Организация осуществляет перепродажу побочных продуктов основной производственной деятельности. Предприятие оценивает эту деятельность как торгово-закупочную.
В результате налоговой проверки налоговая инспекция пришла к выводу, что перепродажа побочных продуктов основной производственной деятельности относится к основной деятельности предприятия и налоги с оборота должны считаться как с производственной, а не торгово-закупочной деятельности.
Обосновано ли данное утверждение?
В целях бухгалтерского учета и налогообложения необходимо четко различать реализацию товаров собственного производства и приобретенных на стороне для целей перепродажи.
Бухгалтеры при отражении в учете и налогообложении выручки, как правило, руководствуются не сущностью деятельности, от которой получена выручка, а сущностью договора. Однако критерием в данном случае должен являться не тип договора (купли-продажи), а происхождение реализованного товара.
Статьей 454 ГК РФ определено, что по договору купли-продажи продавец обязуется передать вещь (товар) в собственность покупателю. Согласно ст.506 ГК РФ перепродаваемые товары могут быть как произведены продавцом в процессе его производственной деятельности, так и закуплены им в процессе торгово-закупочной или снабженческо-сбытовой деятельности. Гражданское право не делает различий между этими видами деятельности, однако они принципиальным образом различаются при отражении в учете и налогообложении.
Разделом G части IV Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 г. N 17, торговая деятельность определяется как перепродажа (продажа без видоизменения) новых и бывших в употреблении товаров.
В письме Минфина России от 30 июля 1999 г. N 04-05-11 разъяснено, что "под торговой деятельностью для целей налогообложения понимается приобретение организацией товара с целью его последующей перепродажи без изменения технических, качественных и иных характеристик товара". Таким образом, торговой деятельностью (торгово-закупочной, снабженческо-сбытовой) признается такая деятельность, которая предполагает предварительное приобретение товара на стороне с целью его дальнейшей перепродажи без изменения качественных характеристик товара.
Следовательно, для решения вопроса о том, можно ли считать имущество товаром собственного производства, используется критерий достаточной переработки. Переработка считается достаточной, если изменяются родовые характеристики товара. Формально это означает, что коды, присвоенные сырью и полученному продукту Общероссийским классификатором видов экономической продукции (ОКДП), Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), изменяются на уровне любого из первых четырех знаков.
В качестве примера можно привести эпизод из судебно-арбитражной практики Президиума ВАС РФ, по которому было принято Постановление от 26 декабря 1995 г. N 5588/95, где констатировалось, что разлив подсолнечного масла и его очистка, фильтрация и расфасовка относятся к производственной деятельности, поскольку в результате изменяются качественные характеристики товара: из масла подсолнечного неочищенного производится масло подсолнечное очищенное.
Таким образом, перепродажу побочных продуктов основной производственной деятельности можно относить к торгово-закупочной деятельности, если не изменяется родовая характеристика товара (коды, присвоенные ОКДП и ТН ВЭД). В противном случае деятельность признается производственной и налоги с оборота должны считаться как с производственной деятельности.
А.А. Никонов,
А.В. Уханова,
специалисты фирмы "ФБК"
1 декабря 2001 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 12, декабрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru