой переданы Минфину России и Минэкономразвития России) и кроме того органами валютного контроля назначены органы, имеющие в качестве основных иные функции, чем валютный контроль (Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ст.198 ТК РФ) и МНС России (ст.7 Закона "О налоговых органах Российской Федерации").
Не четко определены также субъекты, относящиеся к агентам валютного контроля - это уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.
В новой редакции Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" проведено разграничение компетенции органов валютного контроля. К компетенции Банка России отнесен контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Как видим, ст.11 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" является бланкетной и довольно размытой по содержанию.
7. Следует обратить внимание на новую редакцию п.4 ст.14 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", касающуюся порядка взыскания санкций, предусмотренных Законом.
Предшествующая редакция данной нормы, предусматривавшая взыскание штрафов и иных санкций, установленных Законом, органами валютного контроля с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических - в судебном, была предметом многочисленных споров. В частности, вопрос касался правомерности взыскания в бесспорном порядке санкций, как в случае оспаривания заинтересованным лицом наложенных на него санкций, так и в случае отсутствия спора или возражений плательщика. В связи с чем разъяснения относительно применения данной нормы давались и Конституционным Судом Российской Федерации (Определение N 4-О от 14 января 2000 г.), и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (п.7 Информационного письма от 31 мая 2000 г. N 52). Выраженная данными органами позиция сводилась к следующему. В случае, если решение органа валютного контроля о взыскании штрафа обжалуется заинтересованным лицом в вышестоящий орган валютного контроля или в суд, то взыскание штрафа в бесспорном порядке проводиться не может, производство приостанавливается до вынесения судом решения по жалобе юридического лица. При этом КС РФ уточнял, что законодатель вправе установить различные процедуры взыскания штрафа за нарушение валютного законодательства, однако до тех пор, пока эта процедура не закреплена законодательно, срок, форма, порядок выражения несогласия юридического лица с решением органа валютного контроля могут определяться правоприменительными органами на основе аналогии закона (ст.268, 285 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). КС РФ указал также, что если решение в определенный срок не обжалуется, то оно приводится в исполнение без применения судебной процедуры.
Закон от 31 мая 2001 г. N 72-ФЗ практически приводит Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в соответствие с изложенной позицией КС РФ. Следовательно, хотя данная норма введена совсем недавно, основные ее положения использовались в правоприменительной практике задолго до ее появления.
Отметим основные положения, изложенные в новой редакции п.4 ст.14 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле":
- взыскание штрафов проводится по решению органов валютного контроля с физических лиц - в судебном порядке, с юридических - "применительно к порядку, установленному Кодексом РСФСР об административным правонарушениях";
- решение органа валютного контроля о применении санкций может быть обжаловано в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения указанных постановления и предписания и рассмотрено правомочным органом в течение 10 дней со дня поступления;
- обжалование приостанавливает исполнение обжалуемых актов;
- уплата должна быть произведена не позднее 30 дней с момента вступления в силу постановления о применении санкций, а в случае обжалования - не позднее 15 дней со дня оставления жалобы без удовлетворения;
- в случае необжалования постановления о применении санкций и неуплаты санкций в установленный срок взыскание производится без применения судебной процедуры.
Обращают на себя внимание предельно сокращенные сроки, данные законом для обжалования акта органа валютного контроля - 10 дней. Представляется, что такой короткий срок неоправдан и значительно затрудняет защиту заинтересованным лицом своих прав.
Полагаем также, что в большей степени 10-тидневный срок важен с точки зрения законодателя для отсчета периода, по истечении которого возможно бесспорное списание денежных средств со счетов юридических лиц в случае, если ими не подана жалоба на постановление органа валютного контроля. Что же касается права юридического лица на защиту своих нарушенных прав, то представляется, что пропуск этого срока все же не лишает юридическое лицо права на защиту хотя бы потому, что в соответствии с тем же КоАП РСФСР пропуск срока по уважительным причинам дает лицу право на его восстановление (ст.268).
Стоит отметить также, что способ обжалования постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства определен Законом недостаточно четко, поскольку не позволяет однозначно определить, возможно ли обжалование данного постановления в вышестоящий орган или только в судебном порядке. Рассматриваемая норма говорит о вынесении решения (постановления) органа валютного контроля для юридических лиц в соответствии с порядком, установленным КоАП РСФСР. Однако не ясно, применим ли данный порядок и к обжалованию решения (постановления). Следует ли считать положение п.4 ст.14 Закона о возможности обжалования соответствующего постановления в судебном порядке специальной нормой, определяющей единственно возможный вариант обжалования таких актов - в судебном порядке? Последнее представляется более соответствующим содержанию данной нормы, поскольку рассматриваемая в п.4 ст.14 Закона процедура обжалования не исходит из каких-либо альтернативных вариантов обжалования. Однако окончательное толкование данной нормы даст практика ее применения.
Таким образом, изменения, внесенные Законом от 31 мая 2001 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", в целом можно оценить как позитивные, хотя они и не носят радикального характера, а в ряде случаев имеют и недостатки и неясности.
О.М. Гусарева,
юрисконсульт департамента
налогов и права фирмы "ФБК"
"Ваш налоговый адвокат", N 4, IV квартал 2001 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - N 23. - Ст.2290.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru