Какова правомерность распространения действия пп. 44 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ на расходы по списанию и утилизации бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной периодической печатной продукции организацией, осуществляющей распространение периодических печатных изданий?
В соответствии с Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2002 года введена в действие глава 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), устанавливающая новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль.
Согласно ст. 247 главы 25 НК РФ объектом налогообложения признается прибыль, которая исчисляется российскими организациями как разность между полученным доходом и величиной произведенных расходов, определяемых в соответствии с правилами, установленными главой 25 НК РФ. К числу расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой базы, относятся прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, перечень которых установлен ст. 264 главы 25 НК РФ.
Подпунктом 44 п. 1 ст. 264 главы 25 НК РФ предусмотрено включение в перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, потерь в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в данном подпункте (морально устаревшей) продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходов на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции. Расходом признается стоимость продукции средств массовой информации и книжной продукции, не реализованной в течение следующих сроков:
для периодических печатных изданий - в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания;
для книг и иных непериодических печатных изданий - в пределах 24 месяцев после выхода их в свет;
для календарей (независимо от их вида) - до 1 апреля года, к которому они относятся.
Из изложенного следует, что действие названного подпункта распространяется на организации, осуществляющие производство и выпуск указанной печатной продукции.
Как следует из вопроса, организация осуществляет только распространение печатной продукции, то есть торговую деятельность, а не производство и выпуск этой продукции. В данном случае торговая организация не вправе воспользоваться положениями пп. 44 п. 1 ст. 264 главы 25 НК РФ.
Дополнительно сообщаем, что организации, осуществляющие распространение печатной продукции, могут в соответствии с пп. 43 п. 1 ст. 264 главы 25 НК РФ включить в состав расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой базы по прибыли, расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недостающих экземпляров периодических печатных изданий в упаковках, но не более 7 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания.
А.А. Глинкин,
заместитель руководителя Управления МНС России
по г. Москве советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
5 марта 2002 г.
"Московский налоговый курьер", N 13, 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1