У меня, индивидуального предпринимателя, возникла необходимость получения дополнительных разъяснений по применению на практике Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении ККМ". Прошу дать мотивированные разъяснения на следующие вопросы.
1. Какие правовые нормы устанавливают ответственность за расхождение во времени на кассовом чеке с фактическим временем?
2. Какой нормативно-правовой акт устанавливает порядок определения соответствия времени на чеке фактическому и каковы размеры допустимых отклонений?
3. На каком основании сотрудники ИМНС считают расхождение во времени на чеке фактическим нарушением ст. 2 Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении ККМ" в части использования неисправной ККМ?
4. Какие предусмотренные законом действия имеют право предпринять налогоплательщики, если сотрудники ИМНС проводят проверку с нарушением, а именно, не предъявляют поручение налогового органа на проведение проверки?
5. Учитывая, что в новом КоАП ст. 14.5 устанавливает ответственность только за неприменение ККМ, будут ли с 1 июля 2002 года считаться нарушениями использование неисправной ККМ, отсутствие ценника, невыдача чека, выдача чека с указанием суммы менее уплаченной?
1. Согласно п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745 с изменениями и дополнениями) и разъяснению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 26.01.99 N 16-03-04/74 на выдаваемом покупателям чеке должны отражаться дата и время покупки, в случае если кассовым аппаратом на чеке печатается время, отличное от времени совершения покупки, то в соответствии с пп. "а" п. 8 вышеуказанного Положения данная контрольно-кассовая машина (далее - ККМ) является неисправной.
2. Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ (протокол от 15.06.2000 N 2/56-2000) определено, что допустимое отклонение времени, отражаемого на кассовом чеке, не должно превышать пяти минут от времени, исчисленного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.01.92 N 23 "О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации".
3. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - закон о ККМ) организации и индивидуальные предприниматели (далее - организации) обязаны использовать исправные ККМ.
Одновременно ст. 3 закона о ККМ предусмотрено, что требования к ККМ определяются Положением по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утверждаемым Правительством РФ, в котором указаны признаки неисправной ККМ.
4. Согласно закону о ККМ контроль за соблюдением организациями правил совершения операций с наличными денежными средствами осуществляют налоговые органы. Организации обязаны обеспечивать работникам налоговых органов беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам.
Проверяющие проводят проверки при предъявлении служебного удостоверения и поручения, подписанного руководителем (заместителем руководителя) контролирующей организации, с указанием даты и цели проведения проверки, должности и фамилии проверяющих. По результатам проверки должен быть оформлен соответствующий акт (протокол), подписанный всеми сторонами, принимающими участие в проверке. Свои возражения, пояснения (в том числе замечание по поводу отсутствия вышеуказанного поручения) представитель объекта проверки может указать в акте (протоколе) проверки или написать жалобу в вышестоящую контролирующую организацию о фактах нарушения сотрудниками налоговых органов действующих нормативно-правовых актов при осуществлении ими оперативного контроля.
5. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщикам предоставлено право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
В соответствии с пп. 2.2 п. 2 приказа МНС России от 05.05.99 N ГБ-3-15/120 налогоплательщикам предоставляется информация о всех действующих нормативных правовых актах. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вступает в силу с 1 июля 2002 года.
А.А. Родионов,
заместитель руководителя Управления МНС России
по г. Москве советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
10 апреля 2002 г.
"Московский налоговый курьер", N 14, 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1