С начала 2000 года организация перечисляла налог на прибыль от основной (строительство) и посреднической деятельности в региональный бюджет на один лицевой счет. С III квартала 2000 года коды бюджетной классификации были разделены. Об указанном разделении счетов налоговый орган нашу организацию не уведомил. Поэтому оформление платежных поручений по уплате налога не изменилось. Так, сложилась недоплата по налогу на прибыль от посреднической деятельности, в связи с чем с января 2001 года инспекция стала начислять пеню. Правомерны ли ее действия по начислению пени, ведь в целом в региональный бюджет налог уплачен в установленный срок?
В соответствии со ст.52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно п.2.10 Инструкции N 62, если многопрофильное предприятие имело несколько видов деятельности, по которым установлены разные ставки, исчисление налога производилось по прибыли от каждого вида деятельности по соответствующим ставкам независимо от результатов деятельности в целом по предприятию.
В соответствии со ст.72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
При этом способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов, порядок и условия их применения устанавливаются НК РФ.
Статьей 75 НК РФ определено, что пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
При этом следует иметь в виду, что п.5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" установлено, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Таким образом, пеня не является мерой ответственности (наказанием) за налоговое правонарушение, носит восстановительный, а не карательный характер.
Следовательно, в рассматриваемом случае, когда организация своевременно перечислила в бюджет субъекта Российской Федерации налог на прибыль от двух видов своей деятельности (основной и посреднической), по которым установлены разные ставки, оснований для начисления ей пени не имеется.
А.А. Альферович,
советник налоговой службы III ранга
1 января 2002 г.
"Налоговый вестник", N 1, январь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1