Индексация ставок земельного налога
Введенным в действие с 17 декабря 2001 г. Федеральным законом от 14.12.01 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Рассматривая вопрос об исчислении ставок земельного налога в 2002 г., следует напомнить, что все ставки приведены в Законе Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю" на 1994 г., т.е. указанные в приложениях N 1 и 2 к Закону средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах и средние размеры налога с 1 га пашни соответствуют 1994 г. Ставки земельного налога индексировались почти ежегодно - в 1995-1996 гг. постановлениями Правительства Российской Федерации, в 1997 г., 1999-2000 гг. - федеральными законами о федеральном бюджете.
Для правильного применения коэффициентов индексации необходимо определить целевое назначение земель, т.е. установленные законодательством порядок, условия, предел использования земель для конкретных целей в соответствии с их категориями. Категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков или об установлении особых правовых режимов использования земель особо охраняемых территорий и земель иного назначения, в свидетельствах, договорах и иных документах, удостоверяющих права на землю, документах государственного земельного кадастра, документах государственной регистрации прав на недвижимость.
Чтобы более четко представить, на какие категории земель распространяется в 2002 г. действие коэффициента индексации, рассмотрим состав земель в Российской Федерации. Все земли, выделенные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение, пользование в соответствии с целевым назначением и согласно Земельному кодексу Российской Федерации от 25.10.01 г. N 136-ФЗ, подразделяются на семь категорий, из которых выделяются земли:
сельскохозяйственного назначения;
поселений;
промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
особо охраняемых территорий и объектов;
лесного фонда;
водного фонда;
запаса.
На каждую приведенную выше категорию земель законодательством Российской Федерации установлены ставки земельного налога. Поскольку большая часть земельного налога поступает в бюджет за земли городов и поселков, рассмотрим в первую очередь ставки, применяемые в 2002 г. по этим категориям земель. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации землями городов и поселков, входящих в состав земель поселений, признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. В состав земель поселений входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым зонам, общественно-деловым, производственным, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным зонам, а также зонам сельскохозяйственного использования и специального назначения, к зонам военных объектов и иным территориальным зонам.
Средние ставки земельного налога по землям городов и поселков, приведенные в приложении N 2 к Закону "О плате за землю", приведены на 1994 г. Вместе с тем сноска *, приведенная к табл.1 приложения N 2 к этому Закону, свидетельствует о том, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, указанные в табл.1, в 1994 г. применяются с коэффициентом 50. Необходимо напомнить и о последовательности применения коэффициентов индексации по указанным землям после 1994 г. В 1995 г. индексация проводилась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В этом случае применялся коэффициент 2. В 1996 г. ставки индексировались согласно постановлению Правительства Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" с применением коэффициента 1,5. В 1997 г. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1997 год" к ставкам налога за земли городов и поселков установил коэффициент 2. В 1998 г. ставки и размеры земельного налога не индексировались, поскольку Федеральный закон "О ставках земельного налога в 1998 году" сохранил до 1 января 1999 г. по всем категориям земель размер ставок земельного налога, установленных на 1997 г. В 1999 г. согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1999 год" к землям городов и поселков применялся коэффициент 2, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота. В 2000 г. в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" к ставкам земельного налога по землям городов и поселков применялся коэффициент 1,2. В 2001 г. согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки и размеры земельного налога по землям городов и поселков не индексировались. В 2002 г. к землям городов и поселков введен коэффициент индексации 2.
С учетом перечисленных коэффициентов средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах исходя из приложения N 2 (табл.1) к Закону "О плате за землю" на 2002 г. составляют (коп./м2):
Экономичес- кий район |
Численность населения (тыс. человек) | |||||||
до 20 | 20-50 | 50-100 | 100-250 | 250-500 | 500-1000 | 1000-3000 | свыше 3000 |
|
Северный | 72 | 158,4 | 172,8 | 201,6 | 216 | - | - | - |
Северо-За- падный |
129,6 | 201,6 | 230,4 | 244,8 | 273,6 | - | - | 504 |
Центральный | 144 | 216 | 244,8 | 259,2 | 288 | 331,2 | - | 648 |
Волго-Вят- ский |
115,2 | 187,2 | 216 | 230,4 | 259,2 | - | 345,6 | - |
Центрально- Черноземный |
129,6 | 201,6 | 230,4 | 244,8 | 273,6 | 316,8 | - | - |
Поволжский | 129,6 | 201,6 | 230,4 | 244,8 | 273,6 | 316,8 | 360 | - |
Северо-Кав- казский |
115,2 | 187,2 | 216 | 230,4 | 259,2 | 302,4 | 345,6 | - |
Уральский | 100,8 | 172,8 | 201,6 | 216 | 244,8 | 288 | 331,2 | - |
Западно-Си- бирский |
86,4 | 172,8 | 187,2 | 216 | 230,4 | 273,6 | 302,4 | - |
Восточно- Сибирский |
72 | 158,4 | 172,8 | 201,6 | 216 | 259,2 | - | - |
Дальневос- точный |
86,4 | 172,8 | 187,2 | 216 | 230,4 | 273,6 | - | - |
Пример. ОАО "Мясоперерабатывающий комбинат" находится на территории Поволжского района в городе, численность населения которого составляет 800 тыс. человек. В городе имеются учебные заведения, научно-исследовательский центр, концертный зал, другие объекты социально-культурного назначения. Рассмотрим, по какой ставке ОАО "Мясоперерабатывающий комбинат" будет уплачивать земельный налог в 2002 г.
Среднюю ставку налога для населенных пунктов с численностью 800 тыс. человек находим в табл.1 приложения N 2 к Закону "О плате за землю" на пересечении строки, соответствующей Поволжскому району, и столбца, соответствующего численности населения от 500 до 1000 тыс. человек. Эта средняя ставка равна 2,2 руб./м2. Напомним, что ставки в табл.1 этого приложения приведены для 1994 г. Чтобы получить среднюю ставку, которая применялась в 2001 г., необходимо учесть коэффициенты индексации: 50 - в 1994 г.; 2; 1,5; 2; 2; 1,2 - соответственно в 1995-1997 и в 1999-2000 гг.
Кроме того, следует применить коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, который указан в табл.3 приложения N 2 к Закону по столбцу, соответствующему численности населения города от 500 до 1000 тыс. человек. Этот коэффициент равен 2,4. В связи с этим ставка земельного налога на 2001 г. составляла:
(2,2 руб./м2 х 2,4 х 50 х 2 х 1,5 х 2 х 2 х 1,2) : 1000 = 3,80 руб./м2.
В 2002 г. с учетом коэффициента индексации 2 ОАО уплатит земельный налог по следующей налоговой ставке:
3,80 руб./м2 х 2 = 7,60 руб./м2.
Законом "О плате за землю" предусмотрены специальные налоговые ставки за земли в границах городской (поселковой) черты, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами. Эти ставки также индексируются в 2002 г. Как видно из приведенной формулировки Закона, речь идет о нескольких категориях земель. Поясним содержание каждой из них.
Под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, используются для возведения жилых домов и служебно-хозяйственных строений, а участки, предоставленные для дачного строительства, - для возведения жилого дома, хозяйственных построек и организации отдыха, выращивания овощей, ягод, фруктов, в то время как земельные участки, предоставленные для гаражного строительства, используются для возведения построек, необходимых для хранения и обслуживания автомобилей.
Согласно ст.8 Закона "О плате за землю" налог за указанные земли взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за 1 м2 (для 1994 г.). С учетом коэффициентов индексации, применяемых по этим категориям земель в 1995-1997 гг. и 1999-2000 гг., за земельные участки, занятые жилищным фондом, а также дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, расположенными в границах городской (поселковой) черты, минимальный размер земельного налога составлял в 2001 г.: [(10 руб./м2 х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.) х 2 (1999 г.) х 1,2 (2000 г.)] : 1000 = 14,4 коп./м2.
В 2002 г. с учетом коэффициента индексации 2 минимальный размер налога за указанные земли составит 28,8 коп./м2 (14,4 коп./м2 х 2).
Что касается налога за земли, занятые личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, то его минимальный размер в 2001 г. был следующим: [(10 руб./м2 х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.) х 1,2 (2000 г.)] : 1000 = 7,2 коп./м2. Эта ставка для расчета земельного налога в 2001 г. ниже ставки по землям, занятым жилищным фондом, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, в связи с тем что в 1999 г. ставки налога по землям, занятым личным подсобным хозяйством, не индексировались.
В 2002 г. с учетом коэффициента индексации 2 минимальный размер налога за земли, занятые личным подсобным хозяйством, в границах городской (поселковой) черты составит:
7,2 коп./м2 х 2 = 14,4 коп./м2.
Пример. Земельный участок площадью 1200 м2, занимаемый гаражным кооперативом "Москвич", расположен на территории рабочего поселка Центрального района. Ни один участник кооператива не освобожден от уплаты земельного налога. Рассмотрим, какую сумму налога уплатит в 2002 г. гаражный кооператив.
Поскольку налог за земли, занятые кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается в размере 3% от ставок, установленных в городах и поселках городского типа, а ставка налога по данному поселку Центрального района в 1994 г. была установлена в размере 1,0 руб./м2, в 2001 г. ставка составляла: (1,0 руб./м2 х 50 х 2 х 1,5 х 2 х 2 х 1,2) : 1000 = 72 коп./м2, и 3% от этой ставки - 2,16 коп./м2 (72 коп./м2 х 3%).
В 2002 г. с учетом коэффициента индексации 2 ставка по данному поселку составит 144 коп./м2 (72 коп./м2 х 2), 3% от этой ставки - 4,32 коп./м2 (144 коп./м2 х 3%).
Поскольку за участки, занятые кооперативными гаражами в городах и поселках, минимальный размер земельного налога в 2002 г. равен 28,8 коп./м2, исключаем полученные при расчете 4,32 коп./м2.
Сумма земельного налога, которая подлежит уплате в 2002 г. за земельный участок, занимаемый гаражным кооперативом, составит 345,6 руб. (1200 м2 х 28,8 коп./м2).
Размер налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества и животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), в пределах городской (поселковой) черты указан в Законе "О плате за землю" для 1994 г. и равен 10 руб. за 1 м2. С учетом коэффициентов индексации, применяемых по этим землям в 1995-1997 гг., в 2000 и 2002 гг., налог за такие земли устанавливается на 2002 г. в следующем размере: [(10 руб./м2 х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.) х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.)] : 1000 = 14,4 коп./м2.
Пример. За 2000 м2 земельного участка, выделенного животноводческому кооперативу в рабочем поселке для ведения животноводческого хозяйства, земельный налог в 2002 г. уплачивается по следующей ставке:
10 руб./м2 х 2 х 1,5 х 2 х 1,2 х 2 = 14,4 коп./м2,
где 10 руб./м2 - размер земельного налога для 1994 г.;
2; 1,5; 2; 1,2; 2 - коэффициенты индексации ставок, применяемые в 1995-1997 гг., 2000 и 2002 гг.
Налогоплательщик должен уплатить в 2002 г. земельный налог за земельный участок в рабочем поселке, предоставленный ему для ведения животноводческого хозяйства, в сумме 288 руб. (2000 м2 х 14,4 коп./м2).
При рассмотрении вопроса об индексации ставок земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения следует иметь в виду соответствующие положения Земельного кодекса Российской Федерации, связанные с определением понятия "земли сельскохозяйственного использования": это земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Эти земли используются как гражданами, в том числе для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества, так и хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями.
При исчислении налога следует обратить внимание на то, что Законом Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю" установлены ставки за 1 га пахотных земель в разрезе республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований. Исходя из средних размеров налога с 1 га пашни и кадастровой оценки угодий органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливают и утверждают ставки по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ и минимальные ставки налога за 1 га пашни и других сельскохозяйственных угодий.
К ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения применялись коэффициенты индексации: 1,5 - в 1995 г.; 1,5 - в 1996 г.; 2 - в 1997 г.; 1,2 - в 2000 г.; 2 - в 2002 г. В связи с этим средние размеры земельного налога с 1 га пашни, указанные в приложении N 1 к Закону "О плате за землю", применяются в 2002 г. по субъектам Российской Федерации в следующих размерах (cм. табл.).
Субъекты Российской Федерации |
Земельный налог с 1 га пашни (руб.) |
Республика Адыгея | 39,85 |
Республика Алтай | 7,99 |
Республика Башкортостан | 18,63 |
Республика Бурятия | 11,39 |
Республика Дагестан | 22,03 |
Ингушская Республика | 25,43 |
Кабардино-Балкарская Республика | 41,90 |
Республика Калмыкия | 12,69 |
Карачаево-Черкесская Республика | 21,49 |
Республика Карелия | 17,28 |
Республика Коми | 13,12 |
Республика Марий Эл | 19,44 |
Республика Мордовия | 15,82 |
Республика Саха | 8,37 |
Республика Северная Осетия | 44,50 |
Республика Татарстан | 19,33 |
Республика Тыва | 8,05 |
Удмуртская Республика | 13,99 |
Республика Хакасия | 10,15 |
Чеченская Республика | 25,43 |
Чувашская Республика | 24,19 |
Алтайский край | 12,37 |
Краснодарский край | 53,46 |
Красноярский край | 17,06 |
Приморский край | 15,50 |
Ставропольский край | 31,05 |
Хабаровский край | 12,15 |
Амурская область | 9,61 |
Архангельская область | 11,77 |
Астраханская область | 12,37 |
Белгородская область | 28,24 |
Брянская область | 15,61 |
Владимирская область | 17,23 |
Волгоградская область | 13,01 |
Вологодская область | 14,58 |
Воронежская область | 21,22 |
Ивановская область | 15,28 |
Иркутская область | 16,36 |
Калининградская область | 25,00 |
Калужская область | 14,20 |
Камчатская область | 7,78 |
Кемеровская область | 16,15 |
Кировская область | 13,99 |
Костромская область | 12,15 |
Курганская область | 13,66 |
Курская область | 25,06 |
Ленинградская область | 24,95 |
Липецкая область | 20,90 |
Магаданская область | 7,18 |
Московская область | 27,54 |
Мурманская область | 5,94 |
Нижегородская область | 17,60 |
Новгородская область | 9,99 |
Новосибирская область | 13,55 |
Омская область | 14,04 |
Оренбургская область | 11,12 |
Орловская область | 19,98 |
Пензенская область | 13,77 |
Пермская область | 12,64 |
Псковская область | 10,31 |
Ростовская область | 25,38 |
Рязанская область | 16,47 |
Самарская область | 15,50 |
Саратовская область | 11,34 |
Сахалинская область | 14,69 |
Свердловская область | 16,85 |
Смоленская область | 13,55 |
Тамбовская область | 19,66 |
Тверская область | 13,99 |
Томская область | 15,39 |
Тульская область | 22,09 |
Тюменская область | 17,23 |
Ульяновская область | 18,52 |
Челябинская область | 13,01 |
Читинская область | 9,83 |
Ярославская область | 13,12 |
Еврейская автономная область | 9,61 |
Агинский Бурятский автономный округ | 9,83 |
Коми-Пермяцкий автономный округ | 12,64 |
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | 16,36 |
Пример. Определим, по какой ставке будет исчисляться земельный налог в 2002 г. за земли, предоставленные сельскохозяйственной организации, расположенной на территории Краснодарского края.
Согласно приложению N 1 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" средний размер налога по Краснодарскому краю составлял в 1994 г. 4950 руб. за 1 га пашни. После проведения в 1995-1997 гг. индексации ставок земельного налога средний размер налога увеличился: 4950 руб./га х 1,5 х 1,5 х 2 = 22 275 руб./га, где 1,5 - коэффициент индексации средних размеров земельного налога за пашню вне черты населенных пунктов, применяемый согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7.06.95 г. N 562; 1,5; 2 - коэффициенты индексации, применяемые к ставкам земельного налога согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3.04.96 г. N 378 и Федеральному закону от 26.02.97 г. N 29-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 28.10.98 г. N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" эти ставки в 1998 г. не индексировались. С изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков в 1998 г. согласно Указу Президента Российской Федерации от 4.08.97 г. N 822 средняя ставка с 1 га пашни по Краснодарскому краю составляла 22,27 руб./га (22 275 руб./га : 1000).
Федеральным законом от 22.02.99 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" не был предусмотрен коэффициент индексации к ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения. Поэтому средняя ставка, по которой сельскохозяйственные организации Краснодарского края уплачивали налог в 1999 г., была 22,27 руб./га. В 2000 г. к ставкам налога за такие земли применялся коэффициент индексации 1,2. В связи с этим средняя ставка на 2000 г. составляла 26,72 руб./га (22,27 руб./га х 1,2). В 2001 г. индексация не была предусмотрена и средняя ставка налога, по которой рассчитывался земельный налог в крае, составляла 26,72 руб./га.
В 2002 г. с учетом применения коэффициента 2 ко всем категориям земель средняя ставка налога по Краснодарскому краю составит 53,44 руб./га (26,72 руб./га х 2).
Как уже отмечалось, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения садоводства, огородничества, животноводства. Земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются органами местного самоуправления и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ. Плательщиками земельного налога являются эти товарищества, которые должны представлять налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся их земельные участки. Такой порядок уплаты налога установлен для случаев, когда члены товариществ еще не получили документы на земельные участки. Земельный налог начисляется со всей площади земельного участка товарищества, в том числе и с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за физическими лицами, которым в соответствии с Законом "О плате за землю" предоставлены льготы, и их доли в площадях земель общего пользования. Когда члены товариществ получат свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками, исчислять земельный налог каждому из них будут налоговые органы.
Законом "О плате за землю" предусмотрены ставки земельного налога за земельные участки, используемые садоводческими, огородническими и животноводческими товариществами. Статьей 6 Закона установлено, что налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.
В 2002 г. земельный налог за указанные земли будет уплачиваться исходя из средних ставок налога, установленных за земли сельскохозяйственного назначения административного района, с применением коэффициентов индексации: 1,5 - в 1995 г.; 1,5 - в 1996 г.; 2 - в 1997 г.; 1,2 - в 2000 г.; 2 - в 2002 г.
Пример. Члены огороднического товарищества "Зарница", расположенного в сельской местности Ярославской области, выращивают овощи на своих земельных участках. Члены товарищества не получили документы на землю. Льготы по уплате земельного налога членам товарищества не предоставлены. Определим, по каким ставкам будет уплачиваться земельный налог в 2002 г.
При расчете ставок следует исходить из приложения N 1 к Закону "О плате за землю". Средний размер налога по Ярославской области в 1994 г. равен 1215 руб./га. С учетом индексации средняя ставка налога по области составляла в 1997 г. 5467,5 руб./га (1215 руб./га х 1,5 х 1,5 х 2); в 1998 г. - 5,4675 руб./га (5467,5 руб./га : 1000). Данная ставка применялась как к землям общего пользования, так и к землям, находящимся у членов товарищества. В связи с тем что в 1999 г. к землям сельскохозяйственного назначения не применялся коэффициент индексации, ставки земельного налога по этим землям составляли 5,4675 руб./га.
В 2000 г. в связи с применением коэффициента 1,2 средняя ставка налога по Ярославской области составляла 6,561 руб./га (5,4675 руб./га х 1,2). Поскольку в 2001 г. ставки не индексировались, средняя ставка налога была 6,561 руб./га.
В 2002 г. с применением коэффициента индексации 2 средняя ставка земельного налога по Ярославской области составит 13,12 руб./га (6,561 руб./га х 2). Органы местного самоуправления приняли решение повысить ставки земельного налога в 2 раза (часть третья ст.6 Закона "О плате за землю"). Поэтому при расчете налога на 2002 г. огородническое товарищество "Зарница" будет использовать ставку налога, равную 26,24 руб./м2 (13,12 руб./м2 х 2).
Законом "О плате за землю" предусмотрена ставка налога за земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, т.е. за исключением земельных участков, которые предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота. Это земельные участки под постройками для содержания животных, зданиями почты, аптеки, магазина, бани, медпункта, котельной, мастерскими, складами для хранения продукции, а также земли, выделенные под жилищное строительство. За эти земельные участки налог взимался в соответствии с частью второй ст.6 Закона "О плате за землю" в размере 5 руб. за 1 м2 (в 1994 г.). С учетом индексаций в 1995-1997 и в 1999-2000 гг. ставки налога в 2001 г. составляли: [(5 руб./м2 (1994 г.) х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.) х 2 (1999 г.) х 1,2 (2000 г.)] : 1000 = 7,2 коп./м2.
В 2002 г. при коэффициенте индексации 2 ставка налога увеличилась до 14,4 коп./м2 (7,2 коп./м2 х 2).
Пример. Фирма, специализирующаяся на ремонте сельскохозяйственного оборудования, выполняет работы на территории сельского населенного пункта и занимает земельный участок площадью 1800 м2.
В 1999 г. коэффициент индексации 2 применялся к ставкам земельного налога по всем категориям земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому средняя ставка налога за рассматриваемый объект составляла: (5 руб./м2 х 2 х 1,5 х 2 х 2) : 1000 = 6 коп./м2. Сумма земельного налога равнялась 108 руб. (1800 м2 х 6 коп./м2).
В 2000 г. с индексацией ставок по всем категориям земель в 1,2 раза фирма уплачивала налог за свои земельные участки в сумме 129,6 руб. (1800 м2 х 7,2 коп./м2).
В 2002 г. введен коэффициент индексации 2, и органы местного самоуправления приняли решение о повышении ставок налога в 2 раза. Поэтому фирма уплатит налог в 2002 г. в размере 518,4 руб. (129,6 руб. х 2 х 2).
При определении состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, а также для обеспечения космической деятельности, для которых Законом "О плате за землю" установлены конкретные ставки земельного налога, следует воспользоваться ст.88 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.01 г. N 136-ФЗ, в которой указано, что такими землями являются земли, расположенные за чертой поселений и используемые для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В состав земель промышленности и иного специального назначения для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Например, санитарно-защитные зоны промышленных объектов могут подлежать налогообложению.
Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20% от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с приложением 2 (табл.1) к Закону "О плате за землю" для поселений численностью до 20 тыс. человек.
Пример. Организация со своей конторой, цехом по переработке древесины, мебельным производством, складами и машинно-тракторным парком расположена в едином массиве сельской местности в 20 км от райцентра Вологодской области. Общая площадь территории, закрепленной за организацией, составляет 23 000 м2. Определим, по какой ставке облагаются земли данной организации и какую сумму налога ей нужно внести в бюджет в 2002 г.
При решении данного вопроса следует руководствоваться частью 1 ст.9 Закона "О плате за землю", в соответствии с которой налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности устанавливается в размере 20% средних ставок земельного налога, определенных в соответствии с табл. 1 приложения N 2 к Закону "О плате за землю" для поселений с численностью до 20 тыс. человек. По этой таблице определяем среднюю ставку земельного налога. На пересечении строки, соответствующей наименованию экономического района (в данном случае - Северный район), и графы, соответствующей численности населения до 20 тыс. человек, находим, что средняя ставка налога в расчете на год равна 0,5 руб./м2 (средняя ставка приведена в Законе в условиях 1994 г.).
С учетом индексации средняя ставка в 2000 г. составляла:
[(0,5 руб./м2 х 50 (1994 г.) х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.) х 2 (1999 г.) х 1,2 (2000 г.)] : 1000 = 36 коп./м2.
В 2002 г. с учетом коэффициента индексации 2 средняя ставка налога по указанным землям составит 72 коп./м2 (36 коп./м2 х 2).
Норма, по которой следует рассчитать среднюю ставку земельного налога для данного случая, - 20% средних ставок, определенных по табл.1 приложения N 2 к Закону "О плате за землю" для поселений численностью до 20 тыс. человек, поэтому средняя ставка в 2002 г. составит 14,4 коп./м2 (72 коп./м2 х 20%).
Сумма земельного налога, которую уплатит организация в 2002 г., равняется 3312 руб. (23 000 м2 х 14,4 коп./м2).
По землям, занятым полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов (часть 2 ст.9 Закона "О плате за землю"), земельный налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за 1 га земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования. К ставкам налога по данным категориям земель в 2002 г. должен применяться коэффициент 2.
В ряде случаев налогоплательщикам сложно определить, всегда ли индексировались ставки налога за земли водного фонда. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.
В Законе "О плате за землю" оговаривается, что налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам для земель сельскохозяйственного назначения административного района. Как уже отмечалось, средние ставки налога за земли сельскохозяйственного назначения в 2002 г. индексируются.
Таким образом, налог за земли водного фонда вне населенных пунктов будет взиматься по средним ставкам для земель сельскохозяйственного назначения с применением в 2002 г. коэффициента индексации 2.
Землями транспорта в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным этим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта земельные участки могут предоставляться для размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Налог за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с организаций железнодорожного транспорта в размере до 25% от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно приложению N 1 к Закону "О плате за землю". Под полосой отвода железной дороги понимаются земельный участок, на котором размещается земляное полотно с верхним строением пути и водоотводными устройствами, защитные лесонасаждения, линии связи, электроснабжения, производственно-технические сооружения. Исчисление налога организациями железнодорожного транспорта за указанные земли рекомендовано производить по единой средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по территории субъектов Российской Федерации независимо от нахождения полосы отвода железных дорог в городской или сельской местности различных районов. При этом налог за другие земли железнодорожного транспорта, расположенные за пределами полосы отвода железных дорог, исчисляется по установленным законодательством ставкам в зависимости от места расположения облагаемых объектов.
Поскольку в 2002 г. предусмотрен коэффициент индексации к ставкам налога по всем категориям земель, в том числе и по землям сельскохозяйственного назначения, организации железнодорожного транспорта должны уплатить налог за земли в пределах полосы отвода в размере до 25% от ставки налога за сельскохозяйственные угодья с применением коэффициента индексации 2.
Р. Габбасов,
Н. Голубева,
советники налоговой службы I ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 7, 8, февраль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71